«И создá Бóгъ человѣ́ка, пéрсть [взéмъ] отъ земли́, и вдýну въ лицé егó дыхáнiе жи́зни: и бы́сть человѣ́къ въ дýшу жи́ву» (Быт 2:7).
На этом было завершено сотворение первого человека. Как видно - из души и тела. Но откуда же тогда взялся дух человеческий, столь настойчиво и безосновательно, включаемый в состав человека такими, поплевывающими на Священное Писание с личной колокольни, фантазерами и мечтателями, как
«епископ-затворник» Феофан и архи-Лука Войно-Ясенецкий?
«блажéни ни́щiи дýхомъ: я́ко тѣ́хъ éсть цáрствiе небéсное» (Мф 5:3).
Логика упомянутых фантазеров, неизбежно приводит к выводу: нищие духом - не имеющие духа. И правда, как человек может существовать без духа? И что уж тут говорить о Царстве Небесном для него? Вот «железное» основание для включения духа в состав человека! Беда только в том, что фантазерский посыл вступает в прямое противоречие с утверждением Писания о блаженстве «не имеющих духа» нищих духом.
Однако христианство далеко отстоит от фантазий.
Ведь человек сотворен по образу Божию, а Бог есть Дух. И человек без духа никак не мог быть не только образом Божиим, но и поддерживать жизнь тела: «тѣ́ло безъ дýха мертвó éсть» (Иак 2:26). Значит, дух непременно должен был оказаться в человеке. Понятно - не в сугубо материальном теле, не имеющем с духом ничего общего. Остается лишь одно место для духа - душа.
Но душа, несущая в себе образ Божий, проста, то есть не состоит из каких-либо частей. Получается, что дух не может быть не только частью человека, но даже частью его части - души (совсем беда для фантазеров), хотя и сокрыт в ней.
Сокрыт в
сердце - вместилище духа.
Тут фантазеров подстерегает очередная беда: если душа является самостоятельной частью человека, функционирующей исключительно по собственному произволению (правда уступающему иногда похотениям тела), а тело имеет определенные анатомию и физиологию (хотя и управляемую душой), то дух полностью несамостоятелен, поскольку формируется душой с участием органов чувств.
Как же происходит формирование духа человека?
Ум получает информацию в процессе непосредственного общения с духовным мiром, а через органы чувств и с материальным. Но если информация, полученная от органов чувств, полностью принимается разумом и хранится (осознанно или подсознательно) в памяти, то информация, полученная от духовного мiра, фильтруется разумом в соответствии с произволением человека, определяющимся его нравственностью: принимается лишь то, что человеку по нраву, остальное отвергается.
Совокупность информации нравственного характера, воспринятой разумом от ума, и есть дух человека. И от человеческого произволения зависит, каков этот дух.
Человек, будучи свободным, сам выбирает свой путь. Поэтому разные люди, обладая одними и теми же, дарованными Богом, силами души - мыслительной, вожделевательной и раздражительной - могут различаться по духу весьма существенно.
Общее направление должного для каждого человека произволения обозначил апостол Павел, противопоставивший Дух Божий духу мiра:
«Мы́ же не дýха мíра сегó прiя́хомъ, но дýха и́же отъ бóга, да вѣ́мы я́же отъ бóга даровáнная нáмъ» (1Кор 2:11-12).
Потому что именно на это направление указал Всеблагой Спаситель:
«Гóсподи, хóщеши ли, речéма, да óгнь сни́детъ съ небесé и потреби́тъ и́хъ, я́коже и илiá сотвори́? Обрáщься же запрети́ и́ма, и речé: не вѣ́ста, кóего дýха естá вы́: сы́нъ бо человѣ́ческiй не прiи́де дýшъ человѣ́ческихъ погуби́ти, но спасти́» (Лк 9:54-56).
Поэтому, не будучи составной частью ни человека, ни его души, дух является совокупностью помыслов и совести, определяющей состояние человеческой души и, в конечном счете, посмертную участь человека.
О Духе Божием и духе человеческом
здесь.