Недавно прочитал у Феодорита Кирского:
«Ум рождает слово, со словом же исходит дух, не рождаемый, подобно слову, но всегда сопровождающий слово, исходящий вместе с рождаемым словом. Впрочем, в человеке это бывает только как в образе, а потому и слово, и дух не самодеятельны. Во Святой же Троице разумеем три Ипостаси, и неслитно соединенные, и самостоятельные. Ибо прежде веков рожден от Отца Бог Слово, и Он неразделен с Родившим. От Бога и Отца исходит и Святой Дух, и Он умопредставляется в собственной Своей Ипостаси» (Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия. Вопрос 21. Что значит: «по образу»?).
Именно такое представление о троичности как составляющей образа Божия в человеке было у меня до того самого момента, когда я прочитал эти слова. Но тут щелкнуло…
Святой Феодорит не поясняет, что он понимает под умом. Однако с учетом
святоотеческого представления об уме и разуме, следует скорректировать первое предложение приведенной цитаты так: «Разум рождает слово».