Почему я вообще вдруг поставил вопрос таким образом? Для чего задался вопросом о спасении тех, кто остаётся вне Церкви? И что мне за дело до них?
Дело в том, что я сейчас готовлю к публикации очень интересный материал о русских. Русские на сегодня остаются в подавляющем большинстве -- вне Церкви. А часть из нас принадлежит другим конфессиям. И потому вопрос это совсем не праздный.
Как, на каких правах я, православный человек, могу заботиться о тех, кому нет дела до Иисуса Христа, моего Царя и Бога? И главное -- зачем?!
Ответ прост и очевиден: по любви. Это мой народ, и его судьбы мне не безразличны. Я хочу поучаствовать и участвую в них так, как могу и как умею -- то есть, молитвой.
Но вот вопрос: не принесёт ли моя молитва в конечном итоге больше горя, чем помощи?
Это вопрос совсем-совсем не праздный. Я уже писал в этом ЖЖурнале, что действие молитвы непредсказуемо. Собственно, в этом и состоит главный эффект молитвы: она делает ситуацию непредсказуемой. Потому что Бог может всё.
На этом свойстве основано действие молитвы за врагов: молясь о помиловании врага, мы на самом деле предаём его воле и суду Бога. Милуя, Бог ведёт человека к покаянию и спасению. Поэтому когда ты молишься за врага, самый лёгкий для него вариант состоит в том, чтобы добровольно примириться с тобой, оставив вражду.
Если этого не происходит, молитва начинает мучить врага, принуждая его к покаянию. Злые люди могут быть счастливы в этой жизни лишь до тех пор, пока за них никто не молится. Молитва разрушает хрупкую скорлупу иллюзорного счастья, построенного на грехе. Если нужно, она становится источником тяжких бедствий -- подчеркну, так действует молитва о помиловании! Тех, кто не ищет Его милости, Бог ведёт к ней тернистыми путями. Если же человеку не помогают покаяться и страдания, то милость Божия состоит в том, чтобы прервать нить его жизни, помешав ему по крайней мере далее отягчать свою посмертную участь. Увы, бывает и так, что умереть для человека лучше, чем жить. Такими могут быть последствия молитвы о помиловании.
(И напротив, если мы молимся о наказании врага, то можно ожидать, что Бог вначале оставит его в неведении, пусть грешит и далее, чтобы чаша гнева Господня наконец переполнилась -- и тогда бедствие бывает страшным и непоправимым.)
Подробнее о молитве за врагов. Я уверен, что те, кому не следует понимать то, что я готовлюсь сказать, не смогут понять сказанное. Это можно пояснить на примере.
Атеист имеют предел компетенции. Если человек не верит в Бога, он не принимает всерьёз некоторые вещи, которые очень серьёзны.
Этим можно и нужно пользоваться. Это даже не конспирация, а просто недостаточность
уровня дискурса. Для атеиста рассуждения о Боге -- пустышка, он в них не вчитывается, а если и вчитается, до него не дойдёт. Поэтому атеист легко примиряется с тем, в чем не видит опасности. Но это не значит, что опасности нет. Если я искренне молюсь о помиловании врага, у врага нет повода для обиды. Церковь 70 лет молилась о Советской власти, и эта молитва оказала надлежащее действие. "Капля камень точит"
Как понимает мой уважаемый читатель, менее всего мне хотелось бы, чтобы моя молитва к Иисусу Христу о помиловании русского народа стала для этого многострадального народа лишь источником новых бедствий. С другой стороны, я понимаю, что И такой эффект неизбежен. И он страшен, потому что речь идёт не о какой-то абстракции, а о живых людях, о русских людях.
Вот почему моя любовь настойчиво требует ответа на вопрос, может ли спастись человек, остающийся вне Церкви. Хорошо, если Бог приведёт его в Церковь, но тут никаких гарантий быть не может, ведь Бог никого не принуждает к повиновению силой.
Тебе нет нужды заставлять нас служить Тебе, потому что бессознательно и непроизвольно мы в любом случае делаем это. Всё совершающееся совершается по Твоей воле. И потому если человек не желает сознательно и добровольно служить Тебе, Творцу и Царю вселенной, Ты не принуждаешь его.
Надеюсь, моя постановка вопроса теперь достаточно ясна для читателя.
Дерзну предложить и ответ на него.
Итак.
Критерий Христианства это молитва к Иисусу Христу как Богу. В молитве тоже есть уровни, и на высших уровнях есть важные нюансы (которые отличают, например, католичество от Православия). Но на первой ступени всё просто и примерно одинаково. Поэтому словесную Иисусову молитву, которая открывает путь наверх, равно могут использовать все христиане.
Если человек не молится Иисусу Христу как Богу, то он и не христианин, даже если сам считает себя православным.
Поставим наш вопрос иначе: может ли Иисус Христос спасти не христианина? Ответ очевиден: Он может всё.
Более глубокий вопрос: хочет ли Он этого или при каких условиях Он этого захочет?
И мне кажется, я знаю ответ на этот вопрос. Вот в чём он состоит.
Господу угодно даровать тем, кто достиг высших уровней молитвы, такой невероятный дар как обожение. Человек становится Богом по благодати, обретая Божественные качества. Максим Исповедник говорит даже, что он становится по благодати нетварным. Но это значит, что он может именем Христа миловать и спасать людей подобно тому, как это делает Сам Христос Бог. Поэтому те, кто находится на столь низком градусе познания Истины, что и вовсе не молится Иисусу Христу как Богу, всё-таки имеют шанс спасения, если они будут молиться тем, кто достиг обожения! Если, конечно, эти обоженные люди помолятся о них Христу.
Тут я говорю вещи странные, но в них нет ничего принципиально нового или невиданного с точки зрения Церкви. На этом в самой Церкви основана молитва ко святым. Мы молимся святым, потому что они подобны своему Царю и Богу, ставши сами Богом -- ни иным каким-то Богом, но тем же самым Богом. Об этом же говорит апостол Павел, утешая жену, у которой муж неверный: откуда знаешь, жена, не спасешь ли ты мужа?, и мужу: откуда знаешь, муж, не спасешь ли ты жену? Об этом же говорит житие мученика Уара. И главное -- само учение об обожении неизбежно приводит к тому же выводу, ведь в противном случае обожение получается неполноценное.
Заодно тут мы находим и ответ на вопрос: как праведники в Царстве смогут блаженствовать, если их любимые мучатся в геенне? Ответ очевиден: такого не будет. Потому что в Православии СПАСЕНИЕ ЭТО И ЕСТЬ ОБОЖЕНИЕ. И значит, всякий спасающийся потянет вверх за собой всех, кого он любит. Ну, а они тянут его вниз, испытывая силу его любви, вынуждая сделать выбор между ними и Христом. Однако любовь объемлет всех! Так что в итоге либо иссякнет любовь, либо будет обретено спасение для погибавших. Но во втором случае -- та же логика с теми, кого любит спасшийся от погибели. И так далее. И в итоге, граница между спасающимися и погибающими проходит по границе любви, как её и определил Сам Христос: кто дал чашу воды одному из Моих людей, тот дал её Мне Самому. А кто не дал -- тот не дал. Всё предельно просто.
> Что-то мне непонятно. Допустим, меня любит праведный христианин, а я сознательно ненавижу и отвергаю Христа, служу своим страстям. Ведь моя душа в таком случае просто непригодна для Царствия, да и сама любовь Божия для меня будет адским пламенем (кажется, это святоотеческое учение?). Как же любовь праведника спасет меня?
Так она и не спасёт. Ведь сознательно ненавидя и отвергая Христа, каким образом Вы стали бы просить о спасении того, кто Христу служит?
А "спасение против желания" это и есть геенна огненная.
> Вот не могу я принять Христа и всё! Верю в Некоего Архитектора нашей вселенной, как например Богемик. Хоть в детстве читал Библию, но никак Христа не воспринимаю. Много раз пробовал Ему молиться, но чувствую какую-то пустоту.
Первый настоящий духовный опыт, который приобретает человек, пытаясь молиться Иисусу Христу, это опыт сопротивления. В ответ на молитву духи иллюзий приходят в движение, и обнаруживают себя. Заметить, осознать их действие в своей душе это уже большое приобретение. Не обнаружить себя они не могут, потому что в противном случае очень быстро обнаружит Себя Сам Иисус Христос. Их цель -- остановить молитву.
Ваш случай -- чувство пустоты в ответ на молитву -- это совсем неплохой вариант. Пустота ведь в любом случае не причинит вреда. Есть даже религии, обожествляющие Пустоту (вспомним Пелевина). Эта Пустота и есть тот вид, который принял отец лжи, чтобы отвратить Вас от молитвы. Просто продолжайте молиться, не обращая внимания на пустоту, и смотрите, что будет дальше.
(Уточню. Многие новички сразу, сходу ощущают действие Благодати, и это не прельщение.
Но это ещё и не настоящий духовный опыт. Христос просто баюкает духовных младенцев, ласково приучая нас к Себе. Потом, позже Он проведёт нас через всё, и через пустоту тоже. Всему своё время.)
Ну, а теперь та заметка, ради которой это написано:
Нация и конфессия (обсуждение) См. также
Ычанск: стук в дверь