Оригинал взят у
pavel_shipilinв
Раскольники из Ватикана Суть разногласий между Западом и Востоком лежит в древних церковных спорах
Папа Бенедикт XVI
по удивительной католической доктрине - глава Вселенской церкви и заместитель Иисуса Христа
25 января папа римский Бенедикт XVI на экуменическом богослужении заявил, что в современном мире возрастает необходимость единства христиан. «Сегодня есть огромная потребность в примирении, диалоге и взаимопонимании - не в моральных нравоучениях, а в христианской аутентичности, чтобы христиане действительно значимо присутствовали в реалиях нашего времени», - процитировало понтифика
радио Ватикана.
Люди, мало с церковной историей, иногда с недоумением спрашивают: «Почему православные не желают объединяться с католиками?»
Попробуем ответить вместе.
Дословно филиокве (лат. filioque) переводится «и от сына». Маленькая вставка, которую в одностороннем порядке ввел Рим в общепринятый Символ веры, привела к разделению сначала церквей, а потом и народов.
Если кто не знает,
Символ веры произносится хором всеми находящимися в храме во время Литургии. И у католиков, и у православных он звучит одинаково, в соответствии с догматом, первая часть которого составлена на Никейском соборе (325 год), а вторая - на Константинопольском (381 год), где оба Символа веры были соединены в один документ.
Отличается лишь в восьмом пункте.
- Православный вариант: (Верую) «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
- Католический вариант: (Верую) «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца и от сына исходящаго,
Именно эта вставка стала причиной разделения церквей, окончательно оформившееся в 1054 г. Инициатором раскола была Римско-католическая церковь.
Ересь о филиокве имеет древние корни.
Еще один важный для нашего рассмотрения пункт Символа веры - девятый: (Верую) «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Уже первые христиане поняли, насколько существенно, чтобы социум принял единые нормы человеческого общежития и морали и не допускал собственных трактовок вероучения. То есть, трактовки, конечно, возможны, если с ними согласятся все. Именно для того, чтобы выработать единое мнение по серьезным вопросам, и собирались соборы. На них вполне демократически решались важные богословские проблемы.
В частности, I Вселенский собор собрал около трехсот епископов, в том числе делегатов от территорий, не входивших в состав Римской империи. Римский папа направил двух пресвитеров. Символ веры был принят без пунктов 8, 9, 10, 11 и 12. Они были добавлены лишь спустя больше чем полвека в Константинополе, на II Вселенском соборе. По некоторым данным, Символ веры был утвержден в редакции, которую составили на Римском поместном соборе и прислали на рассмотрение общехристианского.
Однако первые попытки исправить на свой лад Символ веры, принятый «единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью», начались практически сразу после того как «формула» была утверждена. Уже в IV и V веках на Западе стали сомневаться в верности общепринятого Символа веры, а в VI и VII веках на поместных соборах в Толедо филиокве узаконили и распространили на всю территорию современной Испании.
Мне до сих пор странно, что по этому поводу не был созван Вселенский собор, чтобы разобраться с новой ересью (пожалуй, стоит оговориться, что с еретиками, если их не удавалось переубедить, боролись лишь отлучением - никаких сожжений, четвертований или других страшных кар никогда не было и быть не могло). По всей видимости, нововведениям толедских епископов просто не придали должного значения. А надо было.
Возможно, испанским богословам удалось бы, наоборот, переубедить всех остальных - кто знает? В этом случае христианская церковь все равно оставалась бы и Соборной, и Апостольской, и Единой.
Не случилось.
Реформатор Карл Великий и консерватор папа Лев III
Лев III (справа) - последний римский папа, который твердо отстаивал демократические христианские принципы, не побоявшись даже гнева всесильного покорителя Западной Европы Карла Великого (слева)
Одним из самых главных идеологов разделения церквей, на мой взгляд, можно считать Карла Великого. Довольно образованный человек для своего времени (по крайней мере, умел читать), он возомнил себя не только богословом, но и защитником и, фактически, апологетом филиокве. Король франков был набожным, защищал Римского первоиерарха то от лангобардов, то от самих римлян, и в 800 году в знак признательности его заслуг понтифик Лев III водрузил на его голову корону императора Западной Римской империи. Карл Великий застеснялся, но корону с головы не снял.
В 809 году он созвал в Аахене собор под собственным председательством с целью внедрить в Символ веры филиокве. Получив ожидаемое одобрение от зависимых от него церковников, император направил ко Льву III гонцов, которые должны были убедить лояльного папу узаконить редакторскую правку Карла. Папа был бесконечно благодарен Карлу, и готов был, наверное, короновать его хоть королем всего подлунного мира, но переступить через дело всей своей жизни не смог.
А чтобы навсегда выбить из голов неофитов невиданную ересь, он
приказал начертать Никео-Цареградский символ на двух серебряных досках,
по-гречески и на латыни, и повесить их в главном римском храме - соборе
Св. Петра с надписью: «Я, Лев, постановил это по любви к православной
вере и для охранения ее». Сами доски не сохранились - есть лишь
упоминание об этом событии в римских хрониках.
Надо отдать должное Карлу Великому - он это публичное унижение стерпел. Тем не менее не признанная демократическим Вселенским собором прибавка к Символу веры тихой сапой была принята в разных местах Галлии, Испании, Италии и Германии.
Карл умер в 814 году, Лев III - в 816-м. А добавка филиокве превратилась из темы богословского спора в принципиальное разногласие между церквями, поскольку не обсуждалась ни на одном Вселенском соборе, но произносилась на Литургиях в западноевропейских храмах.
Серебряные доски со стен собора Св. Петра незаметно убрали, и о них больше никто не вспоминал.
Как поместная церковь превратилась во Вселенскую
Если опустить подробности, Римско-католической церкви соборность стала просто тесна. Кроме того, папами все чаще становились если можно так выразиться, «варварские» епископы - то есть, не римские, которые чтили традиции. Над новыми папами уже не довлели исторические и религиозные предрассудки, им сравнительно легко давался отказ от канонического единства со своими христианскими братьями и сестрами из Константинополя¸ Антиохии, Александрии и других авторитетных центров. Да и административно Западная Европа становилась все сильнее, что придавало римским первоиерархам уверенности в своей правоте.
Удивительно, но уже в 904 году, через каких-то тридцать-сорок лет после введения филиокве повсеместно, власть пап переродилась в порнократию, которая длилась больше полувека. Разумеется, период, известный в церковной истории как «время блудниц», освещался политическими противниками слишком пристрастно, но даже Ватикан признает, что за несколько десятков лет X века сменилось большое количество пап, отличавшихся весьма распущенным образом жизни.
Никто не связывает папский разврат с филиокве. Мне же кажется, что внезапно появившееся ощущение вольницы, когда над тобой и рядом с тобой нет никого, кто имел бы право воззвать к совести, сыграло свою злую роль. Искушение выдерживают далеко не все, тем более, когда нет контроля. А око божье, видимо, в тот роковой век (да и позже) мало кто на Западе воспринимал всерьез.
Логическим продолжением филиокве я считаю и крестовые походы, когда было впервые произнесено: «убей неверного» - до этого убийство любого человека, а не только христианина, считалось смертным грехом.
С течением времени римские папы перестали ограничиваться духовной властью - власть Рима многие из них понимали слишком буквально. В конце концов, должность понтифика стала лакомым куском для многих нечистых на руку мужчин и даже (по слухам) женщин. А после эпохи Борджиа от Рима начали отпадать целые страны, которым идеи Мартина Лютера с его аскетизмом пришлись по душе. Ну, сами подумайте, откупаться от бога индульгенциями - это ли не издевка над верой?
Если бы не открытие Америки, власть Римско-католической церкви сегодня признавалась бы лишь на Пиренеях, Апеннинах, в Чехии и Польше. Ну, и по чуть-чуть - во Франции да Германии. Сегодня же католики, большие любители посчитать единоверцев по головам, гордо заявляют о миллиарде своих прихожан. И это правда. Но правда и то, что арифметика вряд ли поможет доказать верность ереси о филиокве.
Можно ли склеить расколовшийся сосуд
Каждый из нас в состоянии сам ответить на вопрос, возможно ли воссоединение Римско-католической церкви с остальными Апостольскими христианскими Церквями. Сегодня их, согласно диптиху, пятнадцать:
- Константинопольская
- Александрийская
- Антиохийская
- Иерусалимская
- Русская
- Грузинская
- Сербская
- Румынская
- Болгарская
- Кипрская
- Элладская
- Албанская
- Польская
- Православная Церковь Чешских земель и Словакии
- Православная Церковь в Америке
Не хватает одной - Римско-католической, которая до 1054 году по христианскому этикету стояла в этом списке первой. Не главной, не единственной, не вселенской, а - первой среди равных. Как вы думаете, сможет кто-то из понтификов признать ошибку тысячелетней давности, а значит, сложить с себя «полномочия» наместника Бога на земле?
Думаю, ответ очевиден.
Не все так безнадежно
Впрочем, в последнее время Римско-католическая церковь делает реверансы в сторону православия. И это, на мой взгляд, вполне естественно - в Ватикане, как и в Москве, очень серьезные богословы, они точно знают, как в действительности было дело. Православные совершенно справедливо именно от католиков ждали если не откровенного покаяния, то хотя бы первых шагов к примирению.
И они наконец были сделаны. На II Ватиканском соборе (1962-1965 гг.) тональность по отношению к другим христианским конфессиям радикально изменилась. «Уже не призывы «возвратиться» в лоно «Матери-Церкви», а равноправный диалог стал определяющим в отношениях с Православием. Впервые после разделения 1054 года Римско-католическая церковь официально признавала, что Православные Церкви обладают апостольским преемством и таинствами, необходимыми для спасения», - пишет в замечательной статье митрополит Волоколамский Иларион. Собор завершился взаимным снятием анафем 1054 года, осуществленным одновременно папой Павлом VI в соборе Св. Петра в Риме и патриархом Константинопольским Афинагором в Фанаре 7 декабря 1965 года.
Митрополит Волоколамский Иларион довольно подробно излагает, почему дело потом застопорилось. Но примирение, конечно, и не может быть быстрым - слишком много за тысячу лет накопилось взаимных обид. Но лично мне приятно слышать сигналы, которые Москве то и дело посылает Ватикан.
Вот что, например, не так давно говорил римский папа Бенедикт XVI:
- Достопочтенный Иоанн Павел II в своем целостном и гармоничном видении Европы обращался к метафоре «двух легких», созданной поэтом Вячеславом Ивановичем Ивановым. Необходимо вернуться к полноте и «дышать двумя легкими», заново осознавая глубокую общность культурных и религиозных корней, без которых сегодняшняя Европа выглядела бы неполноценной, без души.
- И сегодня эти корни живы и животворят как на Востоке, так и на Западе. Они не только могут, но и должны породить новый гуманизм, новую эпоху подлинного развития человечества, чтобы действенным образом ответить на многочисленные и порой судьбоносные вызовы, которые время бросает нашему христианскому миру и нашим сообществам.
- Сделаем так, чтобы Европа вновь дышала полными легкими, возвратим душу не только верующим, но и всем народам нашего континента. Принесем в мир доверие и надежду, укоренные в тысячелетнем опыте христианской веры!
Слово папы римского Бенедикта XVI на концерте православной музыки в Ватикане 20 мая 2010 года.
Это пока, разумеется, не покаяние. Но очень близко к нему.
Титул римского папы звучит так: епископ Рима, викарий (заместитель) Христа, преемник первейшего князя Апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, примас (первенствующий епископ) Италии, архиепископ и митрополит провинции Романии (область около Рима), правитель суверенного государства града Ватикан, раб рабов Божиих.
Статья митрополита Илариона
Великая Схизма: православный взгляд Я начал было писать пост об украинских греко-католиках, но вскоре понял, что без предварительного текста о разделении церквей не обойтись. Разумеется, это упрощенный взгляд мирянина, богословы нашли бы в нем много если не ошибок, то вольных трактовок. Но мы ведь не богословы?
Христианская церковь много веков определяла (и, к счастью, все еще определяет) жизнь европейцев. Она формировала их характеры, собирая эти крупицы в ментальность целых народов. Например, Римско-католическая церковь в свое время совершенно без всякого основания назвала схизматиками (раскольниками) сначала православных византийцев, а чуть позже - нас, русских. Убежденность в том, что вера в России «неправильная», жива в сознании, например, тех же поляков. Отсюда и традиционно пренебрежительное отношение к нам «правильных» католиков.
В будущем хочу поделиться своими мыслями по поводу изречения старца Филофея «Москва - третий Рим», установления Патриаршества на Руси и некоторых других христианских тем.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ БЛОГА