Как я уже
писала, школьное образование во Франции начинается с ecole maternelle. Ecole maternelle включает в себя три класса:
- Petite section (PS) - младшая группа
- Moyenne section (MS) - средняя группа
- Grande section (GS) - старшая группа.
Занятия начинаются, как и у нас, с сентября и продолжаются до июня включительно. В сентябре текущего года в PS принимают детей, которым исполняется 3 в текущем году. Например, Ори, ДР которой в декабре, пошла в PS в 2015, то есть в 2 года 9 месяцев. Такие дети имеют право на общее образование, и их обязаны принять в школу. Степень развития ребенка здесь не важна. Например, в классе у Ори были дети, которые почти не разговаривали. Единственным обязательным условием принятия ребенка в школу является его "чистота", как говорят по-французски: ребенок должен обходиться днем без подгузника и уметь ходить в туалет (редкие "несчастные случаи" не в счет). Кому-то может показаться смешным, но во Франции дети подолгу носят подгузники, а с сосками некоторые не расстаются лет до 7-и. Иногда после нового года в PS могут принять ребенка, чей день рождения вскоре после нового года, если посчитают, что ребенок к школе готов, в частности, "чист", и если в классе есть места. В противном случае ребенок будет вынужден ждать следующего сентября. Ори повезло родиться в декабре!
На следующий год, соответственно, ребенок переходит автоматически в MS, а потом в GS. Я не знаю, оставляют ли в maternelle, да и вообще в школе во Франции, на второй год, не слышала о подобных случаях. Вообще, про MS и GS я не могу рассказать в подробностях, так как мы их не посетили. Но вроде, в GS уже учат читать (это дети 5-6 лет). Вообще, во Франции образование, скорее, "академическое". Здесь, в США, мы столкнулись именно с таким разделением: некоторые школы позиционируют себя как academic, другие - как play-based, и каждый доказывает преимущества именно своего подхода! Есть и те, которые, якобы, объединяют два, не знаю, как это работает. Я вот подумала, что наши садики, наверно play-based, а вот во Франции - academic. Там как-то все по-правилам, у малышей уже парты, их приучают к дисциплине, проводят уроки - именно групповые занятия, где все должны сидеть и выполнять то, что говорит учитель. А возможно, я утрирую. В любом случае - дети есть дети, что они там могут делать, кроме как играть и в игровой форме чему-то учиться?
Дальше я расскажу про PS Орианы. Непосредственно школа у нас открывалась 8.30. Детей можно было приводить в какой-то очень короткий промежуток времени, типа, с 8.30 до 8.40. После этого двери закрывались, и попасть в школу было уже не просто (впрочем, мы ни разу не пробовали, как-то мне удалось ни разу не опоздать). Вообще говоря, детей можно было приводить, начиная с 7-и, и тогда они попадали в продленку. Продленка была общая для всех классов, и это как бы отдельный организм, сотрудничающий со школой, находящийся с ней в одном здании, но ей не подчиняющийся.
Где-то с 9.00 до 11.30 у них были занятия, один перерыв, кажется, получасовой, на прогулку, и один перерыв на перекус. На занятиях они рисовали, перебирали разные фигурки, лепили, клеили. В общем, все то, что делают дети в садиках. На прогулке бегали, катались на велосипедах. На прогулке, насколько я могла заметить (пару раз глянув через забор), дети были предоставлены сами себе, воспитатели стояли в сторонке. Пару раз в неделю у них был спорт - в спортзале: бегали с мячиками, лазали с препятствиями.
На утренний перекус еда закупалась родителями по-очереди для всего класса (до нас очередь так и не дошла), а список этой самой еды выдавался заранее учителями. В списке были фрукты, овощи, супчики - все только полезное. Обед был, по-моему, с 11.30 до 12.30 (я, возможно, по прошествии года уже немножко путаю точное время, но суть остается). Он накрывался в отдельной столовой, все сидели за круглыми столами по 6 человек примерно, воспитатели ходили, немного помогали. Еду готовили здесь же, на месте. Еду нужно отдельно оплачивать. А вообще говоря, ребенка можно на обед забрать домой, а потом снова привести.
Потом у малышей из PS был послеобеденный сон, по-моему, часа полтора, тоже в отдельной комнате. Там стояли двухъярусные кровати, но на всех их не хватало, и некоторые спали на полу на матрасах. Постельное белье школа предоставляла, и стиралось оно там же. На сон можно было приносить любимую мягкую игрушку - дуду, и даже соску. В остальное время брать дуду и соску запрещалось. В PS дети всегда спят, а вот в GS послеобеденного сна уже нет. В MS - как повезет, зависит от школы. В некоторых школах ребенку предоставляется выбор - спать днем или нет. А в некоторых - нет, и все. В нашем классе PS тем, кто не спал, или рано просыпался, разрешалось пойти в комнату к "большим", где они тихонько во что-то играли. По рассказам Орианы, учительница им читала сказки на сон и пела песенки.
После сна следовал полдник - полдник нужно было приносить самостоятельно и только для своего ребенка - и время для игр. Насколько я знаю, вечером уже нет занятий. Школа прекращала работу в 3.30. Детей нужно было, опять же, забрать в короткий промежуток между 3.30 и 3.40. Всех, кого не забирали, отправляли на продленку, где они гуляли и играли до прихода родителей. Продленка закрывалась в 7. Я один раз на 10 минут опоздала, мне звонили, выясняли где я, и дождались. Если же родители за ребенком не являются, и их не удается локализировать, ребенка отводят в полицию до выяснения обстоятельств.
В école maternelle вообще четырехдневка, по средам они не учатся. Некоторые школы вообще по средам не работают. По такому случае родителям на предприятии можно попросить тоже 4-хдневку. Наша школа работала в среду утром до обеда. (Вообще, я сейчас задумалась - может, это новый закон во Франции, что теперь школы по утрам работают, а не только наша такая?) На обед и после обеда детей, которых не могли забрать родители, отвозили на продленку в другую школу - в нашем городе было только две ecole maternelle - они там кушали, спали, играли. Я никогда не оставляла Ори в среду после обеда, договорилась со своими руководителями, что по средам буду работать из дому.
В нашей школе была система бейджиков. Утром нужно было "чекиниться" и выбирать, будет ли ребенок есть в школе, спать в школе, и пойдет ли он на послешкольную продленку. Если не "зачекинить" обед, например, то его ребенку может не хватить. А если "зачекинил", например, продленку, но потом ребенка забрал, то все равно будет считаться, что он на продленке был, и этот день придется оплачивать. Но это все же редкие ситуации.
Как я уже сказала, в школе был спортзал, столовая, спальни, и по комнате для каждого класса. Туалет был отдельно, и, кажется, один на всю школу. Дети ходили туда строем перед обедом, перед сном, и по очереди, когда надо. В классе Ори было 29 человек. Вроде, по французским меркам можно максимум 30. При этом, на класс приходилась одна учительница и одна нянечка. Возможно, в русских садиках так же, но по сравнению с американскими, мне кажется, что 30 - это много, когда речь идет о 3-4-летках! Особенно в начале, когда дети привыкают...
Вообще, привыкание дается тяжело, это все родители и учителя подтверждают. В класс приходят одновременно 30 детей. Некоторые из них до этого были в яслях и знакомы с тем, что такое коллектив. А некоторые до 3-х лет сидели дома, или были у няни, так как
ясли достаются далеко не всем. Такие дети пугаются, ревут, не хотят отпускать маму. Глядя на них даже те дети, которые до этого вели себя спокойно, начинают реветь. И вот ревут уже все, а воспитателей всего двое, и они просто физически не могут всех успокоить... В нашем классе рев длился недели две. Потом большинство привыкли, и только один мальчик ревел каждый день все три часа пребывания в школе, пока мама не забирала его на обед. Ужас...
Поэтому малышей в PS рекомендуют приводить "постепенно". В нашем случае класс разделили на две половины. Первая половина по списку пришла в школу в понедельник, а во вторник не пошла; вторая половина (и Ори) пошла только во вторник, а в среду они уже пошли все вместе. При этом, нас настоятельно просили, если есть такая возможность, не оставлять детей с первого дня на целый день: в первый день забрать до обеда, во второй день забрать после обеда, в третий день забрать после сна, и только потом подключать продленку. По этому поводу Фаб взял отпуск.
Для родителей в начале года провели родительское собрание, где можно было обсудить все вопросы. Среди недели поговорить с учительницей почти невозможно: на то, чтобы привести ребенка, отводится 10 минут, на то, чтобы забрать тоже; учительница физически не может за это время переговорить со всеми родителями, к тому же, она должна присматривать за остальными детьми; а если приводишь и забираешь с продленки, то ее вообще не видишь. В общем, чтобы поговорить с учительницей, нужно "записываться к ней на прием". Наша нам сказала: "Если я ничего не говорю вам о вашем ребенке, значит, у него все хорошо". У нашей Ори всегда все было хорошо.
Кстати, что-то я ничего не написала о том, как записываться в школу. Я уже говорила, что школы бывают государственные и частные. У частных - свои отдельные процедуры. А в государственные нужно записываться в Мэрии своего района. Делается это в апреле, кажется, заполняется отдельное досье, прилагаются необходимые документы. Через какое-то время из Мэрии приходит ответ, что вы записаны в школу - по своему району - и школа приглашает вас на собеседование. Собеседование проходит без ребенка. От нас был Фабьен. Я уже не помню, что там точно спрашивали, но какие-то стандартные вопросы. Потом еще нужно заполнить документы, сделать фотографию ребенка. В июне нас, и других родителей из нашего будущего класса, пригласили на осмотр школы. Туда уже желательно было приходить с детьми. Обычно такой осмотр проводит директор, но она, кажется, заболела, и нас принимала наша будущая учительница. Нам показали класс, спальню, спортзал, двор, столовую, туалет. Все рассказали, но я мало что услышала и запомнила. Потом примерно то же нам повторяли уже на родительском собрании.
Еще несколько фактов. В школе празднуются дни рождения детей. По этому поводу имениннику разрешалось принести какое-нибудь лакомство, тортик. Наша школа просила родителей, у кого есть возможность, приносить какие-нибудь поделочные материалы, колбочки с работы и т.д. В школе делаются фотографии. Если родители против того, чтобы его ребенка фотографировали, они могут подписать соответствующую бумагу. Для каждого ребенка в школе создается папочка, куда складываются его фотографии, песенки, которые они разучивают, его рисунки, поделки, и иные раздаточные материалы. Родители могут иногда забирать эту папочку на выходные, но так она хранится в школе. Для общения с родителями (как я уже сказала, лично пообщаться с каждым учителя не в состоянии) предусмотрены другие папочки, куда учителя кладут документы с разной информацией, и родители тоже что-то могут положить, чтобы учитель прочитал.
Детей называют по именам, я не слышала, чтобы где-то фигурировали фамилии. Что странно, учительница и нянечка тоже представились детям по имени, вроде, их так и можно было называть. Не знаю, это только у нас в школе так, или это частая практика в ecole maternelle. Вообще, поскольку во Франции нет отчеств, а называть преподавателя по имени все же сильно фамильярно, то в старших школах ученики обращаются к преподавателям "мадам" и "месье", иногда с фамилией, чаще - без. За это я ручаюсь, так как сама была такой "мадам"!
Вот, вроде, что хотела написать. Если что еще вспомню - допишу в комментариях. Да, повторюсь, хотя уже говорила - ecole maternelle, как и все школьное образование во Франции - бесплатная. Платить нужно за обеды и за продленку, но это относительно небольшие суммы (относительно тех же ясель!). Еще что добавлю: у нас была самая обычная районная школа, мы ее никак не выбирали и ничего о ней не знали. Нам она очень нравилась! Возможно, нам повезло. За всю Францию, конечно, не скажу. Думаю, многое от района зависит. В общем, как обычно - если у кого-то есть отличный опыт, или дополнения - you are welcome!
А вот, что еще не осветила - каникулы! Но об этом, пожалуй, отдельно.