Я получил письмо, в котором излагается небольшая, но важная поправка к моим текстам по теме
Умное делание для мирян.
Прочитав это письмо, я посчитал нужным написать эту короткую заметку, чтобы предупредить моих читателей, что в моих рассуждениях относительно молитвы во сне могут содержаться ошибки. Дело в том, что говоря о молитве я опираюсь не только (да и не столько) на личный опыт, сколько на учение святых Отцов. Что же касается молитвы во сне, здесь я опираюсь в основном именно на личный опыт. Это связано с моей духовной биографией: до обращения к вере я огромное количество времени и внимания посвятил именно работе со сновидениями, получил важный и в чём-то уникальный опыт, потому и сегодня в моих рассуждениях сны и связанные с ними феномены играют ненормально большую роль (
Вещие сны).
Естественно, я не верю снам и знаю им настоящую цену. Это моё увлечение -- пройденный этап, оно давно осталось позади. Но на моё восприятие реальности полученный мною опыт по-прежнему накладывает отпечаток. Это нормально. Все мы разные, и у каждого есть свои индивидуальные особенности. Не обязательно думать, что я тут непременно ошибаюсь и говорю какую-то ерунду. Просто я говорю именно из личного опыта, а это штука намного более зыбкая, чем учение Отцов, опытно проверенное не одним человеком (притом святым) в одну определённую эпоху, но множеством разных (притом святых) людей в самые разные эпохи и в самых разных условиях.
Прошу это иметь в виду!
Итак, когда я говорю о снах, имеет смысл держать ухо востро. Тут в моих текстах могут обнаружиться ошибки.
См. по этой теме
Сон и явь. Сон и смерть За пределами гуманизма (Фрейд) Фэнтези как жанр Лекарство от наивности Социальное программирование и Молитва Физика - магия Европы Логика шизофазии - на конкретном примере Пытка как метод установления Истины (беседа)