В Кремле жирует Чёрный Путин
И кровь народную сосёт
А Белый Путин настоящий
Сидит в застенке на цепи
Свежая порция бодрящего алармизма от Астеррота Из обсуждения:
> Путин солярный и Путин лунарный. "Ничего не знал, в КГБ пробрались враги". Такая же часть западного правительства. В роли плохого парня. "Заткнись и играй или пошёл отсюда".
Самое интересное, что если смотреть с точки зрения "глубинного Православия", то так оно и есть, и сказать нечто подобное можно не только о Путине, но и вообще о любом человеке.
Помните? Я недавно писал:
Есть как минимум два Стрелковых: Стрелков, который (бессознательно) работает на д'Францию, и Стрелков, который (сознательно) работает на Иисуса Христа. И это действительно две разных личности. Но есть в психике Стрелкова и третий, самый глубокий и интересный слой.
И снова блистательный Иоанн Максимович в "Илиотропионе":
Всякий оскорбляющий нас (каким бы то ни было образом), - совмещает в себе как бы два лица, действующие одно сознательно, другое бессознательно. Во-первых, он желает по злому расположению к нам действовать против нас враждебно - с намерением оскорбить нашу личность, лишить нас имущества и т. д., хотя в этом намерении своем и не всегда успевает. При успехе же своем, через попущение Божье, делается он бессознательно 2-м лицом, действующим в качестве орудия в руках Божьих, наказывающего нас или исправляющего наше поведение, и тем самым он бессознательно служит Богу. Такими бессознательными служителями Божиими были известные в истории: Навуходоносор, Аттила, Тотила, Тамерлан и другие бичи Божии; таковы же Веспасиан и сын его Тит, которые ради славы и распространения Римской империи старались уничтожить евреев, но обманулись.
И снова моя формулировка той же мысли на языке глубинной психологии:
Как загипнотизировать дьяволаНо тут полезно сделать несколько уточнений.
Во-первых, конечно, понятия "чёрный" и "белый", "добро" и "зло" относительны, зависят от точки зрения. Что для зайца добро, для волка зло. И я даю эти оценки со своей собственной, православной точки зрения, стремясь согласовать её с точкой зрения Самого Христа.
Во-вторых, всякий человек это слоёный пирожок. Там не два и даже не три слова, а больше. Помнится (см.
Иисус Христос: личность и маска), я выделял у любого человека с улицы как минимум три уровня и шесть слоёв психики, соответствующие трём уровням и шести слоям дискурса (см.
Слои и уровни дискурса).
Но это у нормального человека. Не у святого и не у мага.
Совсем схематизируя и огрубляя, скажем так: у дьявола или у идеального чёрного мага как раз ДВА уровня: солярный и лунарный, как Атиллы, Тамерлана или вот у Путина в стишке-пирожке выше. Это сознательное и бессознательное. При этом Сознание (Я) у него чёрное, "лунарное", демоническое а Бессознательное - светлое, "солнечное", поскольку служит Промыслу, как и подобает всякой твари.
А у нормального православного человека этих уровня ТРИ.
Сознательно (Я) он старается служить добру, а вот Бессознательное у него двоится: внешний слой "лунарный", а внутренний "солярный". Конечно, это лишь в том случае, если его "Я" ведёт себя идеально - ну допустим, человек уже освоил умную молитву, и грех уже исключён на уровне сознания.
Обычно таких людей в народе уже почитают святыми старцами, чем очень соблазняют и сбивают с толку, так как Бессознательное ещё нечисто, в сердце ещё живёт дьявол, там коренятся греховные страсти, орудует "лунарная" личность. Этому "старцу" ещё предстоит очистить своё сердце умно-сердечной молитвой, чтобы полностью исключить "лунарный" компонент психики - и тогда его сознательное Я (ум) войдёт в таинственные глубины сердца (Бессознательное), соединившись наконец с обитающим там Богом.
А пока он - слоёный пирожок. Ум его уже просвещён Светом благодати. Этот же Свет действует и в глубине его сердца (Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его) - но между Светом и Светом таится ещё не просвещённая Тьма. Поэтому "старцы" на этой стадии покаяния бегают от непросвещённой публики, которая (бессознательно) склоняет их к прелести, исподволь заставляя поверить, что они уже целиком во Свете.
См. также
Ступени духовной жизни в Православии