Я становлюсь популярным среди нехристианских мистиков. Всё чаще появляются комментарии (как правило анонимные), в которых со мной осторожно пытаются спорить, настаивая на правильности иного пути.
Конечно, со мной никто не спорит. За мной лишь "с интересом наблюдают". Просто у проповедников "умного безмолвия" последнее время не получается наблюдать молча. И мне думается, это хорошо. Ведь это проявление естественной человеческой немощи. А для служителя ложных богов человеческая немощь это шанс. Недаром ведь Бог наш Адаму, который вздумал сделаться учеником дьявола, дал именно немощь как пособие на дальнейшем пути.
Цитирую:
Кроули, который подробно этого касался, и Аноним считают, что текстовое содержание молитвы должно быть коротким, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО. Примеры: "Во имя отца и сына и святого духа, аминь".
А Паламан считает, что растекаться мыслию в таком примере потока сознания это и есть Молиться. Кое-кому очень понравилась формулировка "разговор с богом".
Рассудите нас, уважаемый аскет.
Исихая = тишина = Остановка внутреннего диалога и всё сопутствующее?
Или столь любимый Паламаном "РАЗГОВОР С БОГОМ"?
В суфизме и йоге есть практика мантр: как раз бубнение коротких ёмких формул на фоне специализированного дыхания. Или практика восторженно-эмоционального обращения внимания к богу, как пределу стремлений и мечтаний (Бхакти и Меджнун). Но тогда томление по встрече с божеством происходит в режиме 24/7. Оно уже обходится без каноничной формулы молитвы, в произвольной форме - сплошная импровизация, но это на фоне ОГРОМНОГО И НЕПРЕСТАННОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО напряжения.
А Паламан пытается, не идя строго по пути эмоций а-ля св. Тереза, усидеть на двух стульях: и от каноничных формулировок отойти, и нарушить правило ОВД, не только допуская рассудочное мышление в молитве, но считая упорно, что это не "пар в свисток", как сказали бы медитаторы, а "разговор с богом" - всё разрешено и даже канонично.
Мой ответ:
Это просто две (а на самом деле даже три) разные формы или ступени молитвенной практики: словесная, умная и умно-сердечная молитва. (Подробнее см. в заметке
Ступени духовной жизни в Православии)
Краткие формулы, повторяемые многократно -- словесная молитва.
Неформальное искреннее обращение к Богу, беседа с Ним -- умная молитва.
Эмоциональное переживание Божественного присутствия, выразить которое словами невозможно -- это умно-сердечная молитва.
Естественно, само это деление на ступени -- некая абстракция. В реальности молящийся человек молится то так, то эдак -- то поднимаясь до умно-сердечной молитвы, то опускаясь до словесной.
Все эти формы молитвы хороши, каждая в своё время. Плохим здесь является другое: когда человек молится не Богу Истины, а какому-то из ложных богов, как это и происходит в нескольких перечисленных Вами случаях. Тогда-то и возникают проблемы и непонятки, тогда-то и встают вопросы, один из которых Вы мне задали.
Никакая молитва Богу Истины невозможна без содействия Самого этого Бога. Человек не сможет даже вспомнить о своём намерении молиться Богу, если Сам Бог не прикоснётся к нему. Почему? Потому что Бог Истины абсолютно трансцедентен, и нет никакой возможности помыслить Его или вспомнить о Нём. То и другое -- сверхъестественно.
И даже простое механическое произнесение слов молитвы невозможно без Божественного содействия. Стоит Богу отступить от молящегося -- и молитва прекращается. И тогда христианин оказывается в том положении, в котором постоянно пребываете вы, не знающие Бога Истины и не ведущие Его благодати.
Для вас, понятное дело, внимательная словесная молитва это высочайшая ступень молитвы, потому что при словесной молитве останавливается ум, а остановка ума это самое лучшее, что может сделать ум, чуждый Истины.
И Вам не дано понять или даже представить, что поток человеческих мыслей может рождаться в уме человека действием не человеческой, но Божественной силы. Однако настоящее предназначение человеческого ума состоит именно в том, чтобы переживать это состояние. Как и настоящее назначение сердца в том, чтобы переживать прикосновение Божества.
Не имея Бога Истины, вы высшим и лучшим почитаете состояние независимости от богов, которое достигается, когда ум молчит. И в этом вы правы: для вас это действительно лучшее из возможных состояний.
--------------------------------
Господь сказал: "Если ваш свет является тьмой, то какова же ваша тьма?"
Не имея Бога Истины, они почитают истиной остановку ума. И между прочим, это довольно трезвый подход. Молчание лучше лжи. И если "мысль изреченная есть ложь", то лучше молчать, и молчать не устами только, но умом.
Впрочем, это не значит, будто я против "остановки ума". Во-первых, "остановка ума" на словах молитвы это высшая форма внимательной словесной молитвы, когда ум полностью поглощён словами молитвы и не занят ни чем иным.
Но мало того! В христианстве есть и более высокая "остановка ума". Но там останавливается не только ум. Когда человек достигает обожения, он переживает состояние, в котором он перестаёт быть человеком и вообще быть тварным, соединяясь с Божественным замыслом о нём. Словом "экстаз" (греч.) или "исступление" (слав.) изначально обозначается именно это невероятное состояние.
Но и оно вовсе не является высшим или последним в христианстве. Оставить всё тварное и человеческое и соединиться с Божеством это невообразимо высоко - но не будем забывать сути христианства: Бог наш совершил обратное действие, став тварным человеком. Следуя ему, и достигший обожения человек, пережив исступление, снова и снова возвращается к своей человеческой природе, постепенно обучаясь искусству быть Богом и человеком одновременно, как это делает Иисус Христос. Ведь человек Иисус Христос не переживает экстаза от того, что Он - Бог. Для Него это обыденность.