О природе, естестве, сущности и сущем

Nov 21, 2011 23:35


Утверждают, что слова «природа», «естество» и «сущность» выражают одно и то же понятие.


При этом ссылаются на то, что в греческом языке имеется лишь одно слово - «φυσις», безразлично переводимое на русский словами «природа» и «естество». В качестве основания для отождествления этих понятий и с понятием сущности, обозначаемым даже и в греческом другим словом - «ουσια», выдвигают мнение о неразличении их святыми отцами.

Согласие с подобными утверждениями означало бы признание, во-первых, наличия и в русском, и в греческом языках разных слов для обозначения одного и того же понятия, во-вторых, способности утверждающих «забраться» в головы всех святых отцов.

Первое нелепо само по себе, хотя в любом языке могут наличествовать как слова-синонимы, обозначающие близкие (но не тождественные) понятия, так и слова-омонимы, обозначающие сходные или несходные, но различные, понятия, смысловая нагрузка которых может быть выявлена только в контексте. Второе же возможно только Богу.

Мотивировка невозможности различения реально существующих понятий отсутствием греческих слов для их раздельного обозначения не выдерживает никакой критики.

Слова русского языка «природа», «естество» и «сущность» так же несомненно синонимичны, как несомненно синонимичны греческие слова «φυσις» и «ουσια». Но слово «φυσις» является еще и омонимом, могущим выражать понятия природы или естества в зависимости от контекста.

Было уже показано, что природа - это естество каждого сущего, данное ему Богом при Творении и характеризующееся определенными - природными - свойствами. Иначе говоря: понятие «природа» есть частный случай более общего понятия «естество».

На возможность изменения состояния человеческого естества (вследствие свободы человека), подтвержденную практикой, прямо указывает Иоанн Дамаскин:

«Ибо добродетели естественны и во всех естественно и равно находятся, хотя и не все мы в одинаковой степени делаем то, что сообразно с природой. Ибо через преступление мы ниспали из естественного состояния в противоестественное. Господь же снова возвел нас из противоестественного состояния в естественное. Ибо это означают слова: по образу и по подобию (Быт 1: 26)» (Точное изложение православной веры, книга 3, глава 14, предпоследний абзац).

Здесь Иоанн Дамаскин не только отмечает факт изменения состояния естества, но и подчеркивает сообразность добродетелей с природой. А переводчик, не различающий понятий «природа» и «естество», говорит о естественности добродетелей, отвергнутых поврежденным естеством. Но отвергнутое естеством не естественно, а противоприродно.

Перевод же этих строк Иоанна Дамаскина, учитывающий различия понятий «природа» и «естество», таков:

«Ибо добродетели природны и во всех природно и равно находятся, хотя и не все мы в одинаковой степени делаем то, что сообразно с природой. Ибо через преступление мы ниспали из природного состояния в противоприродное. Господь же снова возвел нас из противоприродного состояния в природное. Ибо это означают слова: по образу и по подобию (Быт 1: 26)».

Можно совершенствовать стилистику этого перевода, но проведенная корректировка имела целью показать возможность простой подстановки слов с корнем «природ» вместо слов с корнем «естеств», приводящей перевод текста Иоанна Дамаскина в соответствие с реальностью. Ведь, все свойства поврежденного естества присущи ему, а потому естественны для него и не могут стать противоестественными ни при каких условиях. Но они не присущи естеству природному и, следовательно, противоприродны.

Не менее несостоятельно отождествление понятий природы и естества, обозначаемых в греческом языке словом «φυσις», с понятием сущности, обозначаемым словом «ουσια».

Для осознания понятия сущности целесообразно ограничиться его соотнесением с понятием естества, не касаясь понятия природы - как частного случая понятия естества.

Естество как таковое - понятие чисто умозрительное, осознаваемое как некая совокупность характеристик объекта и получающее реальное существование лишь в конкретной ипостаси.

Сущность - это характеристика любого сущего, то есть имеющего реальное или мыслимое существование. Естество же - сущность объекта, имеющего или могущего иметь реальное существование, то есть частная сущность.

P.S. Поразмыслив таким образом, приношу извинения Давиду Анахту за иронические высказывания в адрес его понимания сущего и Александру за размещение этих высказываний в его журнале.

естество, природа, сущность, сущее

Previous post Next post
Up