> Какие вообще бывают виды (или, скажем так, стадии постигания) молитвы и какие между ними отличия?
Исчерпывающий ответ на этот вопрос содержится в книге
Путь умного делания. Я могу лишь попытаться изложить своими словами то, что я понял из этой книги и отчасти из своего небольшого личного опыта (см. также другие заметки цикла
Умное делание для мирян)
Насколько я понял, есть семь стадий или ступеней духовной жизни человека. Для каждой из этих ступеней можно указать свой особенный способ молитвы, наиболее соответствующий этому уровню.
1. Словесная молитва
2. Умная молитва
3. Умно-сердечная молитва
4. Непрестанная молитва
5. Самодвижная молитва
6. Чистая молитва
7. Зрительная молитва
(Покаяние.) Первые три способа молитвы (1-3) доступны для всякого грешного человека, хотя рассеянность ума и противодействие дьявола не позволяют ему сколько-то долгое время практиковать ни умную (2), ни умно-сердечную (3) молитву. И всё-таки, когда человеку очень плохо или очень страшно, у него бывают минуты или хотя бы моменты умной и даже умно-сердечной молитвы.
Словесную же молитву (1) может практиковать любой человек - это зависит только от его личного усердия. Словесная молитва является ключом ко всем остальным ступеням молитвы, и в этом её настоящее значение.
(Обожение.) Три высших ступени молитвы (5-7) для грешного человека недоступны. Это уровни святости. С момента, когда в человеке начинает действовать самодвижная молитва (5), он уже находится на принципиально ином уровне бытия, он является Богом по благодати, подымается по степеням обОжения. Для него возможно всё, и для него не обязательны никакие земные законы и ограничения, потому что его воля во всём согласна с волей Самого Бога. И чего хочет он - того же хочет и Бог.
Поэтому бесполезно описывать или пытаться представить, в чём состоит различие этих уровней или каковы особенности каждого из них. Понятно лишь, что начиная с уровня самодвижной молитвы (5) в человеке постоянно действует Дух Святой, в Котором человек и пребывает, что бы с ним ни случилось. Действие Духа проявляется в самодвижной молитве, которая более не оставляет человека никогда - ни днём, ни ночью. Начиная с уровня чистой молитвы (6) человек испытывает состояния, в которых он совершенно оставляет тварный мир и целиком погружается в Божество. Как это может быть, непонятно. Что такое зрительная молитва (7), ещё более непонятно, потому что на этой стадии человек заново постигает тварный мир, но уже "с обратной стороны", со стороны Богопознания, потому что именно Бог и только Бог знает Свой мир таким, какой он и есть на самом деле.
Однажды ступив на уровень самодвижной молитвы (5), человек уже никогда с него не сходит, если только сам не пожелает (хотя и может, потому что Бог не связывает свободу человека). Насколько я понимаю, Бог дарует самодвижную молитву тем людям, о которых Он заранее предвидит, что они не захотят её оставить. Может ли Он дать такую молитву человеку, который затем оставит её? Не знаю. Почему бы и нет. Может быть, именно об этом случае сказано у Апостола: если мы, получив познание Истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И ещё: «Господь будет судить народ Свой». Страшно впасть в руки Бога живого!
Поэтому не следует неразумно устремляться к ступеням, которые превосходят наши силы. В норме же, когда Бог Сам в Своё время даёт человеку познание Истины, вместе с самодвижной молитвой (5) приходят к нему одна за другой все истинные добродетели, и первой из них - смирение, которое и уподобляет человека Сыну Божию.
Достигший этих степеней молитвы может пострадать по плоти, быть убит и прочее, подражая Господу - но всё это происходит с ним не против его воли, а согласно с его собственными желаниями.
Итак, начиная с пятой ступени (5) человек уже подобен Богу, и о таком человеке говорит Апостол Иоанн: Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его... Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
Начиная с пятой ступени (5), человек уже не может грешить. А на четвёртой ступени (4) он может не грешить. В этом особенность четвёртой ступени. Этот уровень называется чистотой сердца, свободой от греховных страстей, а также стадией просвещения. На этом уровне люди уже зрят Фаворский Свет якоже можаху, хотя настоящее Богопознание открывается лишь на пятой ступени.
(Просвещение.) Четвертый уровень (4) это то состояние души, с которого начинал Адам в раю. Это естественный для нашей природы уровень, на котором мы и были изначально сотворены. Имея чистоту сердца, можно и согрешить, опустившись ниже (как это сделал Адам), и подняться вверх при помощи непрестанной молитвы (как это и делают подвижники).
Отличительной особенностью этого уровня (4) является способность молиться непрестанно, днём и ночью. Способность, но не необходимость. Молитва здесь ещё не является самодвижной, она требует усилия и усердия. Молиться на этом уровне не обязательно; Бог не связывает нашу свободу. Но если человек оставляет молитву, он может пасть жертвой дьявольской хитрости, как это случилось и с Адамом.
Находясь на четвёртой стадии (4), человек уже свободен от греховных страстей, хотя и не застрахован от нового падения в их ловушку. Если он будет непрестанно молиться (а он может!), то Бог, видя его искреннее усердие и готовность всегда пребывать в молитве, дарует ему самодвижную молитву.
> Благодать очищающая - это получается этапы 1-3 (очищение сердца). Благодать просвещающая - это этап 4 (сердце уже чистое). А благодать приводящая к совершенству (у Иосифа Исихаста она так называлась) - это этапы 5 -7 ? Иосиф Исихаст сравнивал очищающую благодать с сиянием звёзд, просвещающую - с сиянием полной луны, а благодать приводящую к совершенству - с полуденным солнцем.
Да! Звёзды ночью помогают не заблудиться. В этом смысл метафоры. Но пока не воссияет солнце, человек не в безопасности.
О трёх нижних ступенях (1-3) можно (и нужно) говорить больше всего, потому что каждый из нас при желании может в той или иной мере соприкоснуться с ними опытно. Это три уровня покаяния. Они доступны всякому грешному человеку, лишь бы он веровал в Иисуса Христа. При этом самая нижняя ступень, словесная молитва (1), по сути не требует даже веры. Наоборот, при помощи словесной молитвы можно (и нужно) обрести веру, о чём я написал выше (см.
Ключевой вопрос об Иисусовой молитве).
Вторая ступень (2), умная молитва, не совместима с греховными поступками, поскольку грех требует участия ума. А погружённый в молитву ум чужд греха. Чтобы произвольно согрешить, человек должен вначале оставить умную молитву и принять греховный помысел. Умная молитва защищает человека от греха, но подолгу удерживаться в этом состоянии может лишь человек, уже преуспевший в покаянии, уже согласовавший свою волю с волей Господа. Увы, в глубине его сердца в это время ещё продолжают жить греховные страсти, приводя которые в движение, дьявол находит новые и новые способы заставить человека оставить на время молитву. Только на стадии умно-сердечной молитвы (3) молитва начинает проникать в самую глубину человеческого сердца, очищая его от греховных страстей. Чтобы отнять у человека молитву, дьяволу приходится на этой стадии (3) воздействовать на человека самыми сильными средствами. На стадии умно-сердечной молитвы (3) человек переживает пугающие или наоборот прелестные видения (галлюцинации), назначение которых - отвлечь внимание его ума от молитвы. На этой ступени человек может проходить через тяжкие состояния, подобные адским мучениям, но если он не оставит молитву, то достигнет чистоты сердца (4) и возможности молиться по-настоящему непрестанно.
Совершая словесную молитву (1) человек может произвольно грешить, потому что в то время, когда он механически произносит молитву, ум его может быть занять чем угодно. По сути, упражнение в словесной молитва это лишь подготовка к умной молитве (2). Однако важно понимать, что творить чудеса человек может даже и на стадии внимательной словесной молитвы. Факт чудотворения нисколько не доказывает ни настоящей святости человека (обожения, 5-7), ни даже чистоты его сердца (просвещения, 4). Чудеса может творить и человек грешащий и кающийся (1-3), поэтому никто не должен обольщаться относительно себя, когда Бог творит чудеса по его молитве -- ибо Бог творит их не ради грешного молитвенника, но ради славы Своего имени.
Словесная молитва (1) может иметь разную силу, в зависимости от степени внимания ума, о чём я подробно сказал выше (
Ключевой вопрос об Иисусовой молитве). При полностью внимательной словесной молитве ум не занят ничем, он пуст, и в уме звучат только слова молитвы и более ничего. При рассеянной словесной молитве ум занят чем попало, и лишь прилагает постоянное усилие к тому, чтобы не прекращать повторение слов молитвы. С этого и начинается упражнение в словесной молитве, о чём сказано выше (
Ключевой вопрос об Иисусовой молитве).
Словесную Иисусову молитву (1) может практиковать и еретик, и неверующий человек, и при надлежащем усердии с его стороны эта молитва может привести его в истинную Церковь. Однако практикуя молитву вне Церкви, человек рискует обрести ложную умную молитву, по сути дела адресованную не тому богу. Способность ума к молитве может быть использована дьяволом для того, чтобы привязать к себе ум заблуждающегося человека. В этом случае упражнение молитвой приводит к явлению, которое я обозначил как "
белая магия". Человек использует здесь имя Христово для того, чтобы привлечь внимание дьявола, а далее сотрудничает с дьяволом -- либо сознательно, либо воображая в прельщении, будто познал Бога.
Именно таким образом возникли все ереси и все существующие на земле религии. Все они являются осколками древней практики призывания имени Божия (1), которую начали во дни внука Адамова, Еноса: У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога.
Таким образом, словесная молитва (1) не обязательно ведёт к Истине. Она может стать также и причиной глубокого заблуждения и гибели души. Избежать этого сценария можно при помощи Церкви, постоянно соотнося дух своей молитвы с Духом Церкви. Но некоторым (редким) людям удаётся выйти на правильный путь и вне Церкви, и тогда молитва сама приводит их в Церковь.
Отдельно отмечу: на стадии словесной молитвы (1) Бог нередко даёт человеку особую благодать, когда слова молитвы сами собой вдруг начинают проговариваться в то время, как ум занят чем-то другим. Молитва как бы сама напоминает о себе (или ангел-хранитель напоминает таким образом о молитве). Это ценный дар Бога, но его не следует путать с полноценной самодвижной молитвой (5), о которой говорилось выше.
Уровень зрительной молитвы (7) таинственно связан с девственностью. Он именуется "духовным девством" и недоступен для мирских людей. Это особое преимущество, прерогатива монахов.
> Для мирских женатых/замужних людей?
Три нижних уровня молитвы (1-3) вполне сочетаются с нормальной сексуальностью (в браке), а в некоторых случаях даже предполагают её и недостижимы без неё. С блудом же умная молитва (2) и тем более умно-сердечная молитва (3) не сочетаются, впрочем, как и со всяким грехом, поскольку умная молитва (2)(как уже сказано) предполагает согласие воли человека с волей Господа хотя бы на уровне сознания (а умно-сердечная (3) - и на уровне бессознательного).
Со словесной же молитвой (1) совместимо всё, что угодно.
По сути своей словесная молитва (1) ничем не отличается от всех остальных форм внешнего благочестия. Просто повторять слова молитвы это то же самое, что ходить в храм, исполнять послушания, творить дела милосердия и прочее. Словесная молитва (1) это одна из форм внешнего благочестия, не более того. Поэтому она, по сути дела, никакого особого благословения не требует. Крещение в Православной Церкви это и есть благословение на Иисусову молитву. Однако надо постоянно иметь в виду сказанное выше о возможности прельщения. Немногим удалось избежать этой опасности, не прибегая к помощи Церкви - но и эти немногие в результате всё-таки пришли в Церковь.
Давид и Авраам пребывали на уровне просвещения (4), а Мелхиседек проходил степени обОжения (5-7).
Согрешив, Давид заново поднялся по ступеням покаяния (1-3). Апостолы после 50-ницы также находятся на стадии обОжения (5-7).
> А если человек мирской, не в браке, но хранит крещальные обеты (не блудит в том числе), то как?
Бог знает, как. Если человек молится, то Бог либо проведёт его монашеским путём (пусть и без пострига), либо Сам устроит его брак.
> Ну то есть можно пройти по факту монашеским путем без пострига, ок.)
Первые монахи именно так и делали. А уже при их учениках появился обряд пострижения. Ну, а кто бы их постригал? Монахов же не было, а постригать должен именно монах.
> Самые первые у нас кто были Антоний Великий и Пахомий?
Да,
Антоний Великий. Самых первых и великих был целый ряд. Но величайший из великих -
Марк Афинский Продолжение темы:
Классификация грехов См. также заметку
Страх И об одной важной ошибке
В горах Кавказа