О понятиях «грех» и «добродетель» и формировании нравственности человека

Jan 30, 2022 14:51

Говоря о грехе и добродетели, ни авторы библейских текстов, ни святые отцы не ставили перед собой задачи ясного, четкого, выверенного определения этих понятий, по-видимому, полагая достаточным понимание того, что добродетель ведет к Богу, а грех - к отпадению от Него.
Строгого определения добродетели мне не встречалось вообще. Единственная, известная мне, попытка формализованного определения греха сделана Симеоном Новым Богословом: «А грех что есть? Злые помышления, слова и дела» (Слово десятое, 3).
Не возражая святому, верно выразившему основную суть греха ключевым словом «злые», полагаю необходимым пояснить: недолжные (злые) слова и дела - это не сами грехи, а лишь именуемые в православных молитвах прегрешениями следствия (реализации) недолжных помыслов - собственно грехов.
Но Бог сотворил человека безгрешным. Так как же возникают грехи?
Апостол Иоанн Богослов написал: «Не люби́те мíра, ни я́же въ мíрѣ: а́ще кто́ лю́битъ мíръ, нѣ́сть любве́ о́тчи въ не́мъ: я́ко все́, е́же въ мíрѣ, по́хоть плотска́я и по́хоть очи́ма и го́рдость жите́йская, нѣ́сть от отца́, но от мíра сего́ е́сть (1Ин 2:15).
Отсюда видно: недолжный помысел - это помысел, вызванный отвращением внимания от Бога и обращением его к мíру. Этот помысел и есть грех. Человек, принявший внушаемый ему бесами недолжный помысел, грешит. Независимо от того, реализовался ли этот помысел в словах или делах. Помысел же, вызванный отвращением внимания от мíра и обращением его к Богу, есть добродетель.
Направление внимания формирует совокупность грехов и добродетелей человека - его нравственность. Следовательно, нравственность и характер человека определяются характером его ненависти - хотения разумной твари отвращать свое внимание от того, что ей не по нраву, направляя его (внимание) в противоположную сторону.
Именно в возможности выбора направления внимания и заключается данная человеку Богом свобода. А в ненависти - в зависимости от ее характера - кроется непосредственная причина всех качеств человека. Как отрицательных, так и положительных. В частности, ненависть, характеризующаяся направлением внимания к мíру, - непосредственная причина любого греха.
Но почему же святые отцы называли корнем греха гордость? Да просто потому, что именно гордость, воспитанная словами змия: «бу́дете я́ко бо́зи» (Быт 3:5), изменила характер человеческой ненависти, отвратив внимание человека от Бога и обратив его к мíру.
Вооружившись гордостью, человек направляет свою ненависть к мíру. Отсюда и возникла у православных людей поговорка «идет, куда глаза глядят», извращенно трактуемая ныне как поведение человека, идущего куда попало, без определенного направления. Однако то или иное направление всегда есть. И диктуется оно характером ненависти.
Впрочем, решающий фактор ненависти не обесценивает значение «древа греха», показывающего варианты связи и соподчинения грехов, поскольку - при обязательном присутствии ненависти в любой ситуации - наличие некоторых грехов способствует появлению некоторых других.

ненависть, нравственность, грех, гордость, добродетель

Previous post Next post
Up