По просьбе одного замечательного Царского Офицера - небольшой рассказ о том, как аристократы праздновали Рождество и как себя должно вести, чтобы сейчас не ударяться в сельские традиции.
По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях. Ресторанов в то время в Петербурге было великое множество - на любой вкус и кошелек. Были ресторации аристократические: "Кюба" на Большой Морской улице, или "Медведь" на Большой Конюшенной.
Ночь под Рождество всегда обладала волшебными свойствами: в ее навечерие на улицах всматривались в темнеющее небо, пытаясь обнаружить на нем первую звезду. С ее появлением начинался праздник, и следовали затем полные фантастичности вечера «святых дней», посвященных воспоминаниям о Рождении и Крещении Спасителя, - святок.
Чтобы сделать маленьким детям сюрприз, родители украшали елку в отсутствие детей, уложив их спать. Подарки клались под елку. Пробуждение вызывало восторг.Тогда было широко распространено поздравление родителей в стихах. Если дети изучали какой-нибудь иностранный язык, то читали стишок на этом языке. После поздравления вручались подарки.
Вечером приходили гости с детьми. Зажигалась елка. Хлопались хлопушки, из которых извлекались бумажные шапочки разных фасонов, которые дети надевали на себя и в них водили хоровод. Хоровод вокруг елки водили с песнями, пели хороводные песни. Широко были распространены и бенгальские огни. Традиционным блюдом на Рождестве был рождественский гусь.
Такой традиции как ряженые в аристократических кругах не было - это была исключительно забава простонародья.
Новый год праздновали через неделю после Рождества.Это уже не семейный праздник-его отмечали балами и маскарадами,и публичными и домашними. Танцевали кадриль, вальсы, мазурки. Каждая кадриль имела свое тайное значение. Первая была официальной, вторая - по обязанности. Ee всегда избегали танцевать с хозяйкой дома, чтобы не обидеть. Третья означала «по любви» и рождала особое волнение у молодежи.
Как только снежный покров становился достаточно плотным, на улицах появлялись двуколки, берлины и коляски на полозьях. И, конечно, легкая, бесшабашная русская тройка. В большие сани, вмещающие четырех человек и кучера, впрягаются, как уже можно судить по названию, три лошади. Иностранцы писали, что наша тройка напоминает им античных коней, везущих на триумфальных арках бронзовые колесницы, тяжести которых они не чувствуют. Создается впечатление, будто лошади резвятся перед санями только по собственному капризу,поэтому для тройки необходим ловкий, бывалый кучер. А теперь представьте, как, "бразды пушистые взрывая", по Невскому проспекту зимним солнечным днем несутся тройки. Восхитительное зрелище!
Необходимым и любимым традиционным развлечением зимнего праздничного цикла были ледяные горы.
Катание с гор занесли на невские берега строители Петербурга, и оно сразу же сделалось популярным во всех слоях общества. Ледяные горы строились обычно на Охте,на островах и на Неве перед дворцом,позднее -на Адмиралтейской и Исаакиевской площадях. Кроме того устраивались они и во дворах богатых особ. В 19веке с ледяных гор скатывался весь Петербург. У Зимнего дворца- представители разных сословий, на островах- высший свет. Там можно было встретить разрумяненных светских дам в бальных платьях, дорогих украшениях и богатых шубках, петербургских щеголей, ненадолго покинувших бальные залы, чтобы прокатиться с ледяной горы.
Помимо балов и маскарадов общество блистательного Петербурга любило проводить время на катках.
Считается, что в Петербурге регулярные катания на коньках зародились в середине 1860-х гг. в знаменитом Юсуповом саду па Садовой улице, под эгидой созданного в том же году в столице первого в России конькобежного клуба. Однако пальму первенства оспаривает Таврический сад, где кататься на коньках стали еще в конце 1850-х гг. «Таврические катания» описал и своей юмористической поэме «Тавриада», вышедшей в 1863 г., князь В.П. Мещерский, сам посещавший ежедневно «Таврические горы».
В предисловии он рассказывал: «Стариками, старухами, зрелыми и незрелыми овладела лихорадочная страсть покупать коньки, надевать их, скакать в Таврический сад, падать раз двадцать в минуту и т. п. Нашлись люди, которые по утрам после чая или кофе вместо чтения газет или служебных занятий надевали коньки и летали по всем комнатам под предлогом приготовления к Таврическим катаниям ». В своем миниатюрном литературном труде князь Мещерский в довольно комическом виде описал посетителей катка.
На катках не только занимались спортом или просто проводили время. Здесь устраивались феерические балы и маскарады, с музыкой, иллюминацией и фейерверками. Новый год и Рождество отмечались традиционной елкой на катке в Юсуповом саду на Садовой улице. Это была давняя петербургская традиция, которую осуществляло каждый год С.-Петербургское общество любителей бега па коньках. К праздникам громадный каток Юсупова сада обычно украшался разноцветными электрическими лампочками. Ставилась гигантская елка, она также освещалась сотнями электрических огней. Украшались и многочисленные сооружения изо льда, находившиеся возле катка, - башни, гроты и домики.
Источник