В нынешнем Вольске есть два, как сейчас модно говорить, бренда - Вольское высшее военное училище тыла и цементное производство. Этим можно гордиться, но цементное производство доставляет и много хлопот жителям города и окрестностей, лет не прибавляет, здоровья не добавляет. Как знать, может сегодня, когда интенсивность производства снизилась, горожанам и дышать стало полегче. Хотя огромные белые тучи видны еще задолго до города - с Волги, от поворота на Балаково. Огромные белые взвеси чужеродно висят среди синеющей Волги, зелёных лесов и белоснежного песочного берега. Деятельность цементных, известковых и абсоцементных производств связана с выбросом большого количества пыли и газов в атмосферу, сбросом в Волгу загрязненных сточных вод и образованием твердых промышленных отходов. Даже если отбросить только портящих экологическую ситуацию соседей Шиханы и Балаково, экологическая обстановка в красивейшем волжском городке близка к критической и это даже при том, что, как я уже упомянул, заводы работают не в полную силу и в связи с приходом иностранцев ужесточились требования к стандартам, в том числе и в области загрязнения окружающей среды. Главное предприятие города ОАО «Вольскцемент» выбрасывает 69,18% всех выбросов от стационарных источников. Главным акционером завода является «Холсим (Рус)». Мудрые европейцы понимают, что такие производства лучше бы подальше были от родных краёв.
До самого конца 19-го века Вольск был знаменит хлебным делом. Из промышленных заведений в городе преобладали водяные мельницы. Из промыслов были развиты логичные для волжского городка работа на судах и бурлачество. Однако к концу века первенство в хлеботорговле отошло к соседу - тогда ещё только селу Балаково. И стать бы, казалось, Вольску захолустным городком, если бы не цементные заводы, которые принесли городу очевидный расцвет. А началось всё с того, что в 1896 г. из Петербурга до вольских меловых гор по железной дороге добрались полковник Померанцев и горный инженер Антипин. Они приобрели за бесценок 9 десятин земли: смеси твердых и мягких известняков с мелом и глинами и убедили акционеров из столицы России вложить деньги в «Товарищество для производства глухоозёрского портландцемента», переименованный позднее в "Большевик". 6 июля 1897 г. завод заработал. За неполные семь месяцев здесь произвели 100 тыс. бочек цемента по 160 кг каждая. А вся Россия выпускала тогда 1 млн. бочек. Спустя ещё четыре года купец Плигин построил завод, который потом перекупил Зейферт, ныне заброшенный завод «Красный октябрь». В 1912 году акционерным обществом «Ассерин» был основан ещё один завод, производивший цемент. Саратовское акционерное общество в 1913-1914 годах построило ещё один завод.
Итак бы жить припеваючи на "сером золоте", но серьезным препятствием была сезонность. Это казалось всех сфер деятельности. Волга не могла "работать" круглый год, а дороги и сейчас-то в Саратовской губернии не везде идеальные, а в те времена до многих уголков по бездорожью было не добраться. Спасением и толчком для дальнейшего развития стала железнодорожная ветка Аткарск-Вольск.
Двадцатый век подарил новые препятствия. Гражданская, Великая Отечественная войны, всё это отразилось на производстве. В разгар классовой борьбы, в которую Вольск был вовлечён крайне интенсивно, в 1918 году заводы встали. Первым после тысяче дневного простоя ожил "Красный Октябрь", упомянутый раньше как предприятие Плигина и Зейферта. Уже в двадцать первом веке завод без войн и революций превратился в развалины и огромный заросший карьер, но об этом чуть далее. Еще через четыре года, в 1925 году возобновил деятельность "Большевик", ещё через два "Коммунар" (бывшее Саратовское акционерное общество), еще через два - "Комсомолец" (бывший "Ассерин"). Позднее был запущен очень важный для цементного производства завод нормального песка, который до этого у нас не производился, а покупался заграницей. Разумеется, в годы массовых строек, пятилеток и больших свершений цемент шёл на ура. Лишь Великая Отечественная снизила эти темпы.
Интересно то, что до 1935-1936 годах цемент перевозился в деревянных бочках. При заводах были большие бондарные промыслы, для них завозили десятки тысяч кубометров леса. А в 1935 году началась планомерная работа по изменению правил отгрузки цемента. Теперь цемент отгружался в бумажных мешках. Для погрузки на волжские суда и в вагоны были установлены ленточные транспортёры. Теперь с цементом было удобнее работать и на стройках: куда проще было засыпать цемент в бетоносмесители из мешка, чем из бочки.
В трудные послевоенные годы Вольские цементники должны были обеспечивать повышенный спрос на цемент - разрушенное войной хозяйство страны требовало восстановления. Кроме того, уже началась холодная война и много бетона шло на строительство объектов, строившиеся для повышения обороноспособности страны. В 1949 году на заводе «Комсомолец» был успешно освоен скоростной обжиг клинкера. Инициаторы скоростного обжига машинисты вращающихся печей Д.А. Чернецов, А.И. Харитонов и директор завода В.А. Салтыков были удостоены Сталинской премии.
В 1951 году на заводе «Красный Октябрь» нашли ещё один способ повышения производительности вращающихся печей: была уменьшена влажность шлама поступающего в печь. За эту разработку машинистка сырьевых мельниц Т.А. Иванова также была удостоена Сталинской премии. В 1952 году Сталинской премии была удостоена целая группа новаторов из Вольска. Они разработали способ водяного охлаждения корпусов вращающихся печей. Таким образом, год за годом вольские цементники увеличивали выпуск цемента. Если в 1946 году выпуск цемента на всех четырёх заводов составлял 312 тысяч тонн, то в 1949 году уже 761 тысяча тонн.
В 1960-е годы на цементных заводах в строй были введены две 135 метровые вращающиеся печи производительностью 50 тонн клинкера в час. Тогда же были построены новый цементно-помольный цех с четырьмя мельницами, электровозное депо и тяговая подстанция. Вывоз из карьеров сырья для заводов стал осуществляться мощными промышленными электровозами. Погрузку 80-ти тонных вагонов-думкаров осуществляли 11 экскаваторов с ёмкостью ковшей по 4 и 8 кубометров.
В 1974 году один только завод «Большевик» выпускал 2,5 млн. тонн цемента. Для сравнения: в 1913 году все цементные заводы Российской империи выпускали 1,75 млн. тонн цемента.
Вольский цемент применялся и применяется на сооружении гидроузлов и электростанций. Он шёл на строительство новых промышленных центров. Знаменитая Останкинская телебашня тоже выстроена из цемента произведённого в Вольске. Вольский портландцемент по своему качеству находится на уровне лучших мировых стандартов, а тампонажный цемент был лучшим на просторах всего Советского Союза. Вольские сульфатостойкие цементы идеально подходят для изготовления бетонов, которые работают в условиях воздействия агрессивных сред. Вольские цементы рекомендованы к применению в условиях многократного попеременного замораживания и оттаивания, увлажнения и высыхания цементного камня.
Сегодня производство цемента сосредоточено в виде ОАО "Вольскцемент". Также строится еще один завод в районе посёлка Клёны. Если посмотреть на Вольск по спутниковой карте, то увидим три больший карьера, из которых наиболее заметен "Большевик". Один из карьеров вместе с заводом заброшен. Первый зарастает, второй разрушается, ибо даже стащить оттуда уже нечего.
Этот пост никогда бы не появился, если бы не уважаемый
volskcement. Я еще после первого приезда в Вольск досадовал, что не увидел город с высоты главной горы, потом к этому добавилось огромное желание посмотреть хотя бы один из вольских карьеров. Я долго прикидывал, как попасть туда, рассматривал спутник, потом разыскал человека с ником
volskcement, ну казалось бы, кому как не ему знать. Действительность превзошла все ожидания, В. любезно пригласил меня в гости в свой город и устроил такую экскурсию, которую не устроит ни один музей, ни одна турфирм. Я увидел все карьеры, увидел тот город, который никогда бы не рассмотрел сам. Хотя об этом несколько позднее. В который раз через ЖЖ я познакомился с замечательным человеком и надеюсь еще поисследовать с ним саратовскую землю. И, конечно, отдельный привет его стальной колеснице, также волжанке - она рассекала по каменистым уклонам и меловым холмам и открывала нам вольские красоты.
1. Заводоуправление
2. Остаётся только пожелать, чтобы трёх цифр было мало
3.
4.
5. По карьеру проложена железная дорога. На волжском берегу - большая станция "Большевик".
6. По десяткам путей здесь движутся электровозы со специальными платформами-думпкарами, перевозящие добытое сырье в специальный заготовительный цех.
Туда же ленты транспортеры доставляют опоку.
7. Привезенное мельчат, просеивают, смешивают с водой, после чего полученная масса поступает к вращающимся вокруг своей оси печам.
8. Их пять, это лежащие на специальных опорах с небольшим наклоном гигантские трубы: две - по 135 м длиной, три - по 185 м.
Вес каждой более 4 тыс. тонн, а диаметр - 5 м.
9. Сквозь такую трубу, как через тоннель, мог бы проехать железнодорожный состав.
10. В печах при температуре 1300-1400° шлам, заранее подготовленное сырье,
превращается в клинкер, который затем размалывают на специальных мельницах и он
становится готовым цементом.
11. Его доставляют в хранилища, упаковывают, грузят в железнодорожные вагоны, на пришвартованные к заводской пристани суда, на автотранспорт и, наконец, отправляют потребителям.
12.
13.
14.
15.
16. Как-то раз, внезапно, в Вольске обнаружили кальцефилы
17. Строительство нового завода
18.
19. В районе посёлка Клёны нам постоянно напоминают про кальцефилы.
20. Следующий карьер "Коммунар"
21.
22. Окрестные горы обладают почти неисчерпаемыми запасами мела, мергеля, глины, опоки, песка.
23.
24. Вольские мастера умеют изготавливать 7 видов цемента.
25. На основе местного цемента работает единственный в Поволжье Вольский завод АЦИ - асбоцементных изделий
26.
27.
28. Окрестности завода "Красный октябрь". Завод разрушен, карьер зарос, но люди живут, хотя работы уже нет.
29. Это самые настоящие старые бараки, хотя и с кондиционерами, спутниковыми тарелками и ларьком
30.
31.
32.
33.
34. Здесь удивительная атмосфера, киношникам здесь не понадобились бы декорации, да и актёры, возможно.
35.
36.
37.
38. Все три часовых механизма давно остановлены
39.
40. В карьере есть люди. Прогуливаются, обозревают.
41.
42.
43.
44. Останки того самого предприятия Плигина и Зейферта
45. Что потом стало Красным Октябрём
46. А когда красные дни ушли
47. стало развалинами
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54. Возможно, тут и проживали предприятие Плигин и Зейферта, ну или хотя бы управляющий заводом.
55.
Использованные материалы:
1) Балаковская народная энциклопедия. Автор: Юрий Каргин, Саратов,2007.
2) Д.С. Худяков. Хвалынская «кругосветка»: Книга для дорожного чтения. - Саратов, 2006.
3)
http://www.ruzgd.ru/volsk2.shtml4)
http://www.zel-ugolki.narod.ru