«Сáмъ же Бóгъ ми́ра да освяти́тъ вáсъ всесовершéнныхъ во всéмъ: и всесовершéнъ вáшъ дýхъ и душá и тѣ́ло непорóчно въ пришéствiе гóспода нáшего iисýса христá да сохрани́тся» (1Фес 5:23).
«Жи́во бо слóво бóжiе и дѣ́йственно, и острѣ́йше пáче вся́каго мечá обою́ду острá, и проходя́щее дáже до раздѣлéнiя души́ же и дýха, членóвъ же и мозгóвъ, и суди́телно помышлéнiемъ и мы́слемъ сердéчнымъ» (Евр 4:12).
Этими словами апостола Павла соблазнились утверждающие, что человек состоит из духа, души и тела. Соблазнились не потому, что слова соблазнительны, а потому, что приняли наущения бесовские.
Так
«епископ-затворник» Феофан писал: «как в составе существа нашего нельзя не различать трех частей: тела, души и духа, то и те три рода действий являются в нас на трех степенях, или в трех состояниях, именно: животном, душевном и духовном» (Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии, XXV).
Аргументация, не только не обладающая внутренней логикой, но и весьма волюнтаристская, основанная лишь на тщеславном фантазерстве, имеющем целью покрасоваться своей исключительностью, превосходством над святыми отцами
[1], не включавшими дух в состав человека, поскольку направлялись не собственными фантазиями, а правдой Священного Писания, ясно говорящего:
«И создá Бóгъ человѣ́ка, пéрсть [взéмъ] отъ земли́, и вдýну въ лицé егó дыхáнiе жи́зни: и бы́сть человѣ́къ въ дýшу жи́ву» (Быт 2:7).
Отрицание утверждения Священного Писания о создании человека из души и тела - дело не христианское.
На этом можно было бы поставить точку в вопросе о составе человека, если бы не тычущие пальцем в апостола Павла недобросовестные сочинители.
Книга Бытия, недвусмысленно говорящая о сотворении человека из души и тела, без упоминания о духе, не допускает никаких возражений. Но полет неоскудевающей фантазии выискивает апостольские слова, пытаясь трактовать их как дополнительную информацию о составе человека. Скрыл, дескать, Господь правду, а апостол Его уел.
Однако легко убедиться в недобросовестности этого предположения. Ведь прямо сказано, что Бог, вдохнув в человека душу, уже создал его. Но фантазеру факты неинтересны: его интересуют только собственные фантазии. Не убеждают его и святоотеческие изъяснения слов апостола Павла.
Вот толкования Иоанна Златоуста на поедаемые тщеславием фантазеров апостольские слова.
«О, безумие людей, не знающих границ своей дерзости и безстыдству! Вот что нужно сказать о тех еретиках, которые говорят о душе, духе и теле и извращают апостольское слово, гласящее: Бог сохранит тело и душу, и дух ваш (
1Фес 5:23). <…> Духом Писание обыкновенно именует дарования Святого Духа. Прошу вас содействовать мне в моем труде: ведь нелегкое дело - посечь еретические терния. Итак, Писание обычно называет духом дарования Святого Духа; говорится, например, что тот или другой принял дух мудрости или дух разума: сам дар Духа называется духом» (На слова апостола: «Е́же бо содѣвáю, не разумѣ́ю: не éже бо хощý, сié творю́, но éже ненáвижду, тó содѣ́ловаю» [
Рим 7:15], 5).
«"ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа". Что обозначает он здесь словом - дух? Дар (Святого Духа)» (Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам. Беседа 11:2).
«"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные". Здесь он внушает, что и (в древности) действовало то же слово Божие, что оно живет и не погибло. Потому, когда слышишь сказанное о слове, не думай о простом слове: оно "острее", - говорит, - "всякого меча". Заметь, какое он делает приспособление, и отсюда научись, для чего и пророки имели нужду говорить об оружии, о луке и мече. "Если [кто] не обращается", - говорит - (Псалмопевец), - "Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой" (Пс 7:13). Если теперь, после столь долгого времени и такого преспеяния, (апостол) не может тронуть одним именем слова, но имеет нужду в этих выражениях, чтобы сильнее представить сравнение, то тем более они нужны были тогда. "Оно проникает", - говорит, - "до разделения души и духа". Что это значит? Он выражает нечто страшное: или то, что оно отделяет дух от души, или то, что оно проникает самые бестелесные существа, не так, как меч, который (пронзает) только тело. Он показывает здесь, что оно и душу наказывает, и внутреннейшее испытует, и проникает совершенно всего человека» (Толкование на послание к Евреям. Беседа 7:1).
Если "отделяет дух от души", то дух не отдельно от души существует, но хранится в душе
(точнее - в сердце).
Дух не может быть составной частью человека уже потому, что он нематериален, а душа - тонкая материя.
[1] О своем мнимом превосходстве над святыми отцами Феофан неприкрыто заявил в названии главы «
Разбор соображений ума в оправдание нового учения» своей еретической мазни «
Душа и ангел - не тело, а дух». Какое же новое учение может быть в христианстве? И какое ему может быть оправдание?