«Скорбь - смерть сердца; и она есть падение от Бога».
И. Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, 26.
Сверимся с Евангелием.
«Тогда прiиде съ ними iисусъ въ весь, нарицаемую гефсиманiа, и глагола ученикомъ: седите ту, дондеже шедъ помолюся тамо. И поемь петра и оба сына зеведеова, начатъ скорбети и тужити. Тогда глагола имъ iисусъ: прискорбна есть душа моя до смерти» (Мф 26: 36-38).
«И воззревъ на нихъ со гневомъ, скорбя о окамененiи сердецъ ихъ, глагола человеку: простри руку твою» (Мк 3: 5).
Что же? Если «скорбь - смерть сердца; и она есть падение от Бога», то умерло сердце Спасителя и отпал Он от Бога? Никак.
Потому что скорбь - это труд перенесения душевных переживаний в связи с обстоятельствами, пришедшимися человеку не по нраву.
Не по нраву было Христу предстоящее распятие; не по нраву Ему были человеческие грехи. Душа Господа нашего переживала (проживала) уже случившиеся и еще предстоящие невзгоды, не испытывая ни волнений, ни огорчений, сопутствующих лишь отсутствовавшим у Него греховным помыслам, оставаясь в блаженном покое.
Некоторые люди, проходя в школе математику, проходят мимо нее и уже не помнят ничего из того, мимо чего прошли. А другие люди, читая (но не почитая) Евангелие, проходят мимо написанного в нем. И как первые не помнят таблицы умножения, так вторые уже не вспоминают ни непонятого смысла Священных текстов, ни должного быть для них примером отношения Спасителя к людям и обстоятельствам.
Полбеды, если таковые, молча, остаются при своих незнании и непонимании. Но бывает гораздо хуже, когда неучи пытаются внедрить в сознание христиан свои измышления, прямо противоречащие Священному Писанию и ведущие, - пусть даже к ненамеренному, а
бездумному, - но богохульству.
Мы же не станем отвергаться даваемых нам Богом во благо скорбей, а будем спокойно переживать их по примеру Спасителя.
И не помыслим хулить Христа как «умершего сердцем и отпавшего от Бога» вследствие перенесения Своих скорбей.