Осознанность: дискурс светской беседы (1)

Feb 11, 2023 11:22

[Нажмите, чтобы прочитать краткое введение в тему]"Феномен светской культуры" -- программный текст, написанный при довольно романтических обстоятельствах. Я писал его день за днём на кнопочном телефоне, пока топил печку в храме, в перерывах между колкой и тасканием дров по лабиринту подземелья. Я уже несколько лет собираюсь и всё никак не соберусь переписать его, исправив допущенную там ошибку -- ошибку немаловажную, прямо-таки роковую.

Дело в том, что в тот период я ещё находился под обаянием "православного манихейства", так сильно испортившего жизнь нашей Церкви и нашей Родине (см. Либидо революции и Внутреннее христианство), и потому не мог до конца понять логику возникновения светской культуры. Ведь она стала реакцией на это самое "православное манихейство": при помощи светского либерализма люди защищаются от религиозного фанатизма (см. Сегодняшние проблемы Русской Православной Церкви - мнимые и реальные). Либерализм это всего симптом фанатизма, и бесполезно лечить симптом, не вылечив болезни. Так и возникшая в эпоху иконоборчества светская культура -- всего лишь симптом настоящей болезни, поразившей христианство на излёте Античности и создавшей предпосылки завершающейся на наших глазах Мировой Антихристианской Революции (см. Гештальт мировой революции).

Но так или иначе, именно там, в "Феномене светской культуры",  я поставил задачу, решение которой хочу предложить моему дорогому читателю сегодня: воцерковление светской культуры. Собственно, этим воцерковлением я постоянно и занимаюсь -- беру какую-нибудь важную для меня лично тему ( психология, политика, искусство) и воцерковляю её, переосмысливая с точки зрения Православия. Но я это делаю на отдельных частных примерах -- а рано или поздно надо их обобщить, нащупать, осознать принцип, алгоритм -- как это делается в общем случае.

И если в "Феномене светской культуры" я препарировал светскую культуру ещё враждебно и отстранённо (как и подобает фанатику), то сегодня я уже близок к тому, чтобы сделать это сочувственно и доброжелательно (как подобает хорошему врачу).

А начну я с интересного диалога в комментариях, начало которому положила одна дама:


> Знаете, в чем проблема русских?:))) Хотя я завтра проснусь и пожалею. Вы не умеете общаться. Вы утратили навык. Вы умные, вы можете рассуждать о звёздном небе, ну и том, и о прочем, но вы не можете общаться легко, светски. Что-то исчезло. Не знаю, почему.

[Нажмите, чтобы прочитать довольно длинное и полное описание этой проблемы, а также методов её решения]Это в общем-то невинное замечание вызвало взрыв негодования со стороны русских, которые бросились доказывать, что у нас всё в порядке со светским общением, но доказывали это не по-светски, чересчур страстно.

> Она общалась с русскими ДО революции, чтобы иметь возможность сравнивать? -- вопрошал возмущенный народ, и это ещё пример довольно выдержанной реплики.

Великая русская литература донесла до нас светский дискурс русских, -- ответил я.

> Всё-таки «вы» или «мы»?)

> Вы, вы:)). Я же к русским мужчинам обращалась.

> А, так Вы имели в виду русских мужчин... Вообще, думаю, Вы правы. Но не только насчёт мужчин. Откуда в СССРФ взяться «технологии» светской беседы, если большинство людей, которые обладали навыками её использования исчезли с территории России в результате кровавых событий XX века...
Так что не знаю даже, насколько справедливо называть нас «русскими» - заслужили мы это право? (Так я думаю и о себе в последние годы). Русские мы или (пост)советские?
Но вообще - общаться мы умеем. Не знаю, правда, светское это общение или нет, но какая разница, что это такое, если у человека есть круг близких, с которыми разговаривать и обмениваться мыслями ему в радость?

> Ну да, но это ещё такой риторический приём :)). Вы читали в детстве анекдоты о Ходже Насреддине? :). Я-да, и очень любила ещё Соловьёва книгу. Ну и вот Ходжа залезает на кафедру и говорит :Эй, вы, люди (правоверные) , знаете ли вы ли, что я вам хочу сказать?... Это же не значит, что он не человек сам и не мусульманин. Женщины просто более разговорчивы по природе:). Да, но другому-то учатся очень быстро. Как в вине разбираться, так все сразу научаются:)), я подразумеваю по-хорошему, год, место и тд. И не совсем-то утеряно, все время говорят, что, мол, все пропало. Да нет, это есть :), просто стоит обратить на себя внимание. И мне тоже :). Я не хотела никого обидеть.

> Но ведь само ведение разговоров не равно владению «технологией» светской беседы...

> А меня Вы и не обидели) Просто захотелось точно понять, что Вы имели в виду - Вы уточнили и я понял)

Мне кажется, для нас, не владеющих технологией светской беседы, важно для начала хорошо осознавать её цель. Зная для чего, можно сообразить и как. А постоянно изыскивая это как, можно и технологией овладеть .

> Просто вести беседы? Отвлечённого характера? Как я понял, это своего рода развлечение.

Нет! Это совсем не развлечение.
Это очень серьёзное дело, форма психотерапии.
Сейчас я попытаюсь объяснить. Но сначала нужно извиниться перед дамой за посетителей моего салона:

-- У нас русских за сто лет зверской русофобии (зверской - потому что нас ведь убивали физически, не в переносном смысле) начала, кажется, возникать аллергия на русофобию и на всё, что хоть отдалённо её напоминает. Я как писатель это уже понял и изо всех сил расшаркиваюсь перед русскими (см. выше: пишу не просто "у русских", но "у нас русских" и проч.), чтобы лишний раз не провоцировать иммунную реакцию. Ведь при аллергии сам иммунитет становится опаснее, чем угроза (порой вообще мнимая), на которую он реагирует.
Так что лучше лишний раз не задевать почём зря.

> Вы знаете, я, наверное, только в общении с одним человеком чувствовала себе плебейкой-перед простой женщиной без в/о из рабочей семьи, потому что она вела себя искренне и честно по-христиански по отношению ко мне. И по-взрослому. И я была ниже её.

Настоящий христианин это аристократ в самом точном и первоначальном смысле этого слова: приближённый Царя. Забегая вперёд, скажу: европейский аристократ это варварский косплей святого.

Однако не будем спешить. Тут самое важное сама постановка вопроса.

Я думаю, это не случайность, что светский дискурс русских не выдержал испытания XX-ым веком. Его носители в массе своей были уничтожены или изгнаны из России, потому что Бог не сохранил их. А Бог не сохранил их потому, что они не сохранили верности Ему. Но это не фатально: всё можно восстановить и наладить, и Я ЗНАЮ КАК.

> Мы болели коммунизмом.

Да, это понятно. Вопрос в том, как изменила нас эта болезнь и способны ли мы к реабилитации.

> В её словах есть много правды. Я, когда общался с английскими аристократами, прочувствовал это на себе полностью. То есть такого уютного места, чтобы сказать, что ты думаешь, я больше нигде не встречал. И девушка это вполне показала. Другое дело, что просто так это сложно вбросить в нашу инфосферу, этому надо реально учиться.
Есть такой английский сериал "Годы и годы", там, разумеется повестка, все женятся на утюгах и совершают переход в микроволновки, но есть момент, когда случается семейное застолье, и вот на нём я увидел ровно это общение, оно вполне себе там показано. Поддерживать беседу в таком стиле непросто, но эффект поразительный.

Да-да, именно так. Мне кажется, Вы ухватили или почти ухватили суть.

Светское общение - атрибут аристократии. То есть, прежде всего, людей элегантных во французском смысле этого слова - то есть, свободных и не имеющих проблем. Мы утратили навык светского общения потому, что нас насильно сделали трабланами (во французском смысле этого слова, от "трабл"). Такова история светской культуры: она начинается со Света и завершается Тьмой.
(О смысле понятий "элегантный" и "траблан" можно подробно прочитать в заметке Мистерия власти.)

> Разве можно повернуть время назад?

Богу всё возможно. Но восстановить навык светского общения это не настолько трудная задача, чтобы понадобились такие чудеса. Я полагаю, всё произойдет само собой, причём произойдёт с неизбежностью. Когда мы попытаемся вернуться ко Христу, дьявол сам позаботится о том, чтобы вернуть нас к светской культуре. "Стремись к лучшему, а худшее само получится". Этот механизм я подробно описал в заметке про Белую магию.

> Вообще "общаться" это интересный вопрос. С кем? Зачем? Когда?

Да! В этом суть.
Я полагаю, смысл светского общения - в ОСОЗНАНИИ.
Через светское общение достигается ОСОЗНАННОСТЬ.
И да, конечно, общение это не единственный способ достичь осознанности - например, есть ещё и медитация. Но замечу, что основной христианский способ достижения осознанности - молитва - это именно общение. Общение творения со своим Творцом.

> Мне кажется, что в монастырях люди общаются примерно так же, как везде.

Да, общение в монастыре это хороший нарратив. Можно ли разговор монахов назвать светской беседой? Нет, он ГЛУБЖЕ, ИНТЕРЕСНЕЕ, чем светская беседа.

> У них там вообще зачем общение? Есть послушания, есть рабочее взаимодействие. Общение это праздность уже.

Это ошибка. Есть духовное общение, и это очень важный элемент монашеской жизни.
Попытка запретить общение монахов в современных русских монастырях имеет высокую цель: подтолкнуть их к общению с Богом. Но эта высокая цель достигается низкими средствами: внешней дисциплиной. И опыт УЖЕ показал, что это так не работает.

Но речь-то у нас не только о монахах. Я за то, чтобы христиане вспомнили, кто они такие. Ведь мы - аристократия духа. И у нас есть свой "светский дискурс", который не умер, никуда не ушёл. Который невозможно убить, потому что на нашей стороне Судьба - то есть, Сам Бог.

Христианский дискурс ВЫШЕ, чем светский дискурс. И если на то пошло, я тут ни чем иным не занимаюсь, как популяризацией этого дискурса среди русских и на русском языке.

> Жанр светской беседы предполагает массу условий. Например, свободное время, определённую собственность. И так далее.

Да, этот метод достижения осознанности годится не для всех людей. Это метод господствующего класса по преимуществу. Вот например, психоанализ -- он стоит денег, и немаленьких. А что такое психоанализ? Ведь это просто разновидность светской беседы, очень своеобразная, конечно.

> Глупости это, про утрату навыка общаться. Русских назначили виноватыми. Потому, что им принадлежит слишком много территории и др ресурсов. их надо обобрать, а перед этим, чтобы шло с огоньком и задором, показательно расчеловечить.

Нет-нет. Речь не про утрату навыка общаться. Общаться-то мы постоянно общаемся.
Речь об утрате навыка светского общения. И это реальная проблема. Потому что светское общение это атрибут элегантных. И очень существенный атрибут. Опять-таки, см. Мистерию власти.

> Дореволюционная светскость была враждебна Православию, впрочем, как и современная.

Что вы! Если "светскость" чему-то враждебна, то это не светскость.

Светский человек прежде всего ничему не враждебен. Он не напрягается, он наслаждается жизнью. Любое уклонение от этого правила - потеря лица. В том-то и сила светскости. Светское общение это стиль общения Хозяев реальности (см. цикл Магия Власти), закрепляющий их господствующее положение в создаваемой этим общением реальности.

Светская культура рождается сверху: на аристократию она нисходит от королей, затем спускает вниз, к интеллигенции и наконец достигает простонародья. А первоисточником её являются византийские императоры-иконоборцы, поздние иконоборцы, уставшие от фанатизма предшественников, от безнадёжной борьбы с иконами и монахами и утомлённо глядящие на религиозную чернь сверху вниз.

Что касается враждености светской культуры Православию...
Светская культура это подростковый протест западной аристократии против сексуальных ограничений манихейского характера,  которые по сути не имеют к Православию отношения. Люди на Западе взяли на себя подвиг не по разуму, попытались сделать достаточно суровую аскезу частью христианского быта - и конечно, обломались. По такой же траектории дьявол провёл и Русское Православие, только с запозданием в несколько веков. У нас это началось примерно в XVI веке, в эпоху Ивана Грозного, продолжилось Расколом и завершилось катастрофой Революции.

Вопрос в том, как нам теперь быть.

> Можно ведь начать с малого?

- обращаться к собеседнику на "Вы",
- писать грамотно, использовать синтаксис,
- как говорят в Америке, следовать принципу: "на переговоры приходят, чтобы в первую очередь выслушать и понять точку зрения и позицию другой стороны, во-вторых, донести свою позицию, и в третьих согласовать позиции",
- максимально толерантно относиться к использованию первой поправки (свобода слова), но вместе с тем следовать принципу уважения к остальным участникам общения. "Management keeps the right to refuse in service without explanation"

> Хе-хе, "Management keeps the right to refuse in service without explanation". А теперь попробуйте отказать геям в изготовлении свадебного торта.

> Таки Вы не поверите, в "гей-столице мира", где в аэропорту есть музей, в котором висит тот самый первый радужный флаг. Конечно же отказать нельзя! Но только:
 - он будет стоит 16300$ до налогов,
 - ингредиенты для него прибудут, возможно, только через месяц, потому что во всей стране shortage of chicken eggs,
 - перед вами ещё 18 человек в waiting list.
 - we cannot make an ETA yet.
Желаете внести 80% предоплату?

> Но это же надо лгать.

Ложь в политике это особая стихия, ведь политика это война без убийств (а иногда и с убийствами). Является ли военная хитрость ложью? Будет ли Суворов осуждён за то, что он обманывал турок, французов, поляков и кого-то там ещё?
И наконец самый трудный вопрос: может ли православный человек быть разведчиком (шпионом)? Ведь это "ложь". (См. Об актёрах, святых и английских шпионах... и немного о Крапивине)

> Речь шла про бизнес, а не про политику. Как отказать гомосексуалистам, когда прямо отказать нельзя.

Речь шла о ситуации в стране, официальная власть в которой захвачена демами.
Это - политика.

> А в чем тут светскость тогда?

Тут "светскость" в переносном и ограниченном смысле - в том смысле, что огромная и неразрешимая проблема коллективного разума решается (то есть, не является проблемой) при соблюдении правильного протокола общения.

Возвращаясь к началу -- идея свести светскость в правильному протоколу общения это совсем неплохое начало. Но это годится лишь в масштабах отдельно взятой корпорации. Если же речь идёт о целой стране, то надо брать прицел выше -- о чём у нас и речь (см. заметку про Белую магию).

Соблюдая этот протокол, можно постепенно приобрести хороший навык.

> А нужен ли этот навык?

Думаю, да.
Человек не может сразу и вдруг взойти к высотам христианской духовности. НЕ МОЖЕТ. Просто потому, что НАСТОЯЩИЕ высоты это не нирвана какая-нибудь. А значит, ему нужно пространство для манёвра, куда он может при нужде отступить, не теряя лица и не ударяясь в апостасию.

> Начинать надо с определений. Что за вид общения и для чего он нужен. Я попробую?

Этот вид общения будет представлять собой ткань "коллективного сознательного". В больших организациях, в которых работает больше 50к человек, всегда устраивают Slack-подсистему, в которой оговаривают правила общения во всей системе, далее по отделам, далее по командам.
Это позволяет в кратчайшие сроки получить ответ на практически любой вопрос, а также сохранить все находки в этой "базе знаний", которая состоит не только из сообщений, но и из людей.
Поэтому, если заданы стандарты, не обязательно правила, скорее принципы, которых принято придерживается, то умеющий пользоваться этой системой получает доступ к "коллективному сознательному".
Я не эсперантист, но полагаю, что что-то подобное есть в языке Эсперанто. Посередине строки напишите "Домашняя работа". Далее отступите пять клеточек слева и пишите условие задачи. Если все будут так делать, то удобно будет проверять, а также получать опыт от чтения чужих работ.

Хорошая версия. Впрочем, Вы описали не суть светского общения как такового, а один из возможных его протоколов. Разновидность.

> Белая магия... Вы же сами говорили что за белую магию -- смерть.

За любой нераскаянный грех - смерть.

> Это же технический вопрос? Потому что даже если и раскаяться ТАМ, то покаяться ТАМ не получится, потому что ТАМ нет времени? Единственная надежда ТАМ, это Иисус Христос, который спустился в ад ко всем, кто туда попал раньше и попадёт в будущем, и вывел за собой тех, кто смог за Ним пойти.

Да, единственная надежда ТАМ это Иисус Христос. Но тут можно сказать кое-что и конкретнее, по процедуре.

Христос действует через нашу молитву к Нему, и основная проблема ТАМ это ВСПОМНИТЬ Его. Скажем так: вспомнить Его имя (поминай, как звали).

ТАМ есть время. Это неправда, будто ТАМ нет времени. Я не знаю, кто пустил этот ложный слух. Имейте в виду: это просто неправда. Другое дело, что время там устроено сложнее, чем здесь. Есть ТАМ какие-то странные кротовые норы между прошлым и будущим, природу которых я не до конца понимаю.

Покаяться ТАМ нельзя ТОЛЬКО потому, что ТАМ мы не помним Его - того, кто отдал Свою жизнь ради того, чтобы у нас была возможность покаяния. Именно поэтому жизненно важно ещё при жизни обрести навык умной молитвы - настолько устойчивый навык, чтобы мы вспоминали молитву и молились даже в сновидениях. Тогда есть шанс, что довести до конца покаяние мы сможем даже по смерти.

Словесная молитва это предварительный этап покаяния. Через словесную молитву мы восходим к умной, а умная уже не зависит от тела. Умная молитва это меч, который можно (и нужно) захватить с собой, проходя сквозь смертные врата.


Увы, текст не вписался в формат ЖЖ.

Продолжение:
Осознанность: дискурс светской беседы (2)
Осознанность: дискурс светской беседы (3)

историософия, дискурс, быт, нобилитет, выход есть

Previous post Next post
Up