Сегодня, комментируя на радио «Вера» Книгу Притчей Соломоновых, кандидат богословия, кандидат философских наук, преподаватель Московской духовной академии, «священник» Стефан Домусчи сказал:
«В чем же суть той глупости, за которую человек может быть ответственен? Очень просто. В отказе от глубины, от духовного труда, от осмысления жизни, от того, чтобы вникать в нравственную проблематику событий, принимать трудные, но правильные и ответственные решения. Иными словами, глупостью Соломон называет то, что сегодня мы назвали бы легкомысленностью».
«Глупый - умственно ограниченный, тупой; неумный» (Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт языкознания. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Том I. - М., 1957, с. 434, статья «Глупый»).
«Легкомыслие - необдуманность, несерьезность (в словах и поступках)» (Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт языкознания. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Том II. - М., 1958, с. 227, статья «Легкомыслие»).
Как же можно приравнивать глупость к легкомыслию?
Соломон, не будучи ни умственно ограниченным, ни тупым; ни неумным, сказал: «несносно для глупых уклоняться от зла» (Притч 13:20).
Но что же мешает уклонению от зла? - Неведение (желание не знать правды - правды Божией, другой не существует) и безразличие (желание не различать добро и зло).
Неведение помрачает
ум (средство общения с Богом), а безразличие не дает возможности уклониться от неведомого (вследствие помрачения ума) зла.
Отсюда ясно - что понимал Соломон под глупостью.
Называть же глупость легкомысленностью, по меньшей мере, нелепо, но доступно человеку, помрачившему свой ум (доведшему себя до глупости) вольным отказом от общения с Богом.