В Мурманск добирался витиевато. Сначала самолетом до Питера, там до Ладожского и уже всей компанией поездом до конечной. Пожалуй, самая концентрированная в плане транспорта поездка года: метро, маршрутка, самолет, маршрутка, метро, 27 часов поезда, междугородний автобус - 3,5 часа, 22 часа поезда, метро, маршрутка, самолет, автобус, метро. Из 5 дней, что не был дома, больше половины заняла дорога. Даже 2 осенних трансатлантических перелета на этом фоне кажутся ерундой.
За время, что идёт поезд, успеваешь как следует отоспаться. Мурманск встретил погодой куда более приятной, чем в столицах. Снежно, тепло. На улице темень. Та же темень будет и на утро. На часах 11 утра, но нет никакого намека на просвет. До полярной ночи еще день (ну да, она имеет официальные даты начала и конца). Чуть позже мы узнали, что немного раньше нашего приезда было северное сияние. Увидеть это удивительное явление хотят многие, но, как говорят, мэры иных городов - "могут не только лишь все, мало кто может это делать". Саша Козьмин
akozmin_7 вообще заявил, что только скажи ему про это самое сияние и он готов, как есть, без зимней одежды, в чем застало известие, бежать, сломя голову, глядеть на него во все глаза. И я ему верю, он может. Тот, кто купался в Весьегонске в октябре и выходил в шортах в декабре на карельских полустанках, может!)
От Мурманска я не ждал каких-то особенных достопримечательностей. Точнее я знал, что фактически их там и нет. Городу нет и ста лет и нет в нем ничего выдающегося ни в плане архитектуры, ни в плане каких-то исторических артефактов. Но он примечателен сам по себе, как единое целое. Особенно это ощущается, когда смотришь на него, с сопок, откуда открывается вид на весь город. Это один из крупнейших портов России и, конечно, именно это определяет характер города. В Мурманске, пожалуй, ничего не боишься пропустить. Вряд ли среди большого нагромождения не сильно симпатичных панельных домов, можно отыскать какую-то особенную прелесть или интересные детали этого города. Даже централньая площадь "Пять углов" не производит хоть сколько-нибудь значительного впечатления. Разве что только мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» с его знаменитым Алёшой пропустить было никак нельзя.
Если начинать читать про достопримечательности области, увиденное впечатляет. Большая часть достопримечательностей природная, но есть и уникальные храмовые деревянные комплексы такие, как, например, в Варзуге. При этом в области много промышленности, да и военных и по-прежнему остается немало. Но и доступного обычным туристам хватит не на один приезд. В этом плане Мурманск едва ли может привлечь путешественников и надолго задержать в себе. Будем откровенны, это такой перевалочный пункт к разным интересным местам в области. Но, повторюсь, общий вид города впечатляет. Находил я какие-то общие черты и с Владивостоком, хотя здесь совершенно разные масштабы городов и уровень жизни. Из сильных отличий - Мурманск в полном объеме познал, что такое Великая Отечественная, будучи почти полностью сожжён. По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду. К тому моменту это был почти полностью деревянный город, состоявший из бараков, железнодорожных вагонов, приспособленных для жилья и вид, в целом, имевший не сильно презентабельный. Однако, стратегическое значение незамерзающего порта переоценить сложно. И тут важно упомянуть, что катализатором для появления города на побережье Кольского залива Баренцева моря стала война предшествовавшая той, что так страшно прошлась по мурманской земле - Первой мировой. Россия стремилась получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив для доставки военных грузов от союзников по Антанте в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей. Сегодня цели и грузы большей частью мирные, хотя я бы не зарекался, увы.
После войны Мурманск восстанавливался ударными темпами и до 90-х годов, пожалуй, это были золотые времена этого города. С наступлением нового времени население города сократилось чуть ли не в полтора раза и можно и не говорить, что 90-е, как и для всей страны, были очень трудным временем для города.
Мурманск - крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом и с этим самым полярным кругом история следующая: здесь все либо единственное, либо самое крупное за полярным кругом. Будь то мост через Кольский залив, самый крупный за полярным кругом или, например, самый северный троллейбус и самый северный океанариум в мире. Отличное место для тех, кто любит быть самым-самым. Вместе с тем, на начало декабря запасенная мною в поездку теплая одежда пригодилась только в Полярных Зорях, а в Мурманске я осознавал нахождение в Заполярье только из различной топонимики.
Нас поселили в удивительном месте - гостинице "Огни Мурманска". С одной стороны, это просто уютная гостиница на одной из городских вершин, в очень красивом окружении, с другой - из нее открывается вид на весь город. Эта самая другая сторона счастливым образом досталась мне - именно из моего номера открывался этот умопомрачительный вид. Ко мне стали являться ходоки в лице
akozmin_7 и
marina_shandar, восторженно щелкая затворами фотоаппаратов. При гостинице есть водный комплекс с саунами, бассейнами и всем прочим, склон и прочие зимние аттракционы. Но самая изюминка, как мне кажется, это видовой ресторан, из которого открывается все тот же впечатляющий вид на весь город. При этом там можно попробовать всяких гребешков, крабов и морских ежей. Это к вопросу о рыбных меню в Мурманске. Знаю, что некоторые люди к своему удивлению не сразу находили места, где можно было бы попробовать столь логичную в этих краях морскую кухню. Мы же больше всего надегустировались трески в разных ее проявлениях. В какой-то момент я даже начал слагать о ней стихи из серии "Гамлет от тоски...". Рыба демократичной цены, но при этом очень вкусная.
В этой уютной гостинице я бы, пожалуй, мог спокойно безвылазно проторчать несколько дней, тем более, что полярная ночь к тому располагает, но не отсыпаться же мы приехали в Мурманск. Часов в 11 утра, когда свет на улице даже не думал показываться, мы поехали смотреть
атомный ледокол Ленин, о чем я уже рассказывал.
1.
2. В городе ,кстати, напряженка с магнитами. Их выбор мал и они почему-то очень дорогие. В гостинице оказались самые симпатичные. Среди сувениров обыгрывается тема северных народов, оленей и т.п. Хотя от самого Мурманска вся эта экзотика еще порядочно далеко.
3.
4.
5. Утренний вид совсем не радовал. Плотный туман, серое небо.
После посещения ледокола мы отправилсь гулять. Основной целью было попасть к знаменитому Алёше. От морского вокзала мы перешли к железнодорожному, от которого ходит транспорт по всему городу. Как и во Владивостоке, морской и железнодорожный вокзалы рядом, но масштабы совершенно разные. У железнодорожного же вокзала находится самое высокое здание города - гостиница "Артика". Самое высокое здание города имеет ... 18 этажей.
6. Вид на порт.
7. Железнодорожный вокзал.
Мемориал защитникам Заполярья «Алёша». Такое название прикрепилось почти сразу. Памятник был заложен 17 октября 1969 года, а к его возведению приступили в мае 1974. К 30-летию разгрома германских войск в Заполярье - 19 октября 1974 года состоялось открытие монумента. Инициатором сбора средств на сооружение памятника стал коллектив плавмастерской «Резец». Проект комплекса был разработан советским архитектором И. А. Покровским и скульптором И. Д. Бродским.
8.
Высота постамента памятника - 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Статуя «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе «Родина-мать». В России среди памятников, помимо статуи «Родина-мать», выше «Алёши» московские памятник Петру I и монумент Победы. Взгляд воина устремлен на запад, в сторону Долины Славы, где во время Великой Отечественной войны проходили наиболее ожесточённые бои на подступах к Мурманску.
9.
Перед монументом располагается подиум «Вечный огонь», который был выполнен из блоков природного камня чёрного цвета. Чуть выше, рядом с фигурой солдата - покатая трёхгранная пирамида. По замыслу авторов - это приспущенное в знак скорби по павшим воинам боевое знамя.
10.
У подножия памятника замурованы две капсулы. Одна с морской водой с места героической гибели легендарного корабля «Туман», другая - с землёй из Долины Славы и из района боёв на рубеже Верман.
11.
12. От мемориала отличный обзор на весь город, если вам повезло с погодой. И вроде бы я уже в тот день оставил надежду насладиться этими видами...
13.
14.
15. ...но в какой-то момент неожиданно прекратился снегопад, а небо стало ясным. Тут мне снова вспомнился Владивосток, где я наблюдал в течение дня совершенно фантастические смены погоды. Причем в какие-то минуты все менялось
16.
17. Мурманск ближе к закату ненадолго порадовал нас красивыми видами.
18.
19.
20. Порт, залив и сопки - основная доминанта пейзажа. Даже присутствующая в кадре, упомянутая ранее, гостиница "Арктика" особо не выделяется.
21.
22.
23. А если рассматривать Мурманск более детально, то встречается большей частью такое.
24. По всему городу огромное количество совсем небольших магазинчиков с различой рыбой.
Всем правит его величество палтус. Затариться разного рода рыбным на какой-то момент стало моей идеей фикс. Формально в городе существует некий рыбный рынок или даже несколько таких рынков, но где он, мы так толком и не поняли. Рыбные магазинчики, как я упомянул, повсюду. В одном из понравившихся мы и осуществили шоппинг. Этот приятный запах я даже сейчас могу воскресить в памяти. Наверняка, купе, в котором я ехал обратно, тоже его помнит.
От рыбы к людям. Хотелось бы упомянуть, что люди здесь приветливые и очень отзывчивые. В общем, теплый народ (для Севера, как я понимаю, вообще явление харатерное). Так что можно смело запускать в массы рефрены в духе "Самый теплый народ за полярным кругом" и тому подобное. Вспомнилась сценка - подходим к женщине на остановке, чтобы выяснить, как добраться до такой-то улицы. Она не знает. Достает телефон набирает знакомой и все подробно выясняет, усаживает нас в маршрутку, в маршрутке внимательно смотрит за тем, чтобы мы не пропустили свою остановку. Не хочется наговаривать на свой родной город, но с трудом представлю такое в Москве - знаешь, не знаешь, отмахнулся да пошел дальше.
25.
Конечно не прокатиться на самом северном в мире троллейбусе было бы просто преступлением. Мы насладились этим аттракционом несколько раз.
26.
27. Что выдает самый северный троллейбус в мире? Конечно же крыша с начёсом внутри. В особо лютые морозы, когда электричество в проводах замерзает, троллейбус приводится в движение с помощью оленей.
28. Мурманск закономерно тяготеет ко всему Питерскому. Как точка миграции, в абсолютно питерских табличках с названиями улиц и номерами домов, в молодежи в зенитовской атрибутике. Это роднит его с Псковом или с, к примеру, Новгородом
29.
30.
Поездка в Мурманск состоялась благодаря блог-туру, организованному ЛАЭС.
Использованы материалы с википедии.