У меня в жизни есть не так много принципов, но есть определенные установки, как указатели, которые помогают в навигации. Их достаточно много, я хочу написать про один из них: "Нельзя никого ничему научить, можно только научиться
( Read more... )
Принцип "никого нельзя научить, можно только научиться" я тоже поддерживаю. Но из него для меня вовсе не следует, что учить не надо. Для меня из него следует: "Учи, но не жди результатов". На мой взгляд, это принципиальная разница. Потому что если ребенок вообще не знает о существовании зубной щетки, то чистить зубы он не будет никогда (например, если живет в каком-нибудь племени). Понятно, что дело не в щетке и не в зубах, это только пример. Если ребенок слышит от мамы "спасибо", "пожалуйста" и "прости" - то наступит момент, когда он осмысленно скажет это сам. Если нет - такой момент не наступит никогда. вопрос в том, хочу ли я, чтобы этот момент наступил? Если хочу - я буду учить и ждать. Не дрессировать, а учить, в этом есть глобальная разница
( ... )
Полностью согласна. Тут наверное вопрос терминов. Для меня все основные нормы существования постигаются в среде родителей, я писала скорее о том, что станут осознанными они только в определенный момент. До этого - это просто факт жизни - как дождь, вечер, зима, мы не причиняем боль. Поэтому вовлеченность родителя в создание такой среды очень важна, я больше писала о том, что ожидание от ребенка осознанного обучения тем или иным нормам - вещь зависимая от его возраста. То же касается наказания. Я не считаю неодобрения наказанием. Мои очень четко видят и знают, что приемлемо, и что нет. Например, причинение боли ведет к немедленной остановке его действия, а если он настаивает, я унесу-уведу, несмотря на крики, твердо и однозначно. Но я не жду, что он поймет, что такое боль для окружающих, пока не дорастет до этого, и не буду считать его плохим, если он пока этого не понимает. Но допускать все равно не буду, это среда, это наша семья, и в нашей семье мы не причиняем боль.
не поняла зачем идти спать с нечищенными зубами? и почему они "вполне могут" ..? Пока они еще спиногрызы, это я -мама, слежу за их здоровьем и я чищу им зубы. Во всяком случае по рекомендации стоматолога нужно чистить до 7 лет. т.к. у детей не та сила нажима. После 7ми чистят на автомате как собаки Павлова. В целом на тему поста этот нюанс не влияет, ...просто при чтении споткнулась на этих словах.
скажите, а как быть если ребенок привыкнет просто напросто не делиться, не сдерживаться и так далее? ну не возникнет у него такого желания, учиться этому, просто потому что дети прекрасно понимают и видят выгоду того или иного поведения для достижения своих целей.
Вот именно, дети прекрасно понимают выгоду, а ничего выгодного в таком поведении нет, и особенно если мама будет регулярно обращать внимание на это. "Видишь, тебе не захотелось отдавать игрушкой, поэтому мальчик не хочет больше играть с тобой, ты его обидел". "Ты так громко кричал, что мы вынуждены были уйти, потому что всем мешали". Если при этом мама будет в присутствии ребенка рефлексировать "я рассердилась и вышла из комнаты, потому что почувствовала, что могу накричать на тебя, а мне не хотелось", "конечно возьми, мне приятно с тобой поделиться", то вопроса, мне кажется, вообще не будет.
если мама, ведет себя правильно то конечно. у меня перед глазами просто есть совершенно иной пример. хоть убейте меня я не верю что двухлетний ребенок не понимает что бить и кусаться это плохо и больно, однако мама ребенка реагирует интересно - малыш чувствуя что его счас накажут начинает либо плакать сам, либо ластиться а мама произносит сакраментальную фразу "ну он же маленький"... а старший 4,5 лет получает за двоих потому что не уследил. и совершенно естественно что ребенок чувствует некую безнаказанность, которая позволяет ему вести себя ужасно. Ваш подход к воспитанию напоминает рекомендации Гиппенрейтер)))
Да, конечно все зависит от подхода родителей. А наказания приводят ребенка не к выводу, что бить и кусать - это плохо, а что бить и кусать можно, но главное, чтобы мама не заметила - отсюда появляется вранье и подлость. Когда мой младший дрался или пытался кусаться, я останавливала, но я не ругала, я говорила твердо - мы так не делаем, ты разозлился, значет отойти, иди побей игрушку. Ты еще маленький, но ты научишься не драться. И старшей говорила - он еще маленький, он еще не понял, что так поступать нельзя. Сейчас он не дерется и не кусается, просто уходит, когда вспылит. Да, Гиппенрейтер много полезных вещей мне дала, впрочем, она не первая, кто об этом писал.
Comments 91
Reply
То же касается наказания. Я не считаю неодобрения наказанием. Мои очень четко видят и знают, что приемлемо, и что нет. Например, причинение боли ведет к немедленной остановке его действия, а если он настаивает, я унесу-уведу, несмотря на крики, твердо и однозначно. Но я не жду, что он поймет, что такое боль для окружающих, пока не дорастет до этого, и не буду считать его плохим, если он пока этого не понимает. Но допускать все равно не буду, это среда, это наша семья, и в нашей семье мы не причиняем боль.
Reply
В целом на тему поста этот нюанс не влияет, ...просто при чтении споткнулась на этих словах.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment