Православная историософия России

Sep 29, 2020 08:24

Иногда не знающие меры апологеты Рима заставляют меня для профилактики перегнуть палку в противоположную сторону.

И тогда я говорю так.

Греция -- колыбель европейской культуры. Рим воспринял культуру греков и на несколько веков стал гегемоном Европы как сегодня США -- неевропейская цивилизация, временно взявшая на себя роль лидера европейского мира.
Но продолжалось это недолго. Скоро варвары вернулись к варварству, и центр европейской цивилизации вернулся в Элладу, к своему истоку. Константинополь был столицей Европы почти тысячу лет, до начала эпохи Возрождения.
Именно от греков итальянские варвары вновь зажгли угасший было огонёк культуры и цивилизации.
В сущности, Рим это лишь эпизод, зигзаг в истории греческой цивилизации.

Но это всё, конечно, перегиб. Такое говорится лишь в полемическом задоре. Для истории христианской цивилизации Рим важен не меньше, чем Греция. Это две головы одного двуглавого орла, к несчастью для нас переругавшиеся между собой на потеху третьему радующемуся.

Не случайно из всех эпох и всех государств истории человечества Иисус Христос избрал для Своего воплощения именно Римское государство эпохи Августа Кесаря.

Но вот что важно понимать.

По-настоящему глубоко культуру Греции и Рима способны усваивать лишь народы, прошедшие школу христианства. У остальных это шелуха, которая отпадает при первом серьезном потрясении. Турок сколько ни европеизировали - воз и ныне там.

Может быть, японцы представляют собою исключение. Если так, это очень интересный народ. Так ли это - станет ясно после первого серьезного потрясения, не раньше. Но если не брать в расчёт Японию, это исключительно европейская тема.
Только в Европе Христианство и Рим встретились между собой.

В истории России христианство - от Владимира Великого. А Рим - от Петра Великого.

Тут может возникнуть законный вопрос: а почему Рим у нас не от Владимира Великого? Почему мы не восприняли от греков вместе с римской религией и римскую цивилизацию?

Думаю, причина тут в том, что греки лукавы суть :)

Мы для них были (потенциальной) колонией, и они не хотели учить нас искусству быть метрополией.

Метрополией должна была остаться Византия. Но греки проиграли эту партию, и путь России в европейскую цивилизацию оказался долгим и извилистым. Европа пришла к нам не коротким путем, через Царьград, а длинным -- через Италию и Голландию. Что сделало нашу историю такой загадочной и запутанной.

Италия Эпохи Возрождения - это Украина Византии. Украина, которая в XI веке внезапно осознала свою "отдельность", "особость". И в такой форме это "украинство" сделалось основой западно-европейского миросозерцания. Для западного европейца так же важно принижать значение Константинополя, как для украинца -- значение Петербурга.

Но если отбросить этот зараднно-европейский провинциализм, на самом деле Европа - это не только Запад, но и Восток. Европа больше, чем Англия и Франция. И даже больше, чем Италия.

Если посмотреть историю Возрождения, то очевидно, что Возрождение отталкивается от Греции.
Джотто - первый художник Возрождения - начинал как византийский иконописец. Именно Восток сохранил преемственность Римской культуры, и это оставило неизгладимый отпечаток на современной Европе. Все Возрождение европейцы бредили греческой (именно греческой, а не римской!) мифологией, и сегодня её влияние уже неизгладимо.

Проблема усугубилась, когда Восточную Империю завоевали турки. И дошла до крайнего предела, когда рухнула империя Габсбургов, и центр Римской цивилизации окончательно переместился на Запад. После этого возможности Запада строить чёрные легенды о Востоке сделались безграничными. И вообще удивительно, что сегодня кто-то ещё способен помнить и говорить о Византии.

Россия восприняла Римскую культуру дважды, в виде двух прививок. Вначале религиозную прививку Православия от Византии по Владимире Великом, потом прививку светской культуры от "немцев" (голландцев) при Петре Великом.

> Западные европейцы воспринимают Православие как часть ближневосточных церквей, а не как религию настоящих европейцев

После того как большевики изнасиловали Россию, западные европейцы получили моральное право говорить о русской культуре всё, что угодно :)
Но при Романовых Православие было наиболее политически влиятельной частью христианства.

Именно и только после падения Романовых христианство выпало из Большой Политики, и христианские ценности официально перестали считаться европейскими ценностями.

Не забывайте, что Романовы были несравненно сильнее, чем Папа Римский. А они опирались на Православие.
Так что по крайней мере в XIX веке Православие было наиболее влиятельной, ГЛАВНОЙ частью христианства. Де факто.
Восприняв наконец в эпоху Петра следом за ромейской религией и ромейскую культуру, Россия наконец в полноте ощутила себя частью Европы.

Крещение Руси это самая удачная интервенция Византии на территорию Персии. С этого времени и до 1917 года Россия форпост Европы в Азии. А со времен Петра уже и не простой форпост, но один из основных центров европейской цивилизации.

> Петровские реформы начались вскоре после того, как из церкви ушли старобообрядцы с их мрачным, манихейским восприятием мира. Был короткий период расцвета Православия в России.

Мысль интересная, но не совсем верная. Прежде всего, я возражу насчёт "короткого периода расцвета" в XVIII веке. Объективно, всё наоборот: в этом веке оказалось меньше канонизированных святых, чем в любом другом веке в истории Церкви.
XVIII век это век глубокого кризиса Православия. Но не потому, что ушли старообрядцы. А потому, что избавиться от манихейского наследия невозможно, просто выгнав носителей крайних его форм. Взгляды православных людей ещё и сегодня отравлены этим наследием. Мы избавляемся от него медленно, но верно.
Я думаю, мы живем в эпоху возвращения к святоотеческому Православию. И началось это возвращение как раз в XVIII веке, с Паисия Величковского, с Добротолюбия и Иисусовой молитвы. Исихазм -- вот настоящее лекарство от манихейства. А уже отсюда возрождение старчества в XIX веке, затем иконопочитания в XX веке, и только сегодня наконец мы начинаем осознавать, что произошло и происходит. Православие возвращается в силе, возвращается в мир, уже забывший, что такое настоящее христианство и ошибочно полагающий, будто бы христианство осталось в прошлом.

См. также
Апостасия - миф и реальность

историософия

Previous post Next post
Up