Несмотря на то, что Берлинская cтена пала уже более двадцати лет назад, Берлин еще долго будет ассоциироваться с ней, тем более, что и сами берлинцы охотно эксплуатируют этот бренд. В городе бесчисленное количество выставок, экспозиций, мемориалов, музеев посвященных Стене и бесчисленное количество сувениров на эту тему, надпись Berliner Mauer в Берлине будет преследовать вас повсюду. В свое время даже пришлось часть оставшихся фрагментов стены защищать специальной сеткой, поскольку охотников за кусочками стены всегда хватало - они и сейчас продаются в сувенирных лавках города по вполне себе приличным ценам.
Собственно и сами Бранденбургские ворота, которые являются одним из самых известных символов не только Берлина, но и всей Германии, являлись частью Стены, они находились на территории Восточного Берлина (стена в этом месте как бы «вдавалась» в территорию Западного Берлина), и граждане из Западного Берлина попасть к самим воротам не могли. Впрочем, как и восточные - ворота были отгорожены от Восточной части «мини-стеной». Сегодня ворота - символ воссоединения страны.
Сейчас, гуляя по ультрасовременному Берлину, уже сложно поверить, что холодная война однажды разрубила этот город неприступной стеной, что по разную сторону вдруг оказались родные и близкие, огромное количество судеб было поломано этим сооружением. Сложно поверить, что пустовали шикарные нынче площади, были разделены границей станции метро, мосты, вокзалы, заложены кирпичом окна и двери домов, попавших на приграничную территорию. Сейчас есть огромное количество информации об этом историческом явлении, вы можете с навигатором пройтись со специальной программой-экскурсией, но теперь и правда сложно представить до какого маразма могут дойти политические режимы и сколько бед это приносит обычным людям.
Сегодня от самого известного сооружения Берлина не так уж и много осталось. Пожалуй, гораздо, меньше, чем ожидают увидеть туристы. И не так легко понять без соответствующей карты понять, где проходила Стена, ведь это далеко не было прямой линией, разделившей город на две части.
Я обнаружил замечательный ресурс на тему Берлинской Стены -
http://www.berlin.de/mauer/index.ru.html. Там все очень здорово структурировано и систематизировано. Поэтому, если вы в Берлине, захотите обнаружить остатки Стены и побольше узнать о её истории, сразу переходите на этот сайт. Я же приведу фотографии наших прогулок в поисках остатков Стены, снабженных преимущественно информацией с вышеупомянутого сайта и википедии.
Немного истории - Берлинская стена была возведена 13 августа 1961 года по рекомендации совещания секретарей коммунистических и рабочих партий стран Варшавского договора и на основании решения Народной палаты ГДР. За время своего существования несколько раз перестраивалась и совершенствовалась. Последняя крупная реконструкция была в 1975 году. К 1989 году представляла из себя сложный комплекс, состоящий из бетонного ограждения общей протяжённостью 106 км и высотой в среднем 3,6 метра; ограждения из металлической сетки протяжённостью 66,5 км; сигнального ограждения под электрическим напряжением, протяжённостью 127,5 км;
земляных рвов протяжённостью 105,5 км; противотанковых укреплений на отдельных участках; 302 сторожевых вышек и других пограничных сооружений; полосы из острых шипов длиной в 14 см и контрольно-следовой полосы с постоянно разравниваемым песком. Протяженность составляла 155 км, из них 43,1 км в черте Берлина.
Ограждения отсутствовали в местах прохождения границы по рекам и водоёмам. Первоначально действовали 13 пограничных контрольно-пропускных пунктов, но к 1989 году их число сократилось до трёх. 9 ноября 1989 г. под влиянием массовых народных выступлений Правительство ГДР сняло ограничения на сообщение с Западным Берлином, а с 1 июля 1990 года полностью отменило пограничный контроль. В течение января - ноября 1990 года все пограничные сооружения были снесены, за исключением отрезка в 1,3 км, оставленного как памятник одному из самых известных символов холодной войны.
До строительства стены граница между западной и восточной частью Берлина была открыта. Разделительная линия протяжённостью 44,75 км (общая протяжённость границы Западного Берлина с ГДР составляла 164 км) проходила прямо по улицам и домам, каналам и водным путям. Официально действовал 81 уличный пропускной пункт, 13 переходов в метро и на городской железной дороге. Кроме того, существовали сотни нелегальных путей. Ежедневно границу между обеими частями города пересекали по различным причинам от 300 до 500 тысяч человек.
Отсутствие чёткой физической границы между зонами приводило к частым конфликтам и массовой утечке специалистов в ФРГ. Восточные немцы предпочитали получать образование в ГДР, где оно было бесплатно, а работать - в ФРГ.
Сооружению Берлинской стены предшествовало серьёзное обострение политической обстановки вокруг Берлина. Оба военно-политических блока - НАТО и Организация Варшавского договора подтвердили непримиримость своих позиций в «Германском вопросе». Оба блока и оба германских государства наращивали свои вооружённые силы и активизировали пропаганду против противника. В условиях обострения обстановки вокруг Берлина руководители стран ОВД приняли решение закрыть границу. Слухи о подобных планах носились в воздухе ещё в июне 1961 г., но лидер ГДР Вальтер Ульбрихт тогда отрицал подобные намерения. С 3 по 5 августа 1961 г. в Москве было проведено совещание первых секретарей правящих коммунистических партий государств ОВД, на котором Ульбрихт настаивал на закрытии границы в Берлине. 12 августа соответствующее постановление принял Совет министров ГДР. Полиция Восточного Берлина была приведена в состояние полной готовности. В 1 час ночи 13 августа 1961 началось осуществление проекта. Около 25 тысяч членов военизированных «боевых групп» с предприятий ГДР заняли линию границы с Западным Берлином; их действия прикрывали части восточногерманской армии. Советская армия находилась в состоянии готовности.
13 августа 1961 года началось строительство стены. В первом часу ночи к району границы между Западным и Восточным Берлином были подтянуты войска, которые в течение нескольких часов полностью блокировали все участки границы, находящиеся в черте города. К 15 августа вся западная зона была обнесена колючей проволокой, и началось непосредственное возведение стены. В тот же день были перекрыты четыре линии Берлинского метро - U-Bahn - и некоторые линии городской железной дороги - S-Bahn (в период, когда город не был разделен, любой берлинец мог свободно перемещаться по городу). Были закрыты семь станций на линии метро U6 и восемь станций на линии U8. В связи с тем, что эти линии шли из одной части западного сектора в другую его часть через восточный сектор, было принято решение не разрывать линии западного метрополитена, а лишь закрыть станции, находящиеся в восточном секторе. Открытой осталась только станция Friedrichstrasse, на которой был организован контрольно-пропускной пункт. Линия U2 была разорвана на западную и восточную (после станции Тельманплац) половины. Потсдамер-Плац также была закрыта, так как находилась в приграничной зоне.
Для посещения Западного Берлина гражданам ГДР требовалось специальное разрешение. Правом свободного прохода обладали только пенсионеры.
Наиболее известны случаи побегов из ГДР следующими путями: 28 человек ушло по прокопанному ими самими тоннелю длиной 145 метров, совершались полёты на дельтаплане, на воздушном шаре из нейлоновых фрагментов, по верёвке, перекинутой между окнами соседних домов, на машине с откидывающимся верхом, с помощью тарана стены бульдозером.
В период с 13 августа 1961 года по 9 ноября 1989 года было совершено 5075 успешных побегов в Западный Берлин или ФРГ, в том числе 574 случая дезертирства.
В годы холодной войны в ГДР существовала практика выпуска граждан на Запад за деньги. Такими операциями занимался Вольфганг Фогель, адвокат из ГДР. С 1964 по 1989 год он устроил переход границы в общей сложности для 215 тысяч восточных немцев и 34 тысяч политзаключённых из восточногерманских тюрем.
По данным правительства ГДР, при попытке пересечь Берлинскую стену погибло 125 человек.
По современным российским данным общее число погибших при попытке пересечения границы составило 192 человека (погибли от применения оружия пограничниками ГДР, утонули, разбились и т. д.), ранения получили около 200 человек, свыше 3 тысяч были арестованы.
12 июня 1987 года Президент США Рональд Рейган, произнося речь у Бранденбургских ворот в честь 750-летия Берлина, призвал Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва снести Стену, символизируя тем самым стремление советского руководства к переменам: "Господин Горбачёв, откройте эти ворота! Господин Горбачёв, разрушьте эту стену!"
9 ноября 1989 в 19 часов 34 минуты, выступая на пресс-конференции, которая транслировалась по телевидению, представитель правительства ГДР Гюнтер Шабовски огласил новые правила выезда и въезда из страны. Согласно принятым решениям, граждане ГДР могли получить визы для немедленного посещения Западного Берлина и ФРГ. Сотни тысяч восточных немцев, не дожидаясь назначенного срока, устремились вечером 9 ноября к границе. Пограничники, не получившие приказов, пытались сперва оттеснить толпу, использовали водомёты, но затем, уступая массовому напору, вынуждены были открыть границу. Встречать гостей с Востока вышли тысячи жителей Западного Берлина. Происходящее напоминало народный праздник. Ощущение счастья и братства смыло все государственные барьеры и преграды. Западноберлинцы, в свою очередь, стали переходить границу, прорываясь в восточную часть города.
В течение последующих трёх дней Запад посетили более 3 миллионов человек. 22 декабря 1989 открылись для прохода Бранденбургские ворота, через которые была проведена граница между Восточным и Западным Берлином. Берлинская стена ещё стояла, но всего лишь как символ недавнего прошлого. Она была разбита, расписана многочисленными граффити, рисунками и надписями, берлинцы и посетители города старались унести на память кусочки, отбитые от некогда могущественного сооружения. В октябре 1990 последовало вступление земель бывшей ГДР в ФРГ, и Берлинская стена была за несколько месяцев снесена. Лишь малые части её решено сохранить как памятник для последующих поколений.
1. В период раскола города Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor), - бывшие городские ворота и эмблема Берлина, - находились в советском секторе города сразу за пограничной чертой.
В ночь на 13 августа 1961 года граница, в том числе и у Бранденбургских ворот, была закрыта наглухо. Сюда подогнали водометы и бронетранспортеры.
22 декабря 1989 году по распоряжению руководства ГДР на Парижской площади был организован дополнительный переход. Дорога через Бранденбургские ворота была открыта вновь.
http://www.dradio.de/dlf/sendungen/dlfmagazin/1527755/bilder/image_main/ 2. Очень характерное для нынешнего Берлина скопление строительных кранов. Город активно строится, развивается. Помнит о прошлом, но движется в будующее.
http://sonnenallee.wikispaces.com/Die+Grenze++ 3.
http://www.focus.de/fotos/am-brandenburger-tor-raeumen-grenzsoldaten-mit-friedlichen-mitteln_mid_554198.html 4.
5.
http://www2.evangelisch.de/themen/politik/zahlen-und-fakten-zur-berliner-mauer46325 6. Меня долго мучил вопрос, а что же Рейхстаг? На чьей половине находился он. Оказывается, он находился в Западном секторе. Но прямо впритык, практически по его восточной стороне проходила граница.
7. Вот вид с него - по Маршалову мосту также проходила граница. Следующий мост с вокзалом это Берлин-Фридрихштрассе. В годы Холодной войны рядом со станцией существовал пограничный переход и зал свиданий ("Зал слёз") для жителей из двух частей города.
http://www.tagesspiegel.de/berlin/s-bahnhof-friedrichstrasse-die-aufnahme-aus-den-80er-jahren-zeigt-die-mauer-am-reichtagufer-foto-/3937154.html 8. «Трабант» (нем. Trabant - Спутник), полное название - Sachsenring Trabant («Заксенринг Трабант»), - марка восточногерманских микролитражных автомобилей, производившихся народным предприятием Sachsenring Automobilwerke. «Трабант» стал одним из символов ГДР.
http://www.entdecke-deutschland.diplo.de/Vertretung/entdeckedeutschland/de/__pr/2012__taegliche__Nachrichten/November__2012/121109-1.html 9. Такие магазины на каждом шагу. Огромное количество сувениров, книг и других материалов по Стене.
10. Дом в районе Александерплац. Бывший Восточный сектор. Вполне бы мог украсить собой Чертаново.
11. А это граффити на доме, где мы снимали апартаменты. В Берлине очень много качественных граффити и нередко они касаются политики.
12. Не североирландские murals, конечно, но тоже очень интересно.
13. При этом на остатках стены периодически встречаются совсем неинтересные каракули. Выставка уличной живописи "East Side Gallery".
14. Здесь граница проходила тоже по Шпрее, река в этом плане это очень удобно, а мосты через неё - замечательные КПП.
15.
16. Длина сохранившегося участка бывшей тыльной стены составляет около 1,3 км. Таким образом, «Галерея восточной стороны» (East Side Gallery) является самой протяженной галереей под открытым небом. Вместе с тем, она представляет собой самый большой по длине участок стены тыльного заграждения в Берлине, который удалось спасти от сноса.
17. С 1992 года эта галерея под открытым небом охраняется государством как памятник.
18.
19. Борьба с разрушением «Галереи восточной стороны» сопряжена с большими трудностями. Уже вскоре после ее создания потребовались реставрационные работы, ведь многие картины, написанные неподходящими красками без грунтовки на бетоне, начинали быстро ветшать.
20. Некоторые были замараны. Грамотно отреставрировать удалось лишь считанные из них.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31. Одно из самых известных граффити Стены. Работа российского художника Дмитрия Врубеля "Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви". Изображает поцелуй Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и руководителя ГДР Э. Хонеккера.
32. В 2009 году граффити, размещённое на фрагменте Берлинской стены, было стёрто в рамках реставрации, проводившейся к 20-й годовщине сноса Берлинской стены. Автор граффити Д. В. Врубель согласился отреставрировать его.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39. Михаил Сергеевич по понятным причинам в Германии очень популярен. Часто встречается в виде матрешек.
40.
41. Здесь граница проходила прямо п середине Шпрее. Смотрим с Востока на Запад.
http://www.flickriver.com/photos/die-ter/tags/mauer/ 42. Девчонки, сидящие на Обербаумбрюкке сидят фактически на границе Восточного и Западного Берлина. Сегодня этот мост соединяет районы Кройцберг и Фридрихсхайн. С 1961 по 1989 год мост служил контрольно-пропускным пунктом, которым разрешалось пользоваться только пешеходам.
43.
44.
45.
46. 5 октября 1961 года Удо Дюлик предпринял попытку бежать вплавь через реку Шпре из Восточного Берлина в Западный. Однако силы покинули его, и он утонул, не доплыв до западно-берлинского берега. На набережной Грёбенуфер (Gröbenufer), как тогда называлась набережная Май-Айим-Уфер (May-Ayim-Ufer), пожарникам из Западного Берлина удалось вытащить его из воды, но он уже был мертв.
47.
48. Пробег знаменитых трабантов.
49. Маленький зелененький мы увезли с собой в Москву. Тёма с удовольствием катает его по квартире, не задумываясь о политике.
50.
51. Если приглядеться, то в Берлине можно найти отголоски социалистического прошлого. То борода Маркса вылезет...
52. ..то Карл Либнехт энергично потрясает кулачком.
53. Дорога, ведущая к ультрасовременной Потсдамской площади. Сейчас на ней стоят небоскребы, деловые центры и очень оживленно. 13 августа 1961 года между Потсдамской и Лейпцигской площадью были установлены заграждения, отделявшие советскую часть территории и превратившие со временем этот участок в огромный пустырь посреди города. Здесь, между двумя стенами на территории Восточного Берлина, пролегла «полоса смерти». Со стороны Западного Берлина эта часть города тоже стала глухим местом, где не было ни души.
http://www.berliner-verkehrsseiten.de/bus/Linien/E-Grenz/body_e-grenz.html 54. Остатки Стены в районе КПП Чарли.
55.
56. Один из самых известных КПП Стены - Чекпойнт "Чарли". Чекпойнт "Чарли".
57. В октябре 1961 года этот КПП стал ареной «танкового противостояния». Превратившись в символ столкновения между державами. КПП «Чарли» приобрел самую большую известность среди всех КПП Берлина.
58. 26-27 октября 1961 г. в Берлине возник конфликт, известный как «инцидент у КПП «Чарли»». Советская разведка донесла Хрущеву о готовившейся американской попытке снести пограничные заграждения на Фридрихштрассе. К КПП «Чарли» прибыли три американских джипа с военными и гражданскими лицами, за ними шли мощные бульдозеры и 10 танков. В ответ на Фридрихштрассе прибыла 7-я танковая рота капитана Войтченко 3-го батальона 68-го советского гвардейского танкового полка. Советские и американские танки стояли друг против друга всю ночь. Советские танки были отведены утром 28 октября. После этого были отведены и американские танки. Это означало окончание Берлинского кризиса.
Click to view
59.