«азъ есмь путь и истина и животъ» (Ин 14: 6)
«богъ любы есть» (1Ин 4: 8)
Христос есть Путь к Жизни; Христос есть Истина, ведущая в Жизнь; Христос есть Любовь, без которой невозможна Жизнь; Христос есть Сама Жизнь.
Христос - единственный Путь к блаженной Жизни. На этот Путь, как дорожные знаки, указывают, обычно именуемые заповедями, но по их смыслу таковыми не являющиеся, обетования блаженства (Мф 5: 3-11), подводящие к Пути с разных сторон.
Эти «указатели», по сути, дают исчерпывающее представление обо всех возможностях становления на Путь. И, как троичен Бог, так троична и каждая из троек обетований ставшим на Путь с трех разных сторон: со стороны истины, со стороны жизни и со стороны любви.
Радеющие об истине подходят к Пути через алкание и жажду правды, изгнание за правду и поношения за правду; радеющие о любви - через плач о своих грехах, кротость и милостивость; радеющие о заповеданной чистой жизни - через нищету духа, сердечную чистоту и
смирение.
Такое деление обетований блаженства довольно условно, как условно деление нераздельной единосущной всеблаженной Троицы, но вместе с тем достаточно определенно, как определенно различие ипостасей неслиянной Троицы.
Обетования блаженства нераздельны, потому что невозможно блаженство для того, кто не обрел уже в земной жизни, пусть в различной степени, всей совокупности признаков блаженства, на которые указывают эти обетования, но и неслиянны, потому что невозможно человеку, встать на Путь к блаженству одновременно со всех сторон.
Эта невозможность на практике оборачивается возможностью для нуждающегося в Царствии Небесном выбрать подход к Пути, соответствующий его личным, данным от рождения, наклонностям. И в этом смысле у каждого свой путь к спасению.
Цель - одна, Путь к ней - один, а возможностей идти по Пути - много. Только иди за своей нуждой.
Сколь же велика милость Господня!