Сумбурное: от поста в субботу к судьбе православного дискурса

Nov 23, 2010 15:28

Я уже давно слышал от некоторых, что "каноны запрещают поститься в субботу", а тут на днях прочитал в интервью с одним московским протоиереем:
"- Все привыкли поститься в субботу перед Причастием.
- А зачем? Тем более, что решение Седьмого Вселенского Собора запрещает пост в субботу".
И решил разобраться, действительно ли запрещают, и что именно. ( Read more... )

Leave a comment

Comments 80

dimalahov November 30 2010, 18:59:13 UTC
не силен в канонах, поэтому ссылок не будет, выскажу лишь свое понимание, которое сложилось из общего чтения православной литературы...по Шмеману - было два понимания поста, раннехристианский и позже монашеско-аскетический, из-за наложения этих двух практик возникла некая чехарда по отношению к посту...раннехристианский состоял в полном воздержании до вечера, а вечером ели все, а аскетический подразумевал отказ от некоторых "тяжелых" видов пищи...поэтому сложилось так, что в субботы и воскресения поста разрешается вино и елей, чтобы подчеркнуть непостность этих дней, но и чтобы не прерывать аскетического подвига...поэтому и неуместен пост в субботы, особенно вне постных периодов...а запреты соборов вкушать в субботы и воскресенья великого поста молоко и яйца возникли, имхо, по следующей причине - запреты никогда не издавались "от фонаря", а из существующей практики - значит, народ в целом вкушал это, помня о раннехристианской практике... и сугубое монашеское благочестие и практика еще не восторжествовали во всей церкви...если ( ... )

Reply

overtakenbyjoy December 1 2010, 11:22:59 UTC
Не имею возражений. Но мой текст ведь не о том :-)

Reply

dimalahov December 1 2010, 11:38:48 UTC
это ответ на первый абзац, а он как раз о том, как мне показалось... ну я к тому, что не надо ни каким образом поститься в субботу)))

Reply


militarev December 7 2010, 17:44:17 UTC
Самый типичный пример того, о чем вы говорите - это эпитимии за грехи против седьмой заповеди. Реально существует довольно явный пастырский консенсус, сводящийся к тому, что эти эпитимии должны быть в пределах года. Казалось бы, самое естественное, оформить эту практику в виде методических рекомендаций священноначалия пастырям. А сами эти рекомендации оформить на Соборе. Но тогда пришлось бы признать, что уже триста лет мы не следуем древним канонам, предписывающим десятилетия отлчения за блудные грехи. В результате все происходит "по накатанной". Но, самое главное, что у вас не отмечено - приходский священник приобретает по факту неограниченную власть. Что и лежит в основе "старчества"

Reply

overtakenbyjoy December 9 2010, 10:46:51 UTC
Да, пример в точку.

Reply


Leave a comment

Up