В сегодняшнем комментарии к стихам 26-32 главы 46 Деяний святых апостолов кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, главный редактор научно-богословского портала «Богослов.Ru» «протоиерей» Павел Великанов, болтая языком, выдал такую тираду:
«Итак, апостол Павел оказывается в руках разъярённых иудеев, которые с лёгкостью приписывают ему то, чего он не совершал. <…>
Как же ведёт себя апостол в этой критической для его жизни ситуации? Спокойно. Он не пытается оправдываться, разъяснять, что его неправильно поняли, или что его оклеветали - он предаётся в руки жаждущей крови толпы - даже не сопротивляясь. <…>
Что даёт апостолу такую внутреннюю целостность - и откуда у раздражённых иудеев столько ненависти к нему? Ответ прост: главный вопрос - в вере.
Постойте - скажете вы. Но разве иудеи не были религиозными людьми? Разве не из религиозной ревности они жаждали смерти Павла? Конечно же! Именно так и есть! Потому что "религиозность" и "вера" - понятия вовсе не тождественные. "Религиозность" - это определённая система представлений, сформировавшаяся в рамках определённой духовной традиции. Причём эти традиции у разных народов - тоже очень разные. А вот вера - это нечто совсем иное. Вера - это, с позволения сказать, определённая тональность отношений между конкретным человеком и Богом. Религиозность близка к идеологии, это тоже определённая "система координат" - представлений, понятий, обычаев, бытового поведения. Религиозность - это "форма", а вот вера - "содержание", наполнение этой формы».
В упомянутых стихах Деяний нет ни слова ни о поведении, ни о душевном состоянии апостола Павла во время иудейского насилия над ним. Так как же можно утверждать то, о чем неизвестно ровно ничего? Предполагать - пожалуйста, но выдавать свою выдумку за правду - значит лгать, захлебываясь дерьмом собственного величия.
Впрочем, последовавшая за этим ахинея гораздо хуже, поскольку явная ложь очевидна, а скрытая видна только после ее обнажения, без которого может быть принята за правду.
Религиозность и вера - понятия, конечно, не тождественные.
Понятие веры ясно и четко определено апостолом Павлом: «Е́сть же вѣ́ра упова́емыхъ извѣще́нiе, веще́й обличе́нiе неви́димыхъ» (Евр 11:1). И с этим определением «тональность отношений» никак не вяжется. Но бессмысленно болтать не запретишь.
Религиозность же - приверженность религии. Причем же тут «форма»? Ведь приверженность - это сущностное отношение, хотя и могущее выражаться в разнообразных формах. И как приверженность может быть «близка к идеологии»?
При этом следует помнить, что религия - это связь с Богом, имеющая место в православии, но отсутствующая в иных вероисповеданиях.
Можно говорить о приверженности некоей системе представлений, некоей духовной традиции, некоему вероисповеданию, некоей идеологии. Но приверженность религии возможна только при православном вероисповедании, а не при тех остальных, где религии места нет.
Вся пустая болтовня комментатора, имеющая целью выяснение причины ненависти к апостолу Павлу бивших его иудеев, вызывает горькую усмешку. Не говоря уже о бездумной, взятой с потолка, постановке задачи.
Бить человека можно в порыве раздражения, злобы, гнева… Бить можно и, будучи совершенно спокойным, при искренней уверенности в справедливости этого возмездия за недостойные деяния. Но бить из ненависти невозможно.
Невозможно потому, что
ненависть - это хотение разумной твари отвращать свое внимание от того, что ей не по нраву, направляя его (внимание) в противоположную сторону. Бить же человека можно, только обратив внимание к нему, а не отвращая внимание от него.
Но эти соображения доценту-«богослову» уже недоступны. Зато доступно врать, болтать и смешить людей своими нелепостями.