Сумбурное: от поста в субботу к судьбе православного дискурса

Nov 23, 2010 15:28

Я уже давно слышал от некоторых, что "каноны запрещают поститься в субботу", а тут на днях прочитал в интервью с одним московским протоиереем:
"- Все привыкли поститься в субботу перед Причастием.
- А зачем? Тем более, что решение Седьмого Вселенского Собора запрещает пост в субботу".
И решил разобраться, действительно ли запрещают, и что именно. ( Read more... )

Leave a comment

Comments 80

filologos November 23 2010, 18:44:26 UTC
А знаешь... Вот упоминаемый тобой протоиерей про пост в субботу говорил нам все школьные годы, когда, например, мы выясняли, почему же большинство нашего класса причащается довольно редко. И в итоге - поститься перед Причастием мы не перестали, но вот отношение к Причастию как к "осознанной необходимости", как к потребности христианина - стало появляться. Ну или как он учил нас, воцерковленных детей не переписывать перед исповедью все грехи из книжки, а останавливаться на том, что отдаляет нас от Бога... Ну и многое другое...
Понимаю, что не совсем в тему, но просто поделиться немного захотелось.

Reply

overtakenbyjoy November 24 2010, 09:54:45 UTC
Наташ, спасибо, что написала. Очень интересно, что именно он говорил, и в каком контексте?

Я же далеко не осуждаю его. Он один из весьма уважаемых мной пастырей. Его практики - разумны и хороши. Меня именно то и удручает, что он вынужден подставлять под них костыли некорректных ссылок на каноны.

Reply

filologos November 24 2010, 18:47:09 UTC
Ну да, с некорректными ссылками - это и правда, грустно.
А говорил на уроках Закона Божия. Помню обсуждения, когда он спрашивал, что нам мешает часто причащаться, чаще, чем раньше, например (а большинство из тех, кто вырос воцерковленным к 11 классу причащались реже, чем в детстве). Ну вот народ и говорил, в основном - кому правило длинное, кому пост в субботу. Тогда он и рассказал про каноны.

А так, ты, если что, спрашивай. Меня именно этот батюшка, во многом, "сделал", так что порассказать есть чего, мне четыре года гимназии очень многое дали, в совокупности со всем предыдущим опытом.

Reply


ursusanglicanus November 23 2010, 19:20:40 UTC
I am tempted to describe fasting/abstinence as practised in the Orthodox church as both a blessing and a curse: a blessing in putting us in a right physical-mental condition to pray seriously and take Communion properly, and, in the case of more serious fasting (multi-day, hard fasts) forcing us out of our comfort zones, bringing us face-to-face with the idea of death and for changing deep internal energy patterns (not to be done without advice). A curse in the weight of Pharisaism, rabbinic-like playing with the rules, and sheer waste of priests’ time with unnecessary confessions that it inevitably engenders. Do you really have, as a hopefully mature Christian (Ephesians 4.13) to ask a priest’s blessing to have a cup of strong tea with sugar before driving to church so as not to be a danger to fellow travellers ( ... )

Reply

overtakenbyjoy November 24 2010, 12:09:00 UTC
Майкл, мне кажется, чтобы практика постов действительно стала благословением, её, всё же, необходимо пересмотреть. Потому что предписания Устава, определяющие, когда есть пищу с маслом и вином, а когда без, когда можно есть рыбу, а когда нет - неказисты и, по-моему, более обременительны, чем полезны. Итогом этого является то, что во время поста, когда человеку следовало бы уделить особое внимание духовной жизни, ему приходится напряжённо думать о еде. Особенно это касается женщин: чем накормить семью? Потому что в наше время основной продукт на столе - это мясо. Оно недорогое и питательное, приготовить можно быстро. Без него всё сразу усложняется.

Мне кажется, что сейчас уместнее были бы примерно такие рекомендации для поста: 1) не объедаться; 2) избегать излишеств и лакомств; 3) питаться недорого и, как вариант, сэкономленное отдавать как милостыню (как было в древней Церкви).

Reply

Мясо все равно придется исключить:) tanuwa77 November 25 2010, 15:43:53 UTC
1) Мясом объедаются; 2) оно может быть лакомством и часто им и является; 3) стоит дороже, чем капуста и картошка

Reply

overtakenbyjoy November 25 2010, 15:45:56 UTC
1) Котлетой не объешься; 2) всё может им быть; 3) а если вспомнить про роллтон и доширак!...

Reply


aromatladana November 23 2010, 21:23:49 UTC
Мне кажется, в словах "А зачем?" заключается огромная дерзость, она же - заслуга батюшки.
П.ч. труднее всего сдвинуть с мёртвой точки и перевернуть религиозную косность.
Хоть один, вот как ты, Паш, задумается/докопается - а и правда, зачем?
Глядишь, прибавится сознательного отношения к творимым деяниям на единицу населения :-)

Что же до Православия... я почти на 100 процентов уверена, что качества этому явлению прибавляет не прямота и разногласия, а исключительно "тайность" его исповедания7
*смайл, озадаченный думой о "тайности" исповедания не один день*

Reply

overtakenbyjoy November 24 2010, 10:22:44 UTC
"Мне кажется, в словах "А зачем?" заключается огромная дерзость, она же - заслуга батюшки."

Да, Нина :-)

Reply


saphyana November 24 2010, 06:56:57 UTC
А возможно ли по твоему естественное решение проблемы? Например, если некий священник напишет такое модернизированное более современное правило, а вся Церковь его поддержит. Возможно ли вообще, чтобы наше Православие искало компромисса с современной жизнью в плане отмены либо пересмотра каких-то правил?
Я думаю, что это практически невозможно, поскольку все-таки Православие это ортодоксальная религия и именно ярое исполнение догматов является для нее цементирующим свойством.

Reply

overtakenbyjoy November 24 2010, 10:17:52 UTC
Таня, искать компромиссов в современной жизнью не стоит: современная жизнь этого не заслуживает :-) Но искать новые, более актуальные формы воплощения христианства действительно нужно. Кстати, догматы этому совершенно не мешают :-) Но ты права, я тоже сомневаюсь, что такие новые формы возможны внутри Православия.

Reply

saphyana November 24 2010, 10:47:45 UTC
От этого мне часто делается печально и больно. Вот чисто практически я по состоянию здоровья не могу соблюдать пост совсем. Но каждый раз исповедуясь, мне приходится об этом "напоминать" батюшке, равно как и чувствовать неловкость от того, что вот зашла в гости соседка-православная в среду или пятницу, а у меня, извините, на столе молоко и творог. Я понимаю, что я не виновата, но ловлю немое осуждение. Либо иду в церковь - единственная доступная мне обувь это кроссовки, естественно, что я одета в джинсы. И снова осуждение. Неприятно. Однако, вера ведь усилием постигается. Значит я должна это преодолевать. Но разве не было бы... правильным(?) если бы Церковь пошла в таких вопросах навстречу верующим????

Reply

overtakenbyjoy November 26 2010, 10:53:38 UTC
А как ты ощущаешь осуждение, когда в джинсах? Подходят, говорят?

Reply


Что я подумала, прочитав первый абзац tanuwa77 November 25 2010, 16:09:31 UTC
Что когда человек только начинает ходить в Церковь - он консерватор и все принимает. КОгда он становится чуть более "продвинутым" (именно в кавычках) - он понимает, что все сложнее и становится либералом либо модернистом. А когда он начинает изучать вопрос глубоко - вот как ты сейчас - у него есть все шансы снова стать консерватором:), но уже не бездумно.

Reply

overtakenbyjoy November 25 2010, 16:14:53 UTC
Тань, смотри, что написал Майкл на днях: http://ursusanglicanus.livejournal.com/23613.html
На английском, но ты, думаю, разберёшься.

Reply

tanuwa77 November 25 2010, 16:16:36 UTC
У меня "нет доступа к данной записи"

Reply

overtakenbyjoy November 25 2010, 16:17:49 UTC
Ой, точно, она под замком. Сейчас спрошу его, можно ли дать тебе почитать. Просто она очень перекликается с твоим комментом.

Reply


Leave a comment

Up