Православному человеку известно, что Бог - Первопричина бытия всего видимого и невидимого мiра. Что Бог есть Любовь. Что Бог благ и милостив. Что Бог нетварен, неизменяем, неограничен, всемогущ, всеведущ, вездесущ, не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, существуя вне времени.
Неотделимость этих свойств от божественной сущности является фундаментальной основой христианской веры, на которой базируются прочие догматы.
На протяжении всей своей истории Церковь постоянно отстаивала чистоту христианского учения в противостоянии многочисленным лжеучениям. Но не приходят на память случаи, когда лжеучения покушались бы на вышеперечисленные основы.
Впрочем, встречаются люди, называющие себя православными, но не принимающие этих основ в качестве несомненных или даже пытающиеся отвергать их в жалких попытках опровергнуть.
Понятно, что причина сомнений в верности догматов - маловерие, а причина их отвержения - откровенный протест против христианства, хотя и пытающийся прикрыться нелепыми - даже абсурдными - умствованиями.
Понятно и то, что православный человек не имеет нужды в каких-либо доказательствах или обоснованиях догматических положений.
Но, следуя воле Божией, пророк сказал: «Научу беззаконныя путемъ твоимъ, и нечестивiи къ тебе обратятся» (Пс 50: 15). И нет оснований считать, что научению не могут способствовать логические рассуждения: многие пришли к вере именно этим путем.
Ниже рассмотрены богохульные умствования, имевшие место в реальности.
Умствование первое
Почему существа, сотворенные Богом разумными и свободными, не имеют права на уход из бытия? Получается, что существование - это нечто навязанное человеку его Создателем?
Бог сотворил человека разумным и свободным по Своему образу. Уже из этого можно заключить разумность Бога. Только, в отличие от человека с помраченным грехами умом, Бог не творит бессмысленно, и творение Его совершенно безупречно: «И виде богъ вся, елика сотвори: и се добра зело» (Быт 1: 31).
Но творение существ, имеющих право на уход из бытия, совершенно бессмысленно.
От божественного предведения не может укрыться ничто. С учетом этого обстоятельства (говорю по человеческому рассуждению) Богу заранее известен результат эксперимента по творению существ, облеченных таким правом. Человеку этот результат неизвестен, но принципиально возможных вариантов всего три:
- небытие предпочтут все твари;
- желающих уйти в небытие не найдется;
- некоторые твари предпочтут небытие.
Первый вариант носит чисто теоретический характер, поскольку отвергнут практикой. Но главное - бессмысленность творения с таким результатом очевидна.
Во втором варианте предоставление права ухода в небытие бессмысленно само по себе.
Третий вариант принципиально не отличается от первого. Конечный результат творения таких существ - небытие, а творение небытия из небытия очевидно бессмысленно. Да и для самих этих существ результат творения ничтожен. Поэтому можно уверенно сказать, что всеведущий Бог просто не привел в бытие существ, в бытие не нуждающихся, а главное - обессмысливающих Его Творение.
Но если Бог не привел в бытие заведомо неблагодарных тварей, то Он не только ничего не навязывал им (что страшно и предположить), но и по благости Своей избавил их от невыносимых мучений, которые они привлекли бы к себе в теоретически предполагаемой, но реально не состоявшейся, худшей небытия жизни.
Разумеется, Бог не руководствовался при творении человеческими рассуждениями, но Своим всемогущим и всеблагим хотением просто творил «добро зело».
Продолжение
здесь.