Схиархимандит Виталий (Сидоренко), он же Больной брат.
Едва ли не лучшая книга 90-х годов В горах Кавказа, несомненно, заслуживает внимания моего дорогого читателя. Это реальная история из жизни одного подвижника, спасавшегося в горах от гонений со стороны Советской власти в конце 50-х и начале 60-х годов. Там масса полезной информации -- на конкретных примерах разбирается и показывается, что такое настоящая духовная жизнь в Православии и какие опасности подстерегают тех, кто идёт по этому Пути.
Главная ошибка, от которой надо предостеречь читателей книги "В горах Кавказа" - не надо навык словесной молитвы Иисусовой называть "самодвижной молитвой". Настоящая самодвижная молитва это молитва умно-сердечная, и там просто невозможны те безобразия, которые вполне возможны при словесной Иисусовой молитве и описаны в этой книге. См. Ступени духовной жизни в Православии
Кажется, что дальше самодвижной умной молитвы - для человека наступает тайна спасения. Даже для самого делателя, не то что для внешнего наблюдателя. Когда и как это произойдёт - нашим мирским зрением не увидеть
Maksimo Solohxin:
Да, начало самодвижной молитвы это и есть начало обожения. Если человек сподобился этого дара, он уже уподобился Христу.
В «трактате о молитве» в принципе так и сказано, что ум входит в сердце только со Христом. И без его водительства недопустимы никакие «усилия» - они ведут только в прелесть
Maksimo Solohxin:
Ну, всякое бывает. Под руководством обоженного человека возможно всё.
Думаю под руководством любого человека это невозможно. Но Христос может действовать и через человека. По мере того, как этот человек со Христом. Мне понравилась фраза где то в псалмах: «доверяй не человеку но Богу»
Maksimo Solohxin:
Если человек достиг обожения, то он ничего не говорит от себя.
Христос знает всё - нужно молиться Ему, и Он откроет Своему человеку все твои молитвы. Если этот человек действительно Его человек, то он будет отвечать тебе на все твои тайные молитвы ко Христу. Причём отвечать не от себя, а как Господь велит.
Управляемая глупость - это умение отключать свой ум, который пытается управлять твоей волей Умение проявлять волю помимо ума, не спрашивая у него разрешение. Но управляемая - потому что прислушиваться к его голосу, не игнорировать полностью
Maksimo Solohxin:
Мы не просто отключаем ум, мы всегда доверяемся при этом иному уму. Вопрос - какому.
Думаю не в человеческих силах продвинуться дальше «умной молитвы» и в человеческой логике и словах невозможно описать что происходит дальше. Не более чем это сказано в Евангелие. С какого то момента для дальнейшего движения важно уметь остановить человеческие усилия Вот к этому навыку, думаю, и ведет умная молитва. Это ее результат. Она как ножны для ума - куда его убирают, когда не место и не время им размахивать, чтобы не повредить себя и окружающих
Maksimo Solohxin:
Думаю, и сама умная молитва - за пределами возможностей ума. Просто ум, которому дан этот благодатный дар, по наивности и самомнению считает его своей естественной способностью. Из-за этого Господь постепенно начинает отнимать этот дар, оставляя ум беспомощным - что заставляет его или смириться и признать, что умная молитва ему не принадлежит, или озлобиться и оставить молитву вообще (раз ничего не получается).
Светлана Зотова:
Самодвижная молитва возникает только после очищения сердца, то есть по завершению умно-сердечной деятельной молитвы. Не раньше. Просто умная молитва - это более ранний этап.
Maksimo Solohxin:
Уровни умного делания:
0. Словесная молитва и внешнее благочестие (храм, Таинства) 1. Умная молитва 2. Умно-сердечная молитва на этапе борьбы с тайными страстями сердца 3. Умно-сердечная молитва с чистым сердцем. 4. Самодвижая молитва, начало обожения 5. Чистая молитва, человек забывает обо всём тварном 6. Зрительная молитва, человек заново познаёт всё тварное
Светлана Зотова:
Только я бы Таинства не считала внешним благочестием. Причастие актуально на всех уровнях умного делания.
Maksimo Solohxin:
Конечно! Речь не о Таинствах, а о том, как человек принимает Таинство. Даже чисто внешнее, механическое воспринятие Таинства не бесполезно. Мы причащаем младенцев даже со сне, когда они не могут принять участие в Таинстве. Католики так не делают, потому что у них нет настоящих Таинств. А у нас они есть, и они действуют даже в том случае, когда человек без сознания. Бог выше всего тварного и Он действует в тварном мире так, как желает.
Но это - чисто внешнее, механическое участие в Таинствах - лишь нулевая, начальная ступень Благочестия. На этой ступени человек может быть рассеянным, невнимательным, а может внимательно переживать всё происходящее, не отвлекаясь на посторонние помыслы.
Далее идёт первая ступень - когда человек участвует в Таинстве умной молитвой, разумно беседуя с Богом, Который и совершает Таинство, используя для этого священников и других христиан как Свои разумные инструменты.
Далее идёт умно-сердечное участие, когда человек переживает Литургию так, как и заповедал нам Господь, идя на Крест: сие творите в Мое воспоминение.
Но есть и более глубокие ступени.
Светлана Зотова:
А, поняла, что ты имеешь ввиду. Тогда важно написать, что на нулевом уровне внешнее благочестие -- это посещение храма, выстаивание служб, слушание молитв, свечки перед иконами и механические воспринятие Таинств, как у спящего младенца.
Вроде бы у вас пропущен этап «умной-самодвижной» молитвы? Перед умно-сердечной? Как я понимаю, это как раз то, что мы наблюдали в книге «самопроизвольное совершение молитвы». Но это именно и только умная самодвижная молитва в которой сердце ещё не участвует Последний человеко-понимаемый этап. Тут я имею ввиду не способность достичь человеческими усилиями, но способность осознать и передать близкими словами
Светлана Зотова:
Такого этапа нет. Нет, это механическая словесная молитва. У словесной молитвы есть три разновидности. Внимательная словесная. Рассеянная словесная. Механическая словесная.
«Очищение сердца» и «самодвижная молитва» - вот тут что то. Наверное в понимании «очищения». Не очень то там в книге все чисто, как кажется. И как с «чистым сердцем» уходят в такие прелести? Они же «бога узрят», и при этом идут в противоположную сторону?
Maksimo Solohxin:
А кто там с чистым сердцем?
Светлана Зотова:
Там никого с чистым сердцем (возможно за исключением Виталия Сидоренко ака Больного брата) нет.
Ну он ближе всего к представлениям о чистоте, кажется. Однако при этом «признаки самодвижности» наблюдаются и у других, которые довольно прилично отличаются. Может дело в этих признаках, которые вовсе не признаки, а лишь свойства.
Светлана Зотова:
У других признаки механической молитвы, которую они с самодвижной путают. О чем Максим и говорит.
Причем путают постоянно и на разных официальных иерархиях
Maksimo Solohxin:
"Самодвижной" часто называют механическую молитву, которая продолжается в то время, когда ум человека занят чем-то иным. Это действительно благодатный дар, и преуменьшать его значение неправильно. Но надо понимать, что такая молитва вполне совместима с грехом. Это как носить крестить. Мы все носим крестик, хотя при этом и продолжаем грешить. "Самодвижная" словесная молитва это такой благодатный "крестик".
В этом смысле умная молитва не может быть самодвижной, так как совершается умом, то есть сознательным Я человека. При этом, как ни парадоксально, как раз "самодвижная" молитва (механическая словесная) дальше всего отстоит от умной молитвы, потому что внимание это дело ума!
Вот. Мне кажется этот этап важно указать отдельно В книге сплошь и рядом все называют его «самодвижной». В то время как в трактате «самодвижная» сочетается только с «сердечной». Отсюда и заблуждения
Maksimo Solohxin:
Да, именно отсюда. Механическая "самодвижная" молитва не самостоятельный этап, а скорее особая харизма, которую получают некоторые особо усердно подвизающиеся в словесной молитве подвижники. Но может быть, Вы и правы. Может быть, в моём описании этапов надо особо выделить этот феномен и подчеркнуть, что это не та самодвижная молитва, которая является целью всего подвижничества.
Это заблуждение разделяют и игумен N, и автор Записок и, кажется, почти все тамошние подвижники и подвижницы.
Не просто «ошибки» но смертельно опасные ошибки. Самодвижность ума без участия сердца - открывает вход для гордости Что мы раз разом и видим в книге Собственно это было для меня самым важным. Для меня именно это было главной темой книги: смотреть как с ними играют. Как молитвой уводят совсем в другую сторону - именно через эту уловку.
Демоны ловят на усердии, понуждая к сверх-усилиям и через это приводя к гордости И молитва эту схему не исключает. С ней, видно, это тоже работает.
Светлана Зотова:
Да, этот феномен точно надо отдельно выделить. И у меня была в свое время большая путаница.
Maksimo Solohxin:
Молитва дьяволу мешает. Но если ему удаётся добиться, чтобы человек занимался своими делами, забыв о Боге и довольствуясь лишь механической словесной молитвой, но у него появляется хороший шанс. Внимальная молитва его планы разрушает, и потому он стремится внушить подвижнику, что внимание в молитве ему уже не нужно, так как он уже достиг цели - "самодвижной" молитвы. Если это удалось - всё, человек в капкане.