Мне довелось написать об имяверии вполне достаточно для осознания непредвзятым умом языческого характера этого лжеучения. Было представлено
5 неопровержимых доказательств неправославности имяверия, впоследствии дополненных
еще одним.
Однако против имяверия есть аргумент посильнее любого доказательства. Ведь, всякое доказательство порочности учения строится на опровержении положений, раскрывающих его суть.
Но вся «суть» имяверия заключается в одном предложении: «Имя Божие есть Сам Бог». Слово «суть» поставлено в кавычки по одной простой причине: никакой сути в имяверии нет. Потому что формулировка сути должна нести в себе определенную смысловую нагрузку и состоять из терминов, каждый из которых имеет вполне определенный смысл. В случае с имяверием это требование со всей очевидностью не соблюдено.
Ранее уже обращалось внимание на бессущностность имяверия ввиду
принципиальной невозможности определения на теоретическом уровне понятия «имя Божие» в смысле, отличном от общепринятого и, в частности, данного Иоанном Дамаскиным: «Термин есть имя объясненное, имя же есть термин в сжатом виде» (Философские главы, глава VIII).
Невозможность эта подтверждена на практике: понятие «имя Божие» не разъяснено сторонниками названного лжеучения с момента его появления (уже более столетия тому назад) и до настоящего времени.
Мысль об отсутствии в имяверии сути ввиду
внутренней противоречивости самой его формулировки также была высказана ранее.
Нелепость формулировки «Имя Божие есть Сам Бог» (что может быть равным Богу?) вынуждает сторонников имяверия выкручиваться из неловкого положения путем не менее нелепых разъяснений, делающих внутреннюю противоречивость имяверия уже совершенно явной, что видно из последнего слова в имяверии, произнесенного одним из его апологетов-теоретиков П. Флоренским: «Имя Божие есть Бог и именно Сам Бог, но Бог не есть ни имя Его, ни Самое Имя Его».
Эти слова являются приговором имяверию: дополнение основной формулы тезисом «Бог - не имя» при сохранении тезиса «имя Божие - Бог» нисколько не меняет языческой сути имяверия, поскольку означает признание имени Божия как разновидности Бога - признание существования различных видов богов.
Однако целесообразно подвести закономерный и окончательный итог высказанным соображениям.
Бессущностность имяверия подтверждается, таким образом, двумя неопровержимыми фактами:
- теоретической невозможностью определения понятия «имя Божие» в угодном имяверцам смысле;
- внутренней противоречивостью как основной формулы имяверия, так и формулировок, имеющих целью устранение ее противоречивости.
Осознания этих фактов вполне достаточно для утверждения безосновательности имяверия. Ранее же приведенные доказательства лишь показывают его явное и очевидное противоречие христианству и просто здравому смыслу.