Про Балаклаву

Nov 07, 2008 13:01




В рамках августовского посещения города-героя Севастополя, удалось посетить и пригород-герой - Балаклаву. В Балаклаву примчали по нескольким надобностям сразу: хотелось посетить близлежащие горы, осмотреть все окрестности и насладиться видами, отведать свежайших рыбных и мясных блюд, арендовать яхту, пронестись по черноморским далям и окунуться непременно в открытом море. Помимо указанного, понятно, никак нельзя было пройти мимо бывшей подземной базы советских подводных лодок - "Объекта 825 ГТС". Вот этим темам и будут посвящены немного текста и несколько десятков картинок, размещённых ниже. Это часть третья моего севастопольского заезда, позже последуют ещё две.

Для интересующихся и адептов строгой последовательности: Часть первая и часть вторая.



Про горы и батарею



В 15 километрах от Севастополя, между мысами Фиолент и Айя, раскинулось одно из старейших поселений Крыма - Балаклава. Как сообщают нам разнообразные источники, Балаклава находится на юго-востоке от Севастополя, на берегу удивительной и живописной бухты. Название бухты в переводе с турецкого языка означает «Рыбье гнездо». Город небольшой, какой-то не слишком суетный и в целом очень приятный. Понятно - Балаклава со всех сторон повязана с морем. Кроме уникальных памятников природы, здесь сохранились следы генуэзской крепости Чембало и древних храмов, овеянных поэтическими легендами. Но больше всего поражают мощные подземные сооружения с огромным количеством лабиринтов и 600-метровым каналом для прохода атомных подводных лодок. Но обо всём своевременно!



Надо отметить - в Балаклаву прибыл почти сразу из Москвы, ещё толком в море не искупавшись, потому мимо пляжа проходил скрепя сердце. А уж по горной дорожке вверх идти хотелось только теоретически. Однако кратковременный выход в невысокие горы себя полностью оправдал.



Упорно лезли вверх по таким вот живописным тропкам и любовались минималистичным (до поры, до времени) горно-лесистым пейзажем. На дорожках кое-где лежат пустые бутылки (в том числе - водочные!!!), разные обрывки и прочий туристический сор. Всё-таки граждане с дерьмом в голове водятся в любом климате.



Взобравшись наверх, обнаружили море. На дворе малось за +35, купаться хочется - сил никаких нет, море - кругом, а внутрь не сядешь. Ну, стало быть, придётся всё вокруг беспощадно фотографировать.



Очередная тропинка вывела нас на останки артиллерийских батарей. Сразу же становится понятно - тут было серьёзное военное сооружение, не просто прилепленное на гору, а выполненное с большим тщанием.



Надо отметить - даже с точки зрения наводчика орудия, Балаклавская бухта выглядит очень живописно. Минут двадцать личного времени посвятил её бездумному разглядыванию глазами, без объективов. Понравилось.



Добрался до неплохо замаскированного ДОТа. Осмотрел внимательно и попробовал прикинуть что из его глубин видно пулемётчику. Всё видно насквозь.







Про строгий запрет



Спустившись с гор - навострились забраться в море. В море, понятно, купаться запрещено, об чём висит соответствующий знак. Рядом с таким знаком никак нельзя удержаться от купания, а чтобы нарушать письменное указание было проще - на берегу лежит специально устроенный железный трап. По нему и спустились в море, заодно упустив необыкновенно современные застёжки с высоковалютных ласт. Ласты стали ни к чему непригодны. Хоть на сувениры разбирай.





Вылезши из черноморских пучин покурить и пощуриться на солнце, обратили внимание на стайку девчушек лет 10-12, прыгавших вот с этого мостика в море. До воды не меньше 20 метров (а скорее и побольше). Мостик проложен над одним из выходов подземной базы советского подводного флота. Отсюда должны были выходить на задания подводные лодки Черноморского флота СССР.



Про секретный фарватер

Искупавшись - отправились на экскурсию. На секретный, между прочим, объект. В начале пятидесятых Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок, а летом 1957 года в этом райском местечке появились горнопроходчики, и закипела круглосуточная, в четыре смены, работа.

В 1961 году бывший проект вступил в строй под кодовым наименованием "Объект 825 ГТС". О масштабах этого сооружения можно судить, к примеру, по тому, что в случае ядерной войны в его подземной гавани могли укрыться целая бригада подводных лодок и несколько тысяч человек, а общая выработка скального грунта за время его строительства превысила 25 тысяч кубометров. Сверхсекретный "объект 825" мог выдержать ядерный взрыв огромной мощности и включал в себя сухой док, цеха, командные пункты и канал, позволявший субмаринам, зайдя в завод со стороны Балаклавской бухты, выходить прямо в открытое море, причем не только в надводном, но и в подводном положении.



Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода семи подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время. Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно.



В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной - 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью "закупоривать" подземный объект. Такой же ботопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, ботопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось "пяти Хиросимам". Для смягчения ядерного удара все подземные сооружения, включая водный канал, имели закругленную форму. Ещё про секретный объект.



Главное задание, возлагавшееся на подземную базу - ремонт субмарин, пополнение боезапаса, горючего, замена аккумуляторных батарей. Для этого были созданы мощные ремонтные мастерские с новейшим на то время оборудованием, и склады торпед и ракет, в том числе - с ядерными боеголовками. Численность высококвалифицированных рабочих промышленно-производственного комплекса достигала сотни человек.
Однако со временем, несмотря на всю свою уникальность и мощность, подземный завод в Балаклаве начал терять стратегическую значимость. Связано это было с переходом Военно-морского флота СССР на лодки других классов, которые были намного сложнее в обслуживании и больше по размерам. Поэтому завод работал до 1993 г. В марте 1995 года из Балаклавской бухты была выведена последняя подводная лодка, и Военно-морская база подводных лодок в Балаклаве перестала существовать.



В 1994 году подземный комплекс был выведен из эксплуатации и после официального рассекречивания объекта с 1 июня 2003 году открыт для экскурсионного посещения как филиал Центрального музея Вооруженных Сил Украины. В экспозиции, задуманной как военно-морская история Украины, в историко-хронологическом порядке разворачиваются темы: история основания и развития Балаклавы, история надводного и подводного флотов. Отдельно, в штольне, где хранилось ядерное оружие, размещается военно-морское вооружение старого и современного образцов. В водном канале в перспективе планируется разместить подводную лодку, а пока посетителям предложат возвращение после экскурсии к входу в музейный комплекс на катере. Сама штольня - выдолбленный в скале и одетый в железобетон водный подземный канал - настолько привлекателен для туристов, что музей открыл для них двери, несмотря на то, что оформление тематических экспозиций еще не завершено и далеко не все еще здесь благоустроено.



Но следует отметить, что при проектировании столь грандиозного объекта допустили, как минимум, две очень серьезные ошибки: не подумали о том, что подводные лодки со временем могут стать ... больше по размерам. Поэтому подземная база просто физически не могла принять подводные лодки проектов, последовавших за проектом 633. Вследствие второй ошибки, обусловленной неточностью гидродинамических расчетов, за все время существования Балаклавской базы ни одна (подтвердить или опровергнуть указанное не могу) подводная лодка не вышла из южного выхода подземного водного канала (какраз то место, куда прыгали с моста загорелые бесстрашные пигалицы). Источник.



Внутри комплекса в самый жаркий августовский солнцепёк - около +15, холодновато. Посетителей было мало, фотографировать можно что угодно и чем угодно. Пожалуй, единственное место, где ко мне вообще не приставали с вопросами относительно штативов и объективов. Пришлось самому приставать. Поговорил с одним из смотрителей, расспросил хорошо ли ему тут работается. Он ответил в том духе, что очень хорошо. Только денег мало платят и очень уж этот мешок каменный на психику давит. На том и расстались.



Побролили ещё часа полтора по переходам и коридорам. Экспонатами музейный комплекс не изобилует, но если возьмётся за дело понимающий человек с бюджетом - можно будет за пояс заткнуть множество разных музеев самого высокого уровня. Даже несмотря на то, что мародёры разворовали базу почти дотла. Нескольких из них было бы отлично замуровать аккуратно в стены Объекта и эксплуатировать в качестве преданий и видений. Самое место там для околовсяческих видений.



Желающие могут ознакомиться с репортажем Первого канала, сделанным на рассматриваемом объекте.

Про балаклавскую бухту



Прошлись по бухте, полюбовались на кораблики всех цветов и размеров. Практически на всём, стоящем у причалов, можно выбраться в море. Вопрос всего лишь в договорённости с капитаном. Торговаться при этом - можно. И вообще - хороший собеседник в море очень ценен, как нам потом уже пояснили.



Оценили боевую мощь братского украинского ВМФ. Не знаю - относятся ли эти суда к ВМФ? Или это полувоенная береговая охрана скорее с таможенными функциями?



Присмотрелись и поняли: Балаклава - она тоже город контрастов. Утлые челны плещутся рядом с такими вот олигархическими посудинами. Было отрадно понимать: яркие синенькие декоративные подсветочки граждане ставят не только на свои автомобили, но и на куда более дорогие морские суда. Чисто как дети!







Про выход в море



Пока гуляли по порту - выбрали яхту для себя, закупились напитками, погрузились и отчалили. Пока закупались - немножко спасли маленького мальчика и поймали руками доверчивого и юного приморского кота. Кот был сообща накормлен и поглажен. Это была наша хорошая примета такая. Отошли от причала. С моря был виден бывший кинотеатр "Родина". Восстановить бы его...



Вся бухта находится в бесконечном движении, зевать у штурвала не приходится. В принципе - все оборудованы радиосвязью и на самый крайний случай могут применить громкоговоритель. Ну а там и до рукопашной недалече.



Прошли бухту по всей длине и нетерпеливо ожидали открытого моря. Вертели вокруг головами, для москвича пейзаж ну совсем необычный. Очень жаль, что провели в Балаклаве всего лишь один неполный день, придётся ехать ещё раз.



Почти, почти выбрались! Выход из бухты в море напоминает чем-то переход метро: одна часть желающих валит наружу, на свободу, другая же, собираясь со всей площади этой самой свободы, ломится внутрь, к переполненным причальным стенкам. Но всё аккуратно и безопасно.



Помощник нашего капитана. Нашей яхтой управляли два морехода, мужики крепкие и интересные. Позадавал им множество всяких вопросов, расспросил про судно, про работу, про жизнь. Оба рассказали всякое неожиданное без кривляний и врак.



Прошли вдоль скальной стенки. Упорству курортников, взобравшихся сюда через горы - можно позавидовать. Путь действительно неблизкий и не всегда прямой. Но сие не остановит граждан, решивших отдохнуть во что бы то ни стало!







На этом моменте я бросилл свои фотозатеи, разбежался и выбросился в самое что ни на есть открытое море, где и проблагоденствовал бездумно некоторое время. Хорошо, доложу я вам, в открытом Чёрном море!



Про обратный путь





Возвращаясь - оценили косые лучи заходящего солнца. И, конечно, собаку. Видимо - родом пёс с того самого Ай-мыса. Затосковал по Родине. Я около него постоял некоторое время, такое впечатление сложилось - он осознанно любовался закатом и волнами. От греха убежал.

Про панораму

Ну и для особо стойких - панорама балаклавской бухты, сделанная с батареи. Рассмотреть.

фотография, про меня

Previous post Next post
Up