История скифов от Таргитая до гуннов. Часть 3. Аргонавты, Одиссей и киммерияне

Aug 25, 2022 10:21

«Там киммериян печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков». Этой цитатой (но в другом переводе) из «Одиссеи» А.П. Смирнов начинал параграф о киммерийцах в упомянутой ранее книге «Скифы» (https://history.wikireading.ru/136704). Гомер помещал этот народ далеко на западе, на краю Океана, с той его стороны, где начинался мир мертвых, там, где не восходит солнце. Место в плане очень туманное. Толкователи уже в древности помещали киммериян куда-то на север (отождествляя их с киммерийцами или кимврами), но из текста «Одиссеи» - это в общем-то не следует, так как попутный ветер, несущий туда его корабль - северный, Борей. А по контексту, Одиссей плавает в Океане, то есть где-то за пределами Средиземного моря, на Западе. Оттуда он плывет на Итаку мимо Тринакрии, которую позднее отождествляют с Сицилией. Но, в поэме есть и другие указания, еще более запутывающие попытки расположить киммериян на карте.


Небольшой пролив отделял киммерийские пределы от острова волшебницы Кирки, дочери Солнца - Гелиоса. Уже это намекает, что речь идет о тех же местах, что описываются в мифах об аргонавтах. Ведь Кирка жила недалеко от сказочной страны Эйи, где жил брат Кирки Эет. Именно к нему направлялся Арго. Инструктируя Одиссея, как вернуться домой, Кирка описывает ему обратный путь аргонавтов (если бы те возвращались тем же путем): сирены - Симплегады… То есть, первоначально, Одиссея забросило в те же края, что и Ясона с командой поколением ранее. Но, ведь те плавали в Колхиду! На самом деле, Эйю с Колхидой отождествили гораздо позже, когда эллины освоили побережье Черного моря. Ранее в их представлениях мир был куда меньше. За Босфором плескались воды Океана, окружающего всю землю. Поэтому, аргонавты, отправившись на Восток, вернулись с Запада. Они совершили кругосветное путешествие. Когда стало понятно, что из Черного моря можно попасть только в Дунай и реки Восточной Европы, миф об аргонавтах редактировали - они и через Альпы перешли, и Посейдон их в Ливию перенес. Причем, Океан - место особенное, это иной мир, отделяющий земли живых и мертвых. На Востоке ворота в него - Симплегады, а на Западе - Столпы Геракла. В общем, Одиссей блуждал в этом мистическом Океане, где нет толком никаких направлений.
В эпоху Великой колонизации эллины, открывая новые земли, ассоциировали их с легендарными областями, описанными в эпосе и мифах. При этом, «Аргонавтика» была в основном увязана с восточным направлением, так как на это намекает весь контекст сказания. Эйю быстро отождествили с Колхидой. А вот «Одиссею», напротив, монополизировали западные греки. Восточнее Дарданелл нет ни одного местечка, связываемого с кругом сказаний об Одиссее. Нет и соответствующих культов. Другое дело - Западное Средиземноморье. Там даже латинов считали потомками Одиссея.
Поэма «Аргонавтика», по мнению некоторых исследователей, была немногим старше «Одиссеи» (хотя, с этим согласны не все). Тохтасьев считал, что именно из «Аргонавтики» в «Илиаду» попало идиллическое описание безгрешных кочевников - абиев, гиппомолгов, галактофагов, а также киммериян в «Одиссеи». Показательно, что Гомер в «Илиаде» явно не знал этнонимов северных кочевников, поэтому использовал для них греческие прозвища (соответственно: «неимущие», «доители кобылиц», «млекоеды», хотя абии могут быть и этнонимом). С киммериянами все куда интереснее.
Привязав «Одиссею» к Западному Средиземноморью, греки туда же увели и киммериян, как мы видели выше (их помещали на Авернском озере). Эти представления уже укоренились к VII в. до н.э., когда неожиданно, вполне мифический народ оказался реальным и весьма враждебным, обрушившись с востока на ионийские колонии. (В детстве я обожал романы о Конане Варваре, соответственно киммерийцы для меня ассоциировались именно с вымышленным миром Роберта Говарда, помню каким откровением стало для меня то, что это реальный народ, который к тому же обитал в тех же местах, где прошло мое детство! Что-то подобное должны были испытать и греки VII в. до н.э.).
Итак, Тохтасьев выстраивает следующую логическую цепочку, которая, по его мнению, привела к рождению греческой традиции, помещающей «доисторических» киммерийцев в Северном Причерноморье:
1. Гомер помещает киммериян где-то на окраине обитаемого мира, где темно и холодно - у эллинов это ассоциировалось с далеким севером.
2. В VII в. до н.э. киммерийцы обрушились на Малую Азию, придя туда из Закавказья - тождество имен закономерно привело к отождествлению (очевидно, вполне справедливому) киммериян Гомера с киммерийцами, а традиция «Одиссеи» указала направление, откуда должны были прийти кочевники в Малую Азию.
3. Синхрония появления на Ближнем Востоке киммерийцев и скифов, с которыми греки познакомились позднее, должна была породить представление о том, что скифы пришли по следам киммерийцев, а значит скифы изгнали киммерийцев из их прежних земель и теперь преследовали их (вопреки реальности, так как скифы и киммерийцы не враждовали и практически не пересекались на Ближнем Востоке).
4. Скифы, по мнению греков, захватили древние киммерийские земли, а значит киммерийцы пришли оттуда, где в VII-VI вв.до н.э. находилась Скифия.
5. Обосновавшиеся на пустынных берегах Скифии колонисты из Ионии обнаружили в этих северных землях остатки каких-то неведомых народов - курганы, руины и т.д., - а по соседству кочевали скифы. Так эллины открыли в Северном Причерноморье «Киммерию».
В общем, Тохтасьев делает вывод, что «Одиссея» не может свидетельствовать о том, что киммерийцы когда-то проживали в Сев. Причерноморье. Но, в тоже время, вероятная связь этого этнонима с «Аргонавтикой», сформировавшейся ок. сер. VIII в. до н.э., указывает на то, что с киммерийцами греки познакомились в каком-то другом районе Причерноморья. Ближневосточные источники ясно дают понять, где именно это произошло.
Ассирийские записи 720-714 гг. до н.э. знают «страну киммерийцев» (Гамир), которую отделяет от Урарту «страна Гуриана» (центральная Грузия). Таким образом, киммерийцев в VIII в. до н.э. логично размещать где-то в Колхиде или по соседству с ней. Как раз во 2-й пол. VIII в. до н.э. Колхида / Qulha исчезает со страниц урартийских источников, а археологи фиксируют следы военного разгрома поселений Колхиды в конце этого - начале следующего столетий.
Если «киммерияне» попали в «Одиссею» из эпоса об аргонавтах (все таки, это фиксация первого знакомства греков с Черным морем), это помещает этот народ в колхидский контекст и совпадает с приведенными выше датировками присутствия киммерийцев в Колхиде. И, соответственно, именно здесь нужно искать достоверные археологические следы присутствия киммерийцев. Но, специалисты отмечают отсутствие древностей черногоровского и новочеркасского типов в Закавказье и Малой Азии. При этом, в этих регионах многочисленны находки предметов классического скифского облика (наконечники стрел, художественные изделия, близкие скифо-сибирскому искусству и др.). Поскольку скифы в Малой Азии не бывали в VII в. до н.э., эти следы кочевнической культуры необходимо связывать именно с киммерийцами! Следовательно, киммерийцы не имели никакого отношения к черногоровской и новочеркасской культурам Северного Причерноморья предскифского времени! Для этих культур характерен совсем другой набор стрелкового оружия и совсем другой художественный стиль.
Выходит, что киммерийцы были авангардом той волны кочевников, которая привела и скифов из Центральной Азии на Ближний Восток, а потом в Северное Причерноморье. Загадкой остается судьба «черногоровских» и «новочеркасских» кочевников - абиев, гиппемолгов и галактофагов Гомера. Центральноазиатские пришельцы были родственными племенам черногоровской культуры, так как Северное Причерноморье и степи Волго-Уральского региона охватывала т.н. «черногоровско-аржанская» культурная общность, корни которой уходили в срубную культуру. А. Ю. Алексеев предложил определять «раннескифскую» культуру келермесского типа Северного Кавказа и Ближнего Востока VII в. до н.э. как «киммерийско-скифскую», а также сделал логичное умозаключение, что часть киммерийцев вполне могла попасть в Северное Причерноморье, но уже вместе со скифами, выразив надежду, что когда-нибудь удастся выделить собственно киммерийские локальные памятники в рамках раннескифской культуры к северу от Кавказа.
Продолжение следует...

эпос, киммерийцы, античное, мифы, археология, арии, скифы, сарматы

Previous post Next post
Up