«Та́йна бо уже́ дѣ́ется беззако́нiя, то́чiю держя́й ны́нѣ до́ндеже от среды́ бу́детъ: и тогда́ яви́тся беззако́нникъ, его́же госпо́дь iису́съ убiе́тъ ду́хомъ у́стъ свои́хъ, и упраздни́тъ явле́нiемъ прише́ствiя своего́, его́же е́сть прише́ствiе по дѣ́йству сатанину́ во вся́цѣй си́лѣ и зна́менiихъ и чудесѣ́хъ ло́жныхъ, и во вся́кой льсти́ непра́вды въ погиба́ющихъ, зане́ любве́ и́стины не прiя́ша, во е́же спасти́ся и́мъ. И сего́ ра́ди по́слетъ и́мъ бо́гъ дѣ́йство льсти́, во е́же вѣ́ровати и́мъ лжи́, да су́дъ прiи́мутъ вси́ не вѣ́ровавшiи и́стинѣ, но благоволи́вшiи въ непра́вдѣ» (2Фес 2:7-12).
В синодальном же переводе вместо слов «дѣ́йство льсти́» написано: действие заблуждения.
Лесть - реализация льстивости - желания словами возвысить собеседника в его собственных глазах, вызвать у него приятные ощущения, способствующие достижению личных целей. Лесть - целенаправленное действие, основанное на
желании - непотребстве.
Заблуждение - несоответствие субъективных представлений человека объективному положению вещей. Заблуждение - состояние человека, могущее быть основано на неведении - желании не знать правды, или являться следствием объективной невозможности эту правду узнать.
Различие смыслов, заложенных в славянский и русский тексты, очевидно.
Славянский текст ясно говорит, что Бог пошлет (то есть попустит) не верующим Истине «по дѣ́йству сатанину́» «дѣ́йство льсти́», обольщающее человека мнимым, отвергающим Истину, собственным величием, принимаемым его душой и, тем самым, удаляющим его от богоподобия по собственной воле.
Вот как раскрывает мысль апостола Феодорит Кирский:
«"Егоже есть пришествие по действу сатанину во всяцей силе и знамениих и чудесех ложных, и во всяцей льсти неправды в погибающих". Ибо не всеми возобладает, но достойными погибели, теми, которые без его пришествия сами себя лишили бы спасения. Сие говорит Апостол и в последующих словах. Извещает же, что чудеса будут не истинные; а такие чудеса производят и обманывающие проворством рук, потому что показывают за золото, что вовсе не золото, и делают что-либо иное, что вскоре и обличается.
"Зане любве истины не прияша, во еже спастися им. И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси не веровавший истине, но благоволившии в неправде". «Любовию истины» Апостол назвал Господа как истинно и искренно нас возлюбившего. Сие и Сам Владыка изрек иудеям: "Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: …ин приидет во имя свое, и того приемлете" (Ин 5:43). Посему иудеям особенно не оставляется никакого предлога к извинению, потому что, не восхотев верить Господу, признавая Его богопротивным, поверят антихристу. Хотя Господь не называл Себя открыто Богом, а говорил, что послан Отцом, приял от Него заповедь и делает угодное Богу и Отцу, антихрист же, напротив того, назовет себя Богом всяческих; однако же иудеи ожидают его и поверят, когда придет. Сие же: "послет им Бог действо льсти", сказано Апостолом вместо: попустит явиться лести, чтобы оказались любители лукавства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих» (Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам, глава 2).
Синодальный же перевод по сути снимает с человека ответственность за неверие, возлагая ее на заблуждение как следствие сатанинского действия.