К тому, чтобы написать этот текст, я шел почти десять лет. Но даже сегодня не знаю, вызовет ли он интерес читателя. И стоит ли писать продолжение? Если нет, то нет. Пусть решает читатель!
Историю Христианства следовало бы излагать начиная со времен Христа, а по сути и даже ранее - с Авраама, Исаака и Иакова. Но история христианского мира (мiра) начинается с римского императора Константина Великого, который узаконил христианство. С тех пор минуло 16 веков. Я хочу изложить главные события этих веков, акцентируясь на их духовном смысле.
Святой император Константин Великий начал свою политическую карьеру в Англии, затем он подчинил своей власти Запад, и только после этого Восток. Отметим этот факт. Христианство пришло на Запад с Востока. Христианский же мир пришел на Восток с Запада. Из Англии!
Во время правления Константина появилась арианство. Суть арианства - отрицание божественности Иисуса Христа. После смерти Константина Великого Империя опять разделилась. Арианство одержало политическую победу над Православием, и долгое время Империей правили арианствующие императоры. Также арианство получило большое распространение среди германских племен. Важный факт: германцы, разрушившие Рим, вовсе не были язычниками, они были христианами-еретиками. Первыми на Империю напали готы. Интересно, что готы напали вначале именно на Восточную половину Империи и достигли здесь некоторого успеха, им даже удалось убить императора Валента II, хотя тот тоже был арианином.
Успехи арианства увенчались приходом к власти Юлиана II Отступника, бывшего арианина, который отрёкся от Христа и попытался восстановить почитание древних отеческих богов, но был убит во время войны с Персией, после чего Православие начало снова набирать силу. Очень интересное совпадение: именно в год смерти Юлиана Отступника гунны начинают наступление на Европу. Собственно, именно с этого времени Европа становится излюбленной целью всевозможных завоевателей с Востока. Гунны были первыми, а монголы не последними. После монголов были ещё турки, а последними пришельцами с Востока были, кажется, калмыки (XVII век). Но Европа заплатила за это ответной конкистой, которая началась в XV веке и завершилась завоеванием всего земного шара. Мне кажется, до Юлиана отступника в адской канцелярии ещё надеялись на реставрацию язычества, а после его поражения сделали ставку либо на тотальное уничтожение Рима, зараженного христианством, либо на тотальное уничтожение Православия при помощи императоров-еретиков.
Однако Востоку удалось договориться и с готами, и с другими варварами. Интересный факт, что гунны и прочие предпочитали нападать на Западную половину империи, мало задевая Восточную. И я не уверен, что это можно объяснить из географических соображений.
Лично мне кажется, что причина тут в дипломатии. Византия (будем далее называть так Восточную половину Империи) издавна имела дела на востоке и, возможно, ей удавалось отвести от себя удар завоевателей, направляя его против Запада. Если говорить обобщенно, то всего лишь предположение. Однако что касается готов, это исторический факт. Так называемая Далмация - грубо говоря, Югославия - была спорной территорией между Византией и Римом.
И есть все основания полагать, что Византия натравила готов на Рим. Вначале готы напали на Византию, однако потом они что-то передумали и пошли завоевывать Рим, не причинив Византии большого вреда. Что-то в этом роде повторялось потом и с другими завоевателями, неудержимо стремившимися на Запад.
Подробно эта мутная история и аргументы в пользу такого понимания изложены в труде Успенского "История Византии". Мы же отметим, что эта территория так и осталась спорной между Западом и Востоком. Достаточно вспомнить историю начала Первой мировой войны (убийство в Сараево). Так что пользы Византии такое византийское коварство в конечном итоге не принесло, а принесло лишь вред.
[Spoiler (click to open)]Рим проиграл Византии звание столицы. Солидус Византийская монета, Рим пользовался Ауреусом.
Во время кризиса третьего века, политический центр в Константинополе захватил контроль на Восточными провинциями, начал чеканить свою независимую золотую монету (солидус) перехватил торговые пути востока и оказался де факто центром новой империи, Византийской. В самом Риме началась гиперинфляция, император просто не мог обеспечить войско (в Византийском солидусе 95% золота, в имперском серебянном денарии на тот момент только 5% серебра).
В итоге долина Рейна стала никому неинтересной переферирей. На Западе легионы перестали подчиняться центру, а начали подчиняться своим военным лидерам, которые занялись дележом тела Римской империи (западной части). А через 200 лет сам Рим оказался местом столкновений Византийских жрецов и потомков одичавших легионеров. Темные века наступили уже тогда, потому что полководцы и жрецы решали вопросы оружием, а не речами в сенате. Запад слабел с каждым ударом, а Восток продолжал сохранять силу.
В конце концов в Константинополе решили, что нельзя же так, и святой император Юстиниан I решил вернуть захваченные варварами земли под свою державу.
Вклад Юстинана в европейскую культуру переоценить невозможно. Достаточно сказать, что основой всей юриспруденции современной Европы является Кодекс Наполеона, который был, в свою очередь, составлен на основе Кодекса Юстининана. Но восстановить Римскую империю Юстиниану Великому не удалось. Почти все завоеванные им территории были после его смерти утрачены. И мне кажется, я знаю причину этого. Дело в том что падение Западной Римской Империи, одна из величайших трагедий в истории человечества, имело важные положительные последствия в истории Христианства. Хотя город Рим вплоть с VI до VIII века оставался формально византийским городом, римские Папы, которые были в то время православными, вели себя достаточно независимо и мешали императорам, то и дело впадавшим в ересь, подмять под себя Церковь. Об этом мало говорят и не до конца осознают, но в действительности Римская Церковь, мало-помалу подчинившая своему влиянию все варварские королевства Запада, сыграла важную и положительную роль в сохранении Православия. И отпадение Рима от Православия было роковым событием, кардинально изменившим ход истории, истории христианского мира, а потом и всего мира. Но мы забежали далеко вперед.
Не зная истории ересей, невозможно разобраться в истории Византии. Политическая борьба того времени была предельно тесно сплетена с религиозной борьбой внутри христианского мира. А чтобы разобраться в логике религиозной борьбы, необходимо разбираться в православном Богословии. В этом причина того, что почти никто не понимает историю Византии, которая является между тем ключом к истории средневековой Европы.
На Западе Византию не любят и мало её изучают. Потому что Византия - это Римская империя. Империя, которая вовсе не пала, но худо-бедно простояла, продержалась до конца Средних Веков, до Эпохи Возрождения. И естественно, Второй Рим, столица Империи, построенная Константином Великим (Константинополь, он же Царьград, он же Византий, он же пока Стамбул, но уже ненадолго) оставалась столицей христианства и гегемоном всей Европы вплоть до 1204 года. (Поправка 2017 года: нет, гегемонию Византия уступила Пизе ещё в конце XI века. XII век - век борьбы Византии+Венеции с Пизой.) Если Вас спрашивают, когда пал Рим и кто его завоевал, правильный ответ "французы под предводительством венецианцев в 1204 году", а вовсе не "готы под водительством Одоакра в 476 году". Завоевание Рима готами было лишь эпизодом в длинной истории противостояния Востока и Запада. И по плану Востока оно должно было завершиться подчинением Запада Второму Риму (Царьграду). Но Бог не благословил эти коварные планы, а напротив, в наказание попустил, чтобы Восток испытал на себе то, чему в свое время подверг Запад. Естественно, в учебниках об этом не напишут, и не надо. Это так, между нами.
Средние Века - это эпоха безраздельной гегемонии Византии в христианском мире. Тогда не было в Европе ни Англии, ни Франции, ни даже Северной Италии, вообще не было почти ничего серьезного. Запад был печальными руинами Римской империи, унылым постнуклеаром, где кое-как копошилась какая-то разумная жизнь. Между тем, и сама Византия, гордо возвышавшаяся над этим "контролируемым хаосом" и планировавшая рано или поздно прибрать его к рукам, вовсе не чувствовала себя благополучно. Началось всё с несторианства. Суть несторианства в том, что Иисус Христос и Сын Божий мыслятся как пусть очень тесно связанные, но все-таки вполне четко различаемые единицы мышления. Иисус Христос - человек, а Сын Божий - Бог. В Православии же это синонимы, два разных наименования Одного и Того же Богочеловека. Несторианство быстро было побеждено Православием в пределах Европы и пошло распространяться на восток. Дошли они до Китая и Японии. В рядах монгольского войска, захватившего Русь в 1237 году, были воины-несториане.
Но с веками оно практически сошло на нет, сегодня живой несторианин - большая редкость, их давно занесли в Красную Книгу. Я одного знаю, чем очень горжусь.
Гораздо хуже сложилась история монофизитства. Суть монофизитства в том, что Божественное и человеческое в Иисусе Христе слилось в единое Богочеловеческое. Единую Богочеловеческую природу. С точки зрения Православия, такое слияние логически невозможно и никакого Богочеловечества не существует. Существует один-единственный уникальный Богочеловек, в котором Божество и человечество не слиты, но и не разделены. Из всех видов монофизитства самый близкий к православию - учение Армянской церкви. У них Божественная и человеческая сущности Христа едины подобно тому как душа и тело в человеке едины и образуют единую природу. Но Православие и с этим не согласно. Потому что "единая природа", как её ни понимай, в любом случае логически допускает существование многих Христов, носителей такой природы. Для нас же православных Богочеловек - это единственный и неповторимый уникальный Иисус Христос. Это было решено в 451 году на IV Вселенском Соборе, который армяне не признают, потому что в этом самом году на христианскую Армению напала языческая Персия. Армяне ждали помощи от Империи, но не дождались и потерпели жуткое поражение (Аварайрская битва), это без преувеличения одна из ужаснейших трагедий в мировой истории. И потому отрицание IV Вселенского Собора стало для них краеугольным камнем национального самосознания. Это хороший пример взаимного влияния и даже переплетения религии и политики в ту эпоху. Армяне как народ появились так рано потому, что это не нация, а конфессия. Нации появились недавно, им лет двести; конфессии же были всегда.[Хе-хе-с]Их полным-полно и сегодня, включая атеистическую конфессию, самую-самую многочисленную на сегодня.
Монофизитство живо до сих пор, его исповедуют в Египте, в Эфиопии и вообще на Востоке. Борьба православных с монофизитами окончилась безнадежным клинчем. Религиозные доводы не помогали, политика тоже оказалась бессильна: монофизитство подняли на флаг местные элиты Востока, мечтавшие выйти из-под власти Царьграда.
За неимением иного, вынужден ограничиться вот этой картой за 600 год, на которой обозначены:
красным цветом - православные в пределах Империи синим цветом - православные за пределами Империи, желтым - ариане, фиолетовым - монофизиты коричневым - несториане черным - иудаисты, салатный - зороастризм (включая все его вариации, в т.ч. маздакизм и манихейство)
Точность этой карты оставляет желать лучшего, но общее представление о религиозном мире, в котором вот-вот должен был явиться молодой хищник (Ислам), она в общем-то создаёт.
При этом удивителен тот факт, что на Западе монофизитство не получило вообще никакого распространения - то ли из-за фактического отсутствия местных элит, то ли просто потому, что там не нашлось никого, кто мог хотя бы понять смысл происходящего спора. А скорее всего, это две стороны одной медали. Но широкое распространение этой ереси на Востоке и Юге Империи создавало невыносимое напряжение, тем более неприятное, что вообще-то Империя в это время проводила широкую экспансию по всем фронтам, возвращая себе территории, бывшие некогда под контролем Рима, а кое где и выходя за пределы этих территорий.
Дело дошло до того, что святому Юстиниану Великому приходилось считаться с политической пользой распространявшихся кем-то слухов, что жена его, святая Феодора, тайно сочувствует монофизитам. Другого выхода у кого-то в этой напряженной обстановке просто не было. Атмосфера была душная, и рано или поздно она должна была разрешиться громом и молниями. Вскоре после смерти Юстиниана это и произошло.
Здесь у меня возникает соблазн уклониться в сторону от темы и рассказать о том, как искусно Римская Империя (читай, Византия) досаждала своему восточному соседу и заклятому врагу - Персии, устраивая там перевороты, распространяя коммунистическое учение (Карлом Марксом тогда работал товарищ Маздак), сажая на престол своих ставленников. Ничего личного, эти византийские интриги были всего лишь целесообразны, позволяли древней и мудрой Империи вздохнуть свободнее, пока бородатые младенцы режут друг друга.
Но Богу такие игры неугодны, и кончилось тем, что очередной ставленник Византии на персидском престоле (Хосров II Парвиз), проведший детство в Царьграде, всего повидавший и всё понявший, устроил то же самое в самой Византии. Увы и ах! Теперь в Византии началась смута, власть захватил тайный агент Хосрова, который тут же казнил любимого сюзерена Хосрова императора Маврикий и его детей. Ставший таким образом сувереном Хосров II, конечно, никак не смог потерпеть такой обиды и решил подчинить оставшуюся бесхозной Византию своей власти.
И это ему почти удалось! Империя висела на волоске. Персы были в двух шагах от Константинополя.
И спас Византию великий политик, один из величайших полководцев в истории человечества, император Ираклий I, который остался мало известным в истории и не был прославлен во святых лишь потому, что впал в ересь экуменизма, которая называлась тогда монофелитством. Это был не тупой экуменизм сегодняшнего дня, не имеющий никаких оснований ни в Богословии, ни в Писании или Предании Церкви. Это была хитроумная теория, специально разработанная в богословских лабораториях Второго Рима с целью объединить православных, монофизитов и несториан в рамках одной церкви и одного учения. В сущности, Ираклий был очень умным и хорошим человеком, и можно его понять. Он нашел способ решить одним махом все проблемы Империи. Он победил персов и фактически уничтожил персидское государство. Он объединил все церкви и казалось, что вот-вот начнется всеобщее счастье и благоденствие под покровом Христа Бога. Но вместо этого начался кошмар, который продолжается вот уже более тысячи лет, и конца-края ему не видно.
В пустынях Аравии зародилась новая религия - Ислам. И эта религия стала стремительно распространяться с помощью успешных военных операций. Первой крупной добычей мусульман стала разрушенная Ираклием Персия - и получилось так, что Ираклий своими руками расчистил путь для Ислама.
Во всем этом заключен глубокий смысл. Когда человек действует против воли Бога, его добрые намерения приводят к противоположным результатам. Мусульмане захватывали одну область за другой, Империя вместо долгожданного покоя и единения погрузилась в кровавый хаос новой войны. У Успенского приводится очень любопытный документ того времени, где красочно описывается шок Императора и его ближайшего окружения. Они припадали ко Христу и буквально рыдали: "Мы принесли к Твоим ногам единую Империю и единую Церковь - для чего же Ты нас отверг?!"
Сегодня из туманной глубины тогдашнего Грядущего нам понятно, для чего. Получилось так, что мусульмане захватили в точности те области Империи, которые были поражены несторианством и монофизитством. После этого политическая нужда в экуменизме отпала, а с нею отпало и пристрастие властей к монофелитству. Империя осталась, потеряв огромную часть своих территорий и, главное, богатейший Египет, без которого перспектива прибрать к рукам Западную часть Империи сделалась несбыточной мечтой.
Это и была ключевая геополитическая катастрофа Античности, решительно изменившая судьбу мира. Появление Ислама! За сим последовал ряд кардинальных изменений в расстановке сил в мире. Во-первых, Средиземное море, которое на протяжении всей поздней Античности было Римским озером, соединявшим древний мир воедино, теперь на полтора тысячелетия разрезает античный мир пополам: на Европу и Африку. Во-вторых, христианская Империя, до сих пор занимавшая по всем фронтам наступательную позицию, надолго (навечно!) вязнет в бесконечной борьбе против Ислама. На эту борьбу уходят все силы, все средства. (Турки Царьград и добили.) Образование меркнет, мир медленно, но неуклонно погружается во тьму. Это другая логика, другая карта мира. Уже не Античная, а Средневековая.
Перелом начала VII века - это и подлинный конец Античности, и подлинное начало Средневековья. Империя продолжает оставаться европейским гегемоном, но силы этого гегемона необратимо подорваны, и это приводит к упадку не только на Востоке, но и на Западе.
А духовной причиной этого упадка было порочное увлечение православной элиты Империи экуменизмом (в форме монофелитства).
Дополнение 2019 года: теперь я осознаю, что не нашествие Арабов, а именно иконоборчество является переломным моментом, когда завершается Античность и начинается Средневековье