Хочу воспользоваться этим случаем, чтобы поделиться с моими дорогими читателями своим пониманием этой жизни.
Буду цитировать самые интересные отрывки из этого интервью курсивом (ключевые слова ВЫДЕЛЯЯ капслоком) и слегка комментировать их на свой лад.
- Ничего сенсационного для интервью не заготовили? Какой-то инсайд, может быть? - Ни в коем случае. Корпоративная этика: всегда ГОВОРИ ТО, ЧТО ДУМАЕШЬ; никогда НЕ ГОВОРИ ТО, ЧТО ЗНАЕШЬ.
Блестящее правило, которое надо постоянно держать в голове, читая подобные тексты.
- Вы не разочарованы в системе, которую создавали, из-за того, что для Вас в ней в итоге не нашлось места? - Нет, конечно. Наоборот. Мое тщеславие навсегда удовлетворено тем, что я приложил руку и голову к строительству нового русского государства. А если по ходу строительства этого мощного здания какой-нибудь отдельно взятый ВОЛЬНЫЙ КАМЕНЩИК вроде меня свалился с лесов, здание ведь от этого ни ниже, ни хуже не стало. Поскольку больших дел у меня пока нет, буду практиковать малые политические формы. А именно: кухонные дебаты. Или выступления в рюмочных для малознакомых собутыльников. Или сочинение трактата не для печати о предоставлении частичных ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ БОТАМ в качестве первого шага к эмансипации виртуальной личности. - Ну а если без шуток? - А это и есть без шуток. Будущее вызревает не в мейнстриме. Не в президиумах. А как раз на кухнях и в рюмочных. И в странных трактатах. НА ТЁМНОМ И ТИХОМ ДНЕ информационного потока.
Ну, тут комментировать нечего. Вольный каменщик кокетливо напоминает, что градус намного важнее суетных должностей, и что увольнение с поста мало что меняет в самой сути его занятий.
- Идея упомянуть в конституции бога вызвала много споров... - Слышал. Но как-то не думал об этом. Не знаю. Можно, конечно... В сущности, без разницы. На мой взгляд, вообще-то, богу ни жарко, ни холодно от того, что его запишут в конституцию. ЕМУ ОТ ЭТОГО СКОРЕЕ СМЕШНО. Во всяком случае, ТОМУ БОГУ, С КОТОРЫМ ИМЕЮ ДЕЛО Я.
Тут надо сказать, что я тоже скептически отношусь к упоминанию моего Бога в конституции, но по другой причине: на свете слишком много разных богов, которые были бы не прочь оказаться в Конституции под маской Единого Истинного Бога. А избежать этого можно лишь одним способом: дав чёткие и ясные объяснения, какой именно Бог имеется в виду и, в частности, назвав Его по имени (Иисус Христос). Что в современных условиях представляется мне совершенно невозможным, а значит, и неугодным Богу. Неугодным -- потому что невозможным, ведь именно Бог и определяет, чему быть и чему не быть. Потому невозможное Ему заведомо неугодно. По крайней мере пока. Но процитировал я эти слова по другой причине. Здесь Сурков лёгким штрихом рисует нам образ своего бога -- то есть, сознательно или нет, но делится с нами своим духовным опытом. Это очень важная деталь: богу Суркова бывает смешно, а также порой жарко и холодно, хотя последнее, случается с ним, конечно, не по поводу упоминания его в Конституции.
Тут надо сразу заметить, что и нашему Богу, Богу Истины, свойственна в некоторых случаях ирония. Цитирую Максима Исповедника:Бог, как бы подыгрывая, иронизируя и упрекая, для обличения поверившего диаволу человека говорит во множественном числе: «бысть яко един от Нас», [высказываясь] относительно мысли о Божестве, внушенной Адаму обманом змия. И нельзя думать, будто Писанию обычно чужд вид иронических высказываний. Ибо внимающий Писанию, глаголющему от лица Бога к Израилю: «Аще... пойдете ко Мне лукавыми и Аз пойду к вам лукавым» (Лев. 26:27), видит, что слово «лукавость» употребляется здесь в ироническом смысле. Опять же [внимающий Писанию] находит [иронию и в том описании], как [Бог] приготовил ловушку для Ахава, представляя ему ложь в качестве истины, и посредством тех [лжепророков], через которых [Ахав] согрешил, воздавая ему праведное наказание.
Но что касается именно смеха (смешно), об этом в Писании говорится в ином контексте: Господь посмеется им и Вышний поругается им. Нигде в Евангелии не указывается, чтобы Христос смеялся, и согласно православному Преданию, это не случайность. Подражая Христу, и монахи (по идее) не смеются, а лишь улыбаются, не обнажая зубов. Смех в библейском символизме связан с поруганием (то есть, надругательством), с гневом, потому-то в Евангелии Христос и не смеялся, предлагая нам во Своем первом Пришествии прощение и отложив Свой гнев на День Гнева. Впрочем, следует иметь в виду: сказано ещё, что и в этом веке над кощунниками Он посмеивается.
Далее Сурков делится с нами и конкретной технологией, методикой своего общения со своим богом. Продолжаю цитировать:
- 25 января Вы сказали, что покидаете госслужбу и будете целый месяц предаваться медитации. Прошел ровно месяц. Как в итоге помедитировали? - Результативно. Не то, чтобы я целый месяц просидел в позе лотоса или провисел вниз головой в позе летучей мыши. Медитация разная бывает. Я практикую такой один из видов, так называемое безмыслие. Потому что в детстве сильно испугался, когда впервые осознал, что все время, абсолютно непрерывно о чем-нибудь думаю. Что в мою голову безостановочно лезут разные мысли - хорошие, плохие, умные, глупые, свои, чужие, очень много, слишком много мыслей. И главное, мысли лезут сами, помимо моего желания. Их наплыв не поддается контролю и регулированию. Их слишком много и все больше, и больше. А голова ведь не резиновая. К тому же довольно маленькая. Я ведь еще маленький был. И подумал: «ну, б..» И мне показалось, что просто треснет моя бедная маленькая нерезиновая голова. Мозг захлебнется в мыслях. Вот я и попытался остановить, ПЕРЕКРЫТЬ ПОТОК СОЗНАНИЯ. Это оказалось непросто. Задержка мышления, она как задержка дыхания - надолго не получается. Вот сколько вы можете не дышать? Минуту. Две-три. Пять, если вы очень крутой. А десять-двадцать минут это очень мало кто может. Если вообще это не трюк, не знаю. Так и не думать вы сможете не больше пяти минут. Если вы нормальный человек. Я, поскольку с детства занимаюсь, УМЕЮ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ МЫСЛЕЙ ДО ЧЕТВЕРТИ ЧАСА. Это уже на грани. Не нужно пытаться повторить. Безмыслие - это не какая-нибудь релаксация под звуки ситара. И не духовная медитация, при которой люди монотонным пением доводят себя до отупения. Которое называют почему-то просветлением. Безмыслие надо применять только в случае крайней необходимости. Зачем мы задерживаем дыхание? Не для познания же истины и не для релакса и детокса. А для того, чтобы выжить в среде, в которой нельзя дышать - например, в воде. ЗАДЕРЖКА МЫШЛЕНИЯ НУЖНА В СИТУАЦИИ, КОГДА МЫСЛИТЬ ВРЕДНО или невозможно. Чтобы пережить эту ситуацию и выйти из нее.
Итак, медитация в безмолвии. На целых пятнадцать минут? Это очень много. Либо перед нами человек, весьма и весьма преуспевший в этом упражнении, либо хвастунишка, либо (что наиболее вероятно) человек, не осознающий тонкого парения своей мысли, принимающий условное "безмолвие" за настоящее. Впрочем, между первым и третьим очень тонкая и размытая граница: смотря что считать целью Безмолвия. Сурков целью считает остановку мира, то есть, ликвидацию сложившейся модели реальности или, говоря на современном языке, полную перезагрузку. Целью его медитации не является постижение Истины, медитация для него не самодостаточное упражнение, а лишь средство "начать жизнь заново". Потому и качество медитации в данном случае не очень важно. Не обязательно, чтобы умное безмолвие (сиречь безмолвие ума) было абсолютным (чего достигают действительно немногие) -- лишь было оно было достаточно глубоким для того, чтобы ум очистился от вещей, которые в предшествующий период жизни казались ему важными.
Тут надо прямо сказать, что описанная Сурковым безмолвная медитация сама по себе -- хорошая вещь. Дьявол контролирует нас при помощи непрестанного потока мыслей, давление которого так рано и так плодотворно осознал Вячеслав Юрьевич. Если человек хотя бы иногда не выходит из этого потока, то он просто раб своего Бессознательного (см. по этому поводу заметку Фундамент Бессознательного и далее по ссылкам). Выйти из этого потока или хотя бы ослабить его на время можно разными способами, например, при помощи психоанализа (см. например у Михаила Васильева Психоанализ в браке). Так и умное безмолвие, сиречь сурковская медитация, есть способ на какое-то время выйти из-под контроля Бессознательного.
Но весь вопрос в том, что происходит далее. А далее человек возвращается -- и снова оказывается под контролем. Так какой же смысл? А смыслы тут могут быть разные. В случае Суркова смысл состоит в том, что дьяволу приходится повысить пациенту градус, чтобы вернуть его под контроль. И как видите, если практиковать медитацию упорно и с раннего детства, можно достичь неплохого градуса. Когда человек просто следует потоку сознания, его гонят как барана в стаде прочих баранов. Медитация же заставляет демонов работать с человеком индивидуально, что рано или поздно выделяет его из стада. В ту или другую сторону (кстати, вариант сумасшедшего дома априори исключать тоже не стоит). Немаловажно при этом, какой именно приём используется для выхода из потока, потому что этим в значительной мере определяется и то, каким способом тебя встроят обратно в поток.
Ну и, наконец, центральный для меня момент во всём этом интервью. Итак, Сурков медитирует...
- Не для познания истины и не для релакса и детокса. А для того, чтобы выжить в среде, в которой нельзя дышать - например, в воде. Задержка мышления нужна в ситуации, когда мыслить вредно или невозможно. Чтобы пережить эту ситуацию и выйти из нее. - Вышли? Пережили? - Определенно да. Мне интересно работать В ЖАНРЕ КОНТРРЕАЛИЗМА. То есть, когда и если НАДО ДЕЙСТВОВАТЬ ПРОТИВ РЕАЛЬНОСТИ, менять ее, переделывать. Пока проект проживает стадию становления, развития, роста, в нем интересно участвовать. Есть место для новых идей. При столкновении замысла с реальностью происходит распад старых структур и синтез новых, от этого идет активный выброс энергии. Весело. А когда новое создано, оно резко превращается в старое. Проект вступает в фазу стабильности, сам становится реальностью. Переходит на низкий энергетический уровень. Рутинизируется. И от тебя уже не требуется ничего нового. От тебя ждут только самоповторов. А зачем? Пусть другие повторяют за мной.
Вот! Вот плод медитации, который совершенно отчетливым образом обнаруживает духа этой медитации, или иными словами, обнаруживает того смешливого бога, который явным образом был обозначен выше.
В христианской молитве мы останавливаем ум на мысли, обращенной к Богу, по воле Которого совершается всё совершающееся. Мы доверяем себя, и друг друга, и всю реальность как целое Тому, в Чьих руках она и находится в любом случае, хотим мы того или нет. В сущности, доверяясь Ему, мы ничего не меняем. Доверяешься ты Богу или нет -- ты всё равно всегда и всецело был в Его руках, и каждый твой вдох и даже каждый волос на твоей голове. Доверяясь Богу, мы перестаем сопротивляться судьбе и ищем Её благоволения. Плод внимательной молитвы с остановкой ума: мы принимаем Божественную волю, потому что нам открывается конечная цель того, что казалось нам до молитвы неприемлемым или просто неприятным. Когда мы перестаём противиться Богу, Бог открывает нам ту цель, ради которой Он устроил всё так, как Он устроил, и ради которой Он даровал нам внимательно помолиться Ему. И конечно, нам открывается, что и сама наша молитва была частью Его замысла. Снаружи это выглядит так, будто молитва "влияет" на Бога, Который вследствие неё вмешивается в течение событий, порой очень резко и отчётливо, на грани или даже за гранью чуда. Но на самом деле молитва никакого "влияния" на Бога не оказывает. Напротив, сама Она является проявлением Его действия в мире, началом необходимого для нас действия. Через молитву Бог обнаруживает Своё к нам благоволение. И потому если мы приступаем к молитве порой в смущении и гневе, в расстроенных чувствах, то выходим мы из внимательной молитвы всегда с мирным и благодатным расположением, веря, что Бог делает всё наилучшим образом, и сделает в конечном итоге именно то, чего и хотелось бы. Важно понимать, что вера это не условие молитвы, а её результат. И основанием для этой веры является именно то обстоятельство, что сам по себе факт молитвы (и особенно внимательной молитвы) это уже знак Божественного действия. Сам тот факт, что ты обратился к Богу, означает, что помощь уже в пути. Если бы Бог не был намерен помочь тебе, то Он просто не дал бы тебе молитву, ибо без Его содействия молитва невозможна! На этом всё и основано.
Собственно, это я и хотел напомнить уважаемому читателю, ради этого и написал заметку. И понятно, конечно, что контрреализм Суркова это нечто диаметрально противоположное сугубому реализму христианской молитвы.
Я долго занимался внутренней политикой. Политическая система и основы новой государственности были созданы. И в 13-м году пришло время уходить.
Я и ушел было. Но тогда вернулся на госслужбу. Были причины. И еще потому, что получил уникальную возможность самому выбрать проект. Выбрал Украину. Чисто интуитивно. НИКТО МНЕ НЕ ПОДСКАЗЫВАЛ и сам я ничего не знал. Да и никто наверняка не знал. Я почувствовал просто, вернее, почуял - будет большое дело. Догадался уже тогда, когда ничего еще не начало происходить, что будет настоящая борьба с Западом. Серьезная. С жертвами и санкциями. Потому что Запад не остановится ни перед тем, ни перед другим. Да и мы за ценой не постоим. Правда, предчувствовал. САМ СЕЙЧАС УДИВЛЯЮСЬ, как я это предвидел летом еще 13-го года. В полной тогдашней тишине. Так все и случилось. Горжусь, что был участником.
Но прошли те же пять лет... Началось естественное торможение и этого проекта. Я бы, конечно, в обычной ситуации не стал бы отпрашиваться с такого горячего участка. Поскольку это было бы безответственно. Но и участок более-менее остыл, и главное, контекст изменился. Не мог же я пять лет идти в одном направлении, а потом резко повернуть оглобли и двинуться в противоположном. Я бы об этом с самим собой ни за что не договорился. Так у меня появились и причина, и повод уйти окончательно.
Ну, вот в этом месте позволю себе не поверить показаниям пациента. Владислав Юрьевич хочет нам сказать, что он действовал в украинском вопросе по прямому вдохновению и даже откровению своего смешливого бога. Но лично мне было бы очень трудно поверить, что Бог Истины оставляет такие важные и, прямо скажем, судьбоносные для огромного количества людей (причём и православных людей) направления политики как Украина во власти богов. Мир людей Бог предал во власть людей. И нужно быть Королем (в том смысле, в каком мы используем этот термин в теории Власти), чтобы вольно предаваться вдохновению богов -- настолько, насколько Бог это попустит. Впрочем, Бог попускает это и настоящим королям, смотрите по ссылке правильное толкование на слова сердце короля в руке Божьей. Сурков -- слишком маленький человек, чтобы так уже вольно изливать потоки своего божественного (с маленькой буквы) вдохновения на несчастных жителей Донбасса.
Скорее тут более уместно вспомнить слова Галковского:
"Шпион беспрекословно выполняет приказы. Если не выполняет - его безжалостно убирают. Если выполняет, тоже передвигают куда захотят. Поэтому в публичной карьере шпиона необъяснимые прыжки. Хорошо же дела шли в Малайзии - был главой страховой компании, дружил с министром обороны. И вдруг уехал мелким клерком в Чили. Зачем? А затем что приказ это закон для подчинённого."
И ещё цитата, в которой подводится итог деятельности Асланбека Дудаева на Украине, из подзамочного поста:
"Успех" Асланбека Дудаева на "украинском направлении" состоит в том, что вместо Новороссии он построил полноценную Украину - молодую агрессивную восточноевропейскую нацию, видящую в Москве своего заклятого врага. Браво! Украинская нация 100 лет вызревала и ей требовались только схватки и кровь, чтобы появиться на свет. Сурков устроил Украине и то, и это, и даже сделал кесарево сечение.