Сумбурное: от поста в субботу к судьбе православного дискурса

Nov 23, 2010 15:28

Я уже давно слышал от некоторых, что "каноны запрещают поститься в субботу", а тут на днях прочитал в интервью с одним московским протоиереем:
"- Все привыкли поститься в субботу перед Причастием.
- А зачем? Тем более, что решение Седьмого Вселенского Собора запрещает пост в субботу".
И решил разобраться, действительно ли запрещают, и что именно. ( Read more... )

Leave a comment

Comments 80

petr1975 November 23 2010, 13:55:24 UTC
А почему, Паша, ты думаешь, что это будет концом Православия как чего-то единого? Сейчас же есть, скажем, внутри московского православия несколько традиций - и в общем ничего, какое-то совместное движение продолжается.

В связи с твоим постом я вспомнил впечатления о некоторых протестантских книгах о работе с подростками. Там развивались очень трезвые и добрые идеи об особенностях восприятия и вообще психики людей в подростковом возрасте, объяснялось, о чем есть смысл говорить, о чем нет смысла, как лучше с ними говорить и все такое. Но поскольку даже очень хорошие мысли в протестантском мире нельзя говорить просто так, "потому что я так наблюдаю в своем подростковом клубе" или "потому что я помню, как это было у меня, когда я был подростком" или "потому что психологи проводили исследования и выяснили", то по разным поводам за уши притягивались цитаты из Библии - для солидности. И тоже у меня возникал вопрос, почему нельзя просто написать "мне кажется"?

Reply

overtakenbyjoy November 24 2010, 10:04:52 UTC
На второй абзац - вот-вот, именно оно.

Можешь ли ты сказать, что эти несколько традиций внутри московского православия мирно друг с другом сосуществуют? Я не могу. Я вижу, что так или иначе, многие их последователи смотрят на других как на недохристиан (если вообще христиан). Вон, Ваня, отписавшийся ниже, говорит: "Когда Косьмы не станет, пойти будет некуда". Т.е. все остальные приходы - это вообще не христиане. И, я уверен, Ваня не один такой в Косьме, кто так думает. Да и "с другой стороны" взгляды на косьмовцев и кочетковцев не лучше. Как только система, внутри которой существуют эти "традиции", ослабнет, они тут же расплюются и продолжат свободный полёт в выбранном направлении. Боголюбово будет становиться всё более боголюбивым, Косьма - всё "косьмее".

Reply

petr1975 November 24 2010, 20:03:00 UTC
По моим наблюдениям все-таки довольно мирно. О.Максим Козлов устраивает встречу у себя в приходе совместно с Черняками, меня приглашали в школу ЦДРМ прочитать лекцию, Кочетковец Гриц выступает на "Федоровском Городке". Такое лет 15 назад было бы немыслимо.
Со временем выяснилось, что "консерваторы" все-таки не устраивают еврейских погромов, "либералы" не призывают курить траву, а "кочетковцы" не идут на открытый раскол, и все понемногу подуспоколились.
Но может быть, я чего-то не знаю.

Reply

tanuwa77 November 25 2010, 15:37:41 UTC
На ЦДРМ уже начинают смотреть, как на Косьму (косо), после выступления Грица на Федоровском две трети присутствовавших сходили с ума полгода (не потому, что он "кочетковец" - об этом никто не знал, а из-за того, что он говорил и как он говорил). Не все так радужно, Петь.

Reply


vadimoz November 23 2010, 16:13:44 UTC
Спиралируешь?:)

Какие-то правила и законы начали записываться не от райской жизни, а потому, что задолбало их там все расплывчатое и мягкое, видимо, очень конкретно по всяким разным причинам. Нас задолбало четкое и твердое. Наших детей задолбает расплывчатое и мягкое и т.д. будем осуществлять спиралирование, пока метеорит не жахнет.

Вот чувствую нутром - заниматься нужно чем-то другим вообще.

Reply

vadimoz November 23 2010, 16:16:25 UTC
>Вот чувствую нутром - заниматься нужно чем-то другим вообще.

Не в том плане, что тебе чем-то заниматься нужно другим - не тебе, это мое личное наблюдение, для себя я так решил.

Reply

overtakenbyjoy November 24 2010, 10:09:31 UTC
Есть разные варианты движения, Вадим. Существует понятие итерационного процесса, когда пошагово находятся приближения к решению. На каждом новом шаге - новое приближение, возможно, с другой стороны от решения, по сравнению с предыдущим. Спираль - это не сходящийся итерационный процесс, который не приближается к решению. Не факт, что процесс осмысления и воплощения Церквью сути христианства не сходится к решению.

Reply


natakalin November 23 2010, 16:40:23 UTC
Дорогой Павел, а в чем суть вопроса? Что Вас так взволновало?

Reply

overtakenbyjoy November 23 2010, 16:57:21 UTC
Вынужденное лукавство благонамеренных людей, например.

Reply

natakalin November 23 2010, 17:17:26 UTC
Осуждаете? :-( Вы сами лучше других все знаете.

Reply

overtakenbyjoy November 23 2010, 17:24:06 UTC
Кого я осуждаю?

Reply


ivanklok November 23 2010, 17:40:25 UTC
> В принципе, я знаю ответ: если допустить такую прямоту и разномыслие, то это станет концом Православия как чего-то единого: оно исчезнет через одно-два поколения. Но... грустно это.

Я предполагаю, что это станет концом того странного православия, которое ты описываешь, а этого многим не хочется, тем же людям, которые могут в блоге одно, а на амвоне - другое, это в какой-то степени удобно.

Я думаю, что в православие, особенно его традиционное направление, приходят люди вполне определенного психологического склада, склада консервативного. При всех плюсах этой позиции, которые действительно существуют, у нее, думается, один большой недостаток, она предполагает, что если все до последнего не контролировать, если не ужимать со всех сторон законами и порядками, которым тысячу лет, то стоит лишь чуть отпустить, непременно все рухнет. Причем рухнет так, что не восстановится.

Reply

overtakenbyjoy November 24 2010, 10:12:53 UTC
"она предполагает, что если все до последнего не контролировать, если не ужимать со всех сторон законами и порядками, которым тысячу лет, то стоит лишь чуть отпустить, непременно все рухнет"

Да, согласен с этим. Это главный страх и ужас определённого (и, пожалуй, преобладающего) крыла в ПЦ. На днях увидел в блоге одного пробоголюбовского бота: "Главная задача православного духовного образования - воспитание защитников Православной веры, ее апологетов". Характерно.

Reply


agathja November 23 2010, 18:36:48 UTC
Паш, ты читаешь Фуделя?
Недавно мне попалась мысль о том, что в Церкви существуют как бы две церкви одновременно (нарушая невозможность пространственную :) - истинная и ложная... Мне вообще кажется, что глубже Фуделя никто не писал о Церкви (из наших современников, по крайней мере).
Ну и добавить к этому то, что мы в общем-то лишены мистического чувства, что некое противостояние разума и сердца нам не избыть иначе, как благодатью. Я тоже не люблю того, что не понимаю, но признаюсь тебе, с годами начинаю хоть малое что-то понимать...

Reply

overtakenbyjoy November 24 2010, 09:45:30 UTC
Таня, конечно, фуделевский образ "тёмного двойника Церкви" мне известен. Но, сдаётся мне, тут не о нём речь.

Вот ещё один пример, совсем другой. У о.Филиппа недавно была хорошая дискуссия: http://pretre-philippe.livejournal.com/183793.html . Но я даже не о ней самой. Там промелькнул вот такой комментарий:
"Св. Василий Великий считает, что после 40 даже мирянин должен уже достигать такой высоты духовной жизни, что выступает против второго брака, если вдовцу за 40. Мол, в 20-30 лет плоть берет свое, а в 40 и далее это уже сластолюбие, которое не имеет оправдания."Вот это рассуждение - в высшей степени характерно для Православия! Смотри, какая тут схема ( ... )

Reply

agathja November 24 2010, 13:51:48 UTC
Мне кажется, для тебя очень открыт вопрос о границах Церкви...

Reply


Leave a comment

Up