О страстях, первородном грехе, грехе настойчивости и благодарности

Jul 04, 2018 21:41

Мой давний знакомый уже много лет настойчиво пытался убедить меня в богохульности утверждения о причастности Спасителя первородному греху.
Нет, он не отвергает доказанного факта восприятия Словом в Свою ипостась поврежденного грехопадением прародителей человеческого естества. Просто ему не нравится употребление слова «грех» в отношении безгрешного Христа. При этом он с легкостью воспринимает выражение «страсти Христовы».
Но, как известно, страсть есть наивысшая степень греха:
«страстию называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 15:73).
Так можно ли даже подумать о наличии у Христа такой страсти, тем паче - во множественном числе? Нет, разумеется. Подумать следует о том, что слово «страсть» неоднозначно, и в выражении «страсти Христовы» речь идет не о пороке, не о грехе, а о том, что святые отцы называют естественными и беспорочными (или неукорными) страстями:
«Далее, исповедуем, что Христос восприял все естественные и беспорочные страсти человека. Ибо Он восприял всего человека и все, что принадлежит человеку, кроме греха. Ибо этот - не естественен и не всеян в нас Творцом, но произвольно происходит в нашей свободной воле вследствие диавольского посева и не владычествует над нами насильно. Естественные же и беспорочные страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего из-за преступления, как, например, голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходят пот, капли крови; происходящая вследствие немощи естества помощь со стороны Ангелов и подобное, что по природе присуще всем людям» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 3, глава 20).
Понятие же первородного (прародительского) греха наиболее полно раскрыто в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» 1723 г.:
«Веруемъ, что первый человекъ, сотворенный Богомъ, палъ в раю въ то время, когда преслушалъ заповедь Божiю, последовавъ коварному совету змiя, - и что отсюда распространился прародительскiй грехъ преемственно на все потомство, такъ, что нетъ ни одного из рожденныхъ по плоти, кто бы свободенъ былъ отъ того бремени и не ощущалъ следствiй падения въ настоящей жизни. А бременемъ и следствiями падения мы называемъ не самый грехъ, какъ-то: нечестiе, богохульство, убiйство, ненависть и все прочее, что происходитъ от злаго человеческаго сердца, въ противность воле Божiей, а не отъ природы; … но удобопреклонность ко греху, и те бедствия, которыми Божественное правосудiе наказало человека за его преслушанiе, какъ-то: изнурительные труды, скорби, телесныя немощи, болезни рожденiя, тяжкая до некотораго времени жизнь на земле странствования, и напоследокъ телесная смерть» (Член 6).
Отсюда видно, что первородный грех - это и есть естественные и беспорочные страсти. Как не имеют ничего общего с грехом страсти Христовы, так не имеет ничего общего с грехом (пороком) первородный грех. И если не богохульно говорить о страстях Христовых, то нет ничего богохульного и в словах о причастности Спасителя первородному греху: это просто выражение той же мысли другими словами.
Впрочем, настойчивость (не путать с целеустремленностью) моего знакомого - по воле Божией - пошла мне на пользу. Я осознал, что моя реакция на его систематические неаргументированные обвинения в богохульстве была проявлением не терпения, а попустительства его настойчивости. И сегодня я нашел в себе силы этому попустительству противостать. Просто попросил не возобновлять разговоры на эту тему.
Неисповедимы пути Господни. Безмерна моя благодарность Богу.

попустительство, настойчивость, благодарность, первородный грех, страсти

Previous post Next post
Up