Насъ ради человекъ и нашего ради спасения
сшедшаго с небесъ и воплотившагося от
Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася
(Символ Веры)
Агнец Божий, Который берет на Себя грех мiра
(Ин 1:29)
«Не знавшего греха сделал за нас грехом»
(2Кор 5:21).
Падшего человека восприял еси, Владыка Христе,
из ложесн Девических сему совокуплься,
греху же не единому причащься
(Октоих. Канон воскресный, глас 5, песнь 9)Оглавление
Вступление
Предисловие
Глава 1. Максим Исповедник о «механизме» нашего спасения
Глава 2. Святоотеческое понимание сущности спасения
Глава 3. Взаимоотношение понятий «поврежденное человеческое естество», «первородный грех» и «естественные и беспорочные страсти»
Глава 4. Об удобопреклонности ко греху - отдельно
Глава 5. О непорочном зачатии
Глава 6. Об обожении Христа
Глава 7. Мог ли Христос не умереть?
Глава 8. Был ли Христос рожден по плоти?
Глава 9. Воспринял ли Христос в Свою ипостась естество падшего человека?
Глава 10. О различии понятий «личный грех» и «первородный грех»?
Глава 11. Усвоил ли Христос человеческое естество существенно и был ли под законом?
Глава 12. Терминологические возражения
Глава 13. Апелляции к святоотеческой и прочей богословской литературе
Глава 14. Наклеивание ярлыков
Заключение
После заключения
Вступление
Эту статью можно было бы начать и окончить эпиграфом, ясно и недвусмысленно выражающим ее главную мысль - вочеловечение Слова теснейшим образом связано с принятием Им в свою ипостась греховного человеческого естества, и было бы бессмысленно, а спасение человека невозможно в случае непричастности Спасителя первородному греху. Для осознания этого факта достаточно уже принять и понять слова апостола и евангелиста Иоанна (Ин 1:29) или апостола Павла (2Кор 5:21), передающие непревращаемый смысл. Однако…
Предисловие
Необходимо сразу оговориться: речь идет, разумеется, о человеческом естестве Иисуса Христа, а первородный грех понимается строго в смысле, определенном в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» 1723 г., о чем подробно будет сказано при раскрытии конкретного содержания самого понятия.
Вопрос о причастности Спасителя первородному греху неоднократно возникал и дискутировался, но противостоящие стороны так и не пришли к согласию. Иначе и быть не могло.
Нет сомнений в том, что эти обсуждения, нередко переходящие в неприличные споры, в которых поиск истины подменяется одной из сторон желанием настоять на своем - независимо от наличия аргументации, не закончатся до тех пор, пока спорящие не противопоставят собственным желаниям, препятствующим объективному рассмотрению вопроса, потребность узнать правду. Но несгибаемо стоящий на собственном мнении никогда не примирится с говорящим правду, а потому споры эти не закончатся никогда.
Впрочем, желание некоторых людей не знать правды, отнюдь, не уничтожает самой правды. Правда же заключается в том, что Слово воплотилось и вочеловечилось ради нашего спасения, претерпев крестную смерть.
Но каким же образом спасение человека стало возможным? Что означают слова апостола Павла: «не знавшего греха сделал за нас грехом» (2Кор 5:21)? Что такое вочеловечение, и в чем заключается его отличие от воплощения? Ответ на эти вопросы и является целью настоящей работы.
Нет нужды рассматривать здесь различные теории спасения. Обращу внимание лишь на одно соображение, которое вряд ли станут отрицать как сторонники теории исцеления человеческого естества, так и сторонники юридической теории искупления: исцеление поврежденного грехопадением прародителей человеческого естества и примирение падшего человека с Богом есть две стороны одной медали, неразрывно связанные между собой. Обе эти задачи были окончательно решены путем избавления человека от тягчайших следствий грехопадения прародителей, охватываемых общим понятием «первородный грех» и ставших препятствием для исцеления естества и примирения с Богом, не преодолимым никакими человеческими усилиями.
Грехопадение прародителей было единственной причиной расторжения человеком союза с Богом и имело - по законам духовного мира - необратимые последствия для всего, состоящего из души тела, человеческого естества как в мире духовном, так и в неразрывно связанном с ним мире физическом. Устранение этих последствий человеком было бы равносильно изменению им установленных Богом законов, регулирующих процессы, происходящие в обоих мирах обитания человека, а потому - совершенно невозможно.
Следовательно, предопределенное Божественным Замыслом примирение с Богом человека, нуждающегося в спасении, требовало действия Божественного Промысла, открывающего каждому живущему реальный путь к исцелению его естества. Путь этот лежит через таинство крещения, не предписанное законами духовного и физического миров, действовавшими в период от сотворения человека и до крестной смерти Спасителя. Актуализация таинства крещения не отменила этих законов, но дополнила их, предоставив людям, не пренебрегшим милостью Божией, уникальную возможность привнести осмысленность в свое существование и обрести, тем самым, цель жизни. В этом заключается важнейший конкретный результат дара Божия падшему человеку - земной жизни и смерти Христа.
Но каким образом воплощение и вочеловечение Слова привело к результату, невозможному по Им же установленным законам?
Исчерпывающий ответ на этот вопрос содержится в Священном Предании. Святые отцы первого тысячелетия после Рождества Христова в противостоянии возникавшим на протяжении всей христианской истории ересям отвели сотериологии - учению о спасении человека - достойное место.
Глава 1. Максим Исповедник о «механизме» нашего спасения
Ключ к пониманию произошедшего дают приведенные выше слова апостола Павла (2Кор 5:21), истолкованные преподобным Максимом Исповедником следующим образом:
«Ибо два греха возникли в праотце [нашем] вследствие преступления божественной заповеди: один - достойный порицания, а второй, имевший своей причиной первый, - не могущий вызвать порицания; первый - от произволения, добровольно отказавшегося от блага, а второй - от естества, вслед за произволением невольно отказавшегося от бессмертия. Исправляя это чередующееся тление и изменение естества, Господь и Бог наш воспринял все это естество целиком, и в воспринятой природе Он также имел страстное начало, украшенное [Им] по произволению нетлением. Поэтому вследствие страстного начала Он стал по [человеческой] природе ради нас грехом, не ведая добровольно избранного греха благодаря непреложности произволения. Этой непреложностью произволения [Господь] исправил страстное начало естества, соделав конец его (я имею в виду смерть) началом преображения к нетлению» (Вопросоответы к Фалассию, 42).
Слова преподобного Максима дают яснейший и исчерпывающий ответ на интересующий нас вопрос, заключая в себе:
- обращение внимания на бедственное (греховное) состояние человеческого естества вследствие грехопадения прародителей;
- пояснение цели вочеловечения Господа - исправление тленного человеческого естества;
- утверждение о восприятии Им всего этого естества целиком, включая страстное начало;
- раскрытие смысла слов «стал ради нас грехом» как указания на страстное начало воспринятого Христом естества;
- выявление средства исцеления естества - непреложности произволения.
Непреложность произволения - это то личное качество Спасителя, которым не обладал ни один человек ввиду невозможности преодоления удобопреклонности ко греху - неотделимого свойства поврежденного естества, заключающегося в ослаблении воли, на которое обращает внимание Иоанн Дамаскин:
«Итак, если Адам послушался (обольстителя) добровольно и вкусил потому, что захотел (этого), то, следовательно, прежде всего в нас (от греха) пострадала воля» (Точное изложение православной веры, книга 3, глава 14).
Удобопреклонность ко греху явилась важнейшим непреодолимым следствием грехопадения прародителей, недаром поставленным в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» 1723 г. на первое место среди следствий грехопадения - составляющих первородного греха. Она-то и требовала исцеления в первую очередь как свойство поврежденной души, отвергающее ее природное свойство - подобие человека Богу. Все прочие составляющие первородного греха есть свойства поврежденного естества, относящиеся к телу, исправление которых немыслимо без устранения повреждения души.
Непреложность произволения - качество, присущее только Богу, - стало «инструментом» преобразования законов духовного и физического миров, приведшего к исправлению поврежденного человеческого естества в людях, принявших Святое Крещение.
В этом и заключается - по Максиму Исповеднику - смысл воплощения и вочеловечения Слова и, если можно так выразиться, «механизм» нашего спасения.
Но не ошибся ли святой Максим, и Господь вовсе не воспринимал в Свою ипостась поврежденного человеческого естества, а отнесенные к Спасителю слова апостола Павла следует понимать как-то иначе?
Часть 2
здесь.