История ругов. Часть 1

Mar 17, 2023 22:43

Мой журнал существует уже более десятка лет. Одной из причин его создания было желание поделиться моими соображениями о истории ругов, народа, которого я считаю одним из предков летописной руси. Но, по какому-то странному стечению обстоятельств, более-менее связную историю ругов я тут никогда не выкладывал. Очерк на эту тему был опубликован в моей первой книге в далеком 2013-м. Переработанная его версия уже стала достоянием читателей "дочки" "Ортнита" в ВК, а здесь почему-то не опубликовал... В общем, исправляюсь. При этом, надеюсь, что эксперты помогут дополнить фактами этот текст, так как за нехваткой времени я не все источники учел, однако не оставляю надежду, что однажды опубликую большую работу посвященную этой теме.

Руги - один из моих любимых народов - персонажей эпохи Великих Переселений. Вообще, мечтаю написать о них книгу. Когда-то давным - давно я впервые попытался реконструировать их историю. Результат вошел в состав моей первой книги "В поисках Олеговой Руси". С тех пор кое-что уточнилось. Некоторые предположения и фантазии не оправдались. Но, как мне кажется, качество от этого только стало лучше.
Тацит был первым автором, у которого мы встречаем упоминание о ругах. В первой половине II века он зафиксировал их местопребывание в Южной Прибалтике. Он также отметил, что руги, вместе с соседними племенами свионов, лемовиев и готонов, отличаются от прочих германцев (в данном случае это слово нужно понимать в географическом смысле, как жителей Германии вообще) «покорностью царям», то есть более высоким уровнем социального развития, превосходя в этом даже племена, соседние с Империей. Руги и лемовии превосходили в этом отношении готонов, но уступали свионам, у которых сложилось, по словам Тацита, настоящее государство с практически неограниченной властью царя, т.е. монархия. По сравнению с этими народами собственно германские (тевтонские) племена, еще не переступившие родоплеменную стадию развития были сущими дикарями. Клавдий Птолемей дополняет своего предшественника. Римский географ поместил ругов, на балтийском побережье между Одером и Вислой, называя их ругиклеями. Также он называет их город Ругиум (позднее, в XIII веке в этих же местах в этих же местах возник город Рюгенвальд, современный Дарлово). Археологически им соответствовала Оксывская археологическая культура, однако ввиду ряда причин, главным из которых является катастрофическая нехватка времени, мы воздержимся от подробного рассмотрения особенностей этой культуры.


(Расселение германских племен ок. 125 г. н.э.)
Примерно в конце 2 века руги, по мнению некоторых исследователей, начинают свое движение на юг, в Среднее Подунавье. Как правило, это переселение связывают с вторжением готских племен из Скандинавии, которые якобы разгромили все окрестные племена и тем самым положили начало Великому Переселению Народов. Это предположение основано на словах готского историка Иордана, который, прославляя свой народ, приписывал ему все возможные победы, в частности победу над ульмеругами (готск. «островные руги») и подчинение вандалов.
Однако, все не так просто. К примеру, о подчинении вандалов готам не сообщает ни один другой источник. Вандалы вполне могли быть побеждены готами и под их натиском отправиться в свое путешествие, сначала в Дакию, а потом, уже под натиском гуннов вторглись в Галлию, Испанию и наконец, осели в Африке. Но в Дакии вандалы появились как грозные воители, уничтожившие костобоков, дакийское племя, терроризировавшее балканские провинции Империи. Очевидно, что столкновение готов и вандалов, если оно и было, вовсе не было сокрушительным для последних.
Не так все однозначно и с ругами. Всеволод Меркулов в статье «У истоков Великого Переселения народов» отметил, что «…к истории о победоносном готском вторжении следует относиться критично. Иордан хорошо известен своим литературным пафосом. К тому же, долго продержаться на юге Балтики готам не удалось. Тогда как руги ещё длительное время сохраняли свои позиции в регионе, в том числе и на острове Рюген. По всей видимости, с этим островом и следует связывать «ульмеругов». Затем Иордан рассказывает о дальнейшей истории готского племени и о его первых королях. И здесь начинается самое интересное! Автор очень болезненно воспринимает любые свидетельства, способные хоть как-то преуменьшить «славу готов». Однако об одном из них он оговаривается. И это свидетельство, выраженное буквально в одном предложении, представляется чрезвычайно важным. Несмотря на то, что сам Иордан относит его к бабушкиным сказкам fabulis anilibus: Однако мы нигде не обнаружили записей тех их басен, в которых говорится, что они [готы] были обращены в рабство в Бриттании или на каком-то из островов, а затем освобождены кем-то ценою одного коня». Автор отождествляет неизвестный большой (Иордан позволил себе его отождествить с Британией, что косвенно указывает на немалые размеры острова!) остров с Рюгеном, а загадочного коня связывает с известным на Рюгене позднее культе священного коня Бога Святовита при храме Арконы. Таким образом, столь возмутившее Иордана предание рассказывает о поражении готов ругами в древние времена. В другом месте Иордан кстати пишет прямо, что руги «превосходящие германцев как телом, так и духом, сражались всегда со звериной лютостью».
Надо отметить, что Иордан вообще довольно мало и темно говорит о начальной готской истории. В частности, он совершенно опускает довольно продолжительный период готской истории на реке Висле, где их знал еще Тацит. Не упоминает готский историк и о Катуальде, славном вожде, свергнувшем маркоманнского «царя» Маробода и возглавлявшего недолго «Свевское царство» - обширный племенной союз Восточной Германии. То, что нам известно о готах после их появления в Северном Причерноморье также не говорит о изначальном превосходстве их в регионе. Конечно это было чрезвычайно деятельное племя, но на первых порах готам пришлось соперничать с местными племенами карпов, бастарнов, боранов. Выйти из этой борьбы победителями готам на первых порах позволила поддержка римлян, сделавших ставку на пришельцев в борьбе со своими старыми врагами, а затем участие в «Скифских войнах». По всей видимости, движение племен Южной Прибалтики (ругов, готов, вандалов) на юг не было связано с взаимными войнами и поражениями, а было вызвано резким ухудшением климатических условий, «малым ледниковым периодом», заставившим покинуть свою родину целые народы.
Впервые на Дунае, как считается, ругов отмечает Веронский документ (приблизительно 307-314 гг.), фиксирующий якобы договор ругов с Римом, который дает им статус федератов империи, то есть руги брали на себя обязательства защищать границы империи в обмен на земли или иную плату (деньги или продукты). На самом деле, как мне подсказал мой коллега и знаток источников эпохи Великих Переселений aloslum, Веронский документ ни о чем таком не сообщает. Там перечислены племена со всей Европы. И, скорее нужно говорить о том, что руги в данном случае, помещаются по-прежнему на Балтике.
Следующее упоминание ругов мы находим снова у историка Иордана, который называет ругов в числе племен, покоренных готским «королем» Германарихом, при котором готы переживали эпоху своего расцвета. Однако и это сообщение вызывает сомнения у ряда историков. Перечень племен, среди которых упоминаются «роги» («Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов») часто толкуют как описание торгового пути, попавшего в руки Иордана. Что это был за торговый путь, мнения исследователей расходятся. Так к примеру Х.Вольфрам считает, что этот торговый путь вел от «золотых племен» Урала на Волгу, где проживали меренсы - меря, морденсы - мордва и имнискары - мещера, а Л. Прозоров придерживался мнения, что описан Волго-Балтийский торговый путь. При этом «тиуды» понимаются как чудь, васинабронки - весь и т.д. По Прозорову «роги» - это часть племени, оставшаяся в Южной Прибалтике, а по Вольфраму это вовсе ошибка переписчика или самого Иордана. Он читает вместо «Rogas Tadzans» - Roastadjans, что означает «те, кто живет на берегах Волги \ Ра». Нельзя не упомянуть мнение археолога А.В. Богачева, который видит в рогах - ветвь наших героев, оказавшуюся в ходе многочисленных переселений на Волге. А.В. Богачев много лет изучает следы восточно-германских племен в Поволжье, а также связывает с ругами целый ряд топонимов этого региона.
Надо сказать, что и переводчик, и комментатор «Деяний гетов» Иордана Е.Ч. Скрижинская считала, что данный список «племен» имел своим протографом некий путеводитель для купцов - дорожник или интернарий, которыми пользовались в Римской империи и много позже за неимением карт, попавший в руки к готскому историку. Сомнения в достоверности списка усиливаются еще и тем фактом, что далее, рассказывая о завоеваниях Германариха, Иордан называет только соседние с готами народы - венедов (на Волыни?), герулов (Приазовье) и балтов - эстиев (Среднее Поднепровье). Таким образом, упоминание ругов в числе подданных готского «короля» есть не более, чем ошибка Иордана. Крайнее на западе племя, признававшее когда-либо верховную власть готов можно считать лишь гепидов в Трансильвании, но признавали ли они ее во времена Германариха судить сложно. На этом наши известия о истории ругов 4 века, кажется, исчерпаны.
Продолжение следует...

Великое Переселение народов, руги, античное, германцы, Рим и варвары

Previous post Next post
Up