Святой Григорий Палама против имяверия

Oct 12, 2012 22:17




«Ни нетварная благость, ни вечная слава, ни жизнь и тому подобное не будут поэтому непосредственно сверхсущей сущностью Бога. И над всем этим Бог возвышается как Причина. Жизнью мы Его именуем, благом и тому подобным лишь по обнаруживающим энергиям и силам Его сверхсущности, коль скоро по Василию Великому удостоверением всякой сущности выступает свойственная ее природе энергия, возводящая ум к той природе, а по божественному Григорию Нисскому и всем прочим отцам "природная энергия есть сила, обнаруживающая всякую сущность, которой лишено только не сущее, потому что сущее, причастное той или иной сущности, во всяком случае, причастно по природе и обнаруживающей ее силе". Но как Всецело сущего в каждой из богодостойных энергий мы именуем Его от каждой из них, откуда явствует и то, что Он превознесен над всеми. Ибо как при наличии многих богодостойных энергий весь Бог совершенно нераздельно пребывал бы в каждой из них, как целиком созерцался бы в каждой и как через них именовался ввиду сверхприродности Своей неделимой простоты, если бы не стоял выше их всех?» (Триады в защиту священно-безмолвствующих. 3.2: 7).

Если Всецело сущий превознесен над всеми Своими богодостойными энергиями, будучи не просто выше их всех, но их Причиной, то сколь же дерзки имяверцы, ради собственного тщеславия приравнивающие имя Божие к Нему Самому?
Previous post Next post
Up