Прежде чем начать разговор о Мао, все-таки напомню пару фактов о его противнике-союзнике Чан Кайши. “Китайский националист” Чан закончил военное училище в Японии, был кадровым японским офицером. Это не удивительно. Некоторое удивление вызывает тот факт, что в отличие от большинства восточноазиатских “революционеров”, Чан не был “сыном бедного крестьянина”. Его не усыновляла богатая семья, как Катаяму или же Чарли Суна. Он по-честному был сыном обеспеченного южнокитайского предпринимателя, связанного с Триадой. Еще интересно то, что в США он не учился, в отличие от большинства коллег. То есть перед нами какой-то более настоящий человек с понятными корнями, в отличие от прочей мутной толпы местных национал-социалистов...
И конечный результат деятельности Чана - вполне достойный. Ему удалось построить современное, процветающее общество на Тайване (Республика Китай).
Для начала разговора о Мао Цзэдуне предложу читателю для обдумывания один весьма необычный факт, о котором мало кто вспоминает. В 1920-е годы Мао был высокопоставленным функционером одновременно двух партий: Коммунистической (где он входил в ЦК) и Гоминьдана. В Гоминьдане он заведовал "работой с крестьянами" (которых, по его собственным словам, искренне презирал)...
[Нажмите, чтобы познакомиться с биографией Мао Цзэдуна -- единственного действительно китайского политика в революционном Китае]Биографию Мао нельзя назвать обычной. Однако если у Чан Кайши есть лишь проблески нормальной биографии (то есть обошлось без чудесных усыновлений и поездок в США для выращивания риса на университетских грядках), то биография Мао поражает своей буквально полной нормальностью. Что я имею ввиду? Потому что есть отец, есть мать - вполне реальные люди с логичным поведением и характером. Есть понятный бизнес отца. С помощью перекрестного анализа высказываний родственников, друзей юности и т.п. можно проверить истинность тех или иных биографических фактов. Понятно, где и когда Мао учился, на какие деньги. Понятно, как формировалось его мировоззрение. Несмотря на свою эклектичность, мировоззрение это вполне определенно может быть сформулировано знаменитой фразой самого Мао: “Винтовка рождает власть”. Искреннее презрение к “народу”, который Мао всегда считал лишь объектом воздействия (что не удивительно, учитывая особенности бизнеса его отца).
Некоторые странности начинаются, когда молодой Мао из глубинки переезжает в Пекин, где становится помощником руководителя библиотеки Пекинского университета и, одновременно, “увлекается марксизмом”. О марксизме Мао имел такое же примерно представление, каковое среднестатистический читатель Пелевина имеет о тонкостях политики во Внутренней и Внешней Монголии...
Забегая вперед, скажу: если у Мао и были какие-то политические предпочтения в европейском смысле этого слова, то симпатии его были, безусловно, на стороне Гоминьдана. В коммунистической же партии он до поры до времени играл роль “засланного гоминьдановского казачка” - до тех пор, пока в 1927 - 28 году не вошел в контакт со сталинскими товарищами, получив от них некие финансовые и политические гарантии. Лишь с тех пор можно, усмехнувшись, признать: да, Мао был пламенным... коммунистом? Марксистом?
И все же нет. Он всегда был лишь МАОИСТОМ, т.е. поклонником собственной своей личности и величия. Из людей западного мира кумиром Мао был, конечно же, вовсе не скучный бородач Маркс. Таким кумиром для Мао был Наполеон, о чем Мао всегда охотно рассказывал в своих интервью французской прессе.
Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года в селе Шаошань уезда Сянтань Чаншаской управы провинции Хунань (юго-восток Китая, у Янцзы), рядом с центром провинции, городом Чанша.
Мао - родовое имя. Цзедун, довольно скромно - Благодетель Востока (это настоящее имя, данное при рождении). Впрочем, в детстве маленького Мао звали более скромно: Третий-сын-по-имени-Камень.
Отец Мао, Ичан был младшим офицером в китайской армии, а выйдя в отставку занялся бизнесом в родной сельской глубинке. Покупал у крестьян рис дешево, продавал в городе дорого. Еще скупал у крестьян землю за долги и перепродавал. В официальных китайских источниках эта деятельность называется скромно: крестьянин-середняк. Думается, именно профессия отца зародила в душе Мао такое презрение к крестьянам. Учитывая, что однажды восставшие крестьяне отобрали у их семьи кучу риса... Позже Мао говорил об этом случае примерно так: отец, конечно, зря не помогал крестьянам, но и они по-свински поступили.
Отец Мао был вполне образованным по тем меркам и при этом - ревностным конфуцианцем.
Мать, Вэнь Цимэй, была убежденной буддисткой. Мао: “Я поклонялся своей матери… Куда бы она ни пошла, я следовал за ней… в храме сжигали благовония и бумажные деньги, отбивали поклоны Будде… Оттого, что моя мать верила в Будду, верил в него и я!”. Повзрослев он, якобы, утратил веру.
Но здесь для нас важен акцент на буддизме в противопоставлении конфуцианству. Конфуцианство - это культ предков, почтение к старшим, к традициям старины. Мао утверждает, что все это было ему с детства противно, однако он понял, что Конфуция нужно знать наизусть. Знание Конфуция помогает убедить в чем угодно любого китайца - хоть в суде, хоть в семейной ссоре, примерно так он рассказывал позже.
Буддизм же - для души. Это мать, это смутная энергия Инь, обволакивающая и обессиливающая твердую конфуцианскую Янь... Позже Мао, подобно легендарному императору Цинь Шихуану, постарался зачистить конфуцианство в Поднебесной.
Мао учится в неплохих местных школах и получает традиционное китайское образование. То есть он - гуманитарий, знаток Конфуция, Будды, Лао-цзы, а также деяний великих китайских императоров и знаменитых разбойников, членов тайных обществ и Триады. Разительное отличие от Сунь Ятсена, учившегося на Гавайях в школе при английском посольстве...
В 1910 году Мао поступает в привелигированную местную школу (хай-скул, Мао было уже 17 лет), где он оказался вдруг самым бедным из учеников (просто остальные были совсем уж богаты). Представьте, какую фрустрацию испытал парень! К неприязни к крестьянам добавилась еще и неприязнь к богачам-землевладельцам. В этой школе Мао впервые знакомится с европейскими науками и историей, а также с главными для него фигурами: Наполеон, Петр Великий, Линкольн.
Но главным, конечно, был Наполеон. И в самом деле, в биографии Мао есть нечто наполеоновское. Однако если Наполеон был прекрасным математиком, писавшим научные работы по баллистике, то Мао был чистейшим гуманитарием, плохо успевавшим по точным наукам.
Однако Мао не слишком долго изучал европейские науки. На дворе 1911 год, Синьхайская (т.е. Свинская, года Свиньи) революция. Каким Мао встретил её? Отметим лишь: он был НЕвестернизирован и НЕяпонизирован. Удивительно для будущего китайского революционера!
У Мао нередко происходили серьезные конфликты с отцом. Во время одного из них конфликт зашел очень далеко. Отец, по конфуцианскому обычаю, потребовал, чтобы Мао встал перед ним на колени. Мао сначала обговорил условия своей капитуляции (“физическая неприкосновенность, свобода выбора жены, свобода выбора занятий”), а затем встал на ОДНО колено. “Я понял, что, когда я защищал свои права, выступая открыто, мой отец уступал мне. Но когда я был тихим и послушным, он только ругал и бил меня еще больше”, - вспоминал позже Мао.
Китайский писатель Эми Сяо, школьный приятель Мао Цзедуна, пишет:
“Потом мы рассказали друг другу, какие книги читали… Тайком от отца и учителя ему удалось прочитать много старинных китайских романов: „Путешествие на запад“, „Троецарствие“, „Пират“, „Жизнь героя Юэ Фэй“, „Шо Тан“. Он начал мне рассказывать содержание этих романов (приключения их героев так захватили меня, что впоследствии я разыскал эти книги и прочел их). Но и я знал несколько романов, которых не читал Мао. В свою очередь я принялся рассказывать их своему новому другу. Мао сказал, выслушав:
- Это хорошо, только больше всего я люблю читать про восстания.
Звонок. Надо идти в школу готовить уроки. Держась за руки, мы пошли вместе к воротам. Мао заметил, что в руках у меня книга.
- Что это у тебя?
- Биографии великих людей мира.
- Дай почитать, - попросил Мао.
Через несколько дней он вежливо и виновато вернул мне книгу.
- Извини, пожалуйста, я запачкал.
Я открыл книгу и увидел, что вся книга исчерчена значками и испещрена пометками, сделанными черной тушью. Особенно пострадали страницы, на которых шла речь о Наполеоне, Петре Великом, Веллингтоне, Вашингтоне… Мао сказал мне:
- И Китай должен бы иметь таких людей. Нужно, чтобы страна была богатая и чтобы у нее была сильная армия”.
Вопреки желанию отца Мао идет в республиканскую армию, “бороться с маньчжурами”. Однако за полгода пребывания в армии участия в боевых действиях он не принимал - да их и не было, местная власть сдалась без боя. После армии Мао ищет себя. Он поступает в полицейскую академию - однако уходит оттуда. Поступает на технолога мыловаренного производства - и тоже уходит. В конце концов он поступает в провинциальный пединститут, который в итоге и заканчивает. Все эти “поиски жизненного пути" оплачивает его отец. Поэтому стоит ли верить рассказам самого Мао о холодности отца, его чрезмерной строгости?
Кого мы видим перед собой на этом этапе? Талантливый провинциальный мальчик начитался книг о Цинь Шихуане и Наполеоне. По примеру Наполеона идет в армию и т.п. Ни о каких связях с японскими или западными спецслужбами и речи нет...
...В биографии Мао поражает некая цельность и полная китайскость. Даже возникает понимание, почему ему простили и избиение воробьев, и Культурную революцию. Наполеон взял власть над Францией - но рулят Францией англичане. А Наполеон хочет оставаться Наполеоном. Бывает...
В пединституте Мао успешно занимался социальными науками, его сочинения вывешивались на стене, как образцовые. Но что в китайском понимании означало тогда “заниматься социальными науками”? Читать китайских философов и описания великих деяний древности. Оттуда также брались образцы. Однокурсник Мао вспоминает, что в 1917 году во время спора о фигуре “жестокого и вероломного императора” древности, Мао парировал: “Если бы Лю Бан не убивал своих полководцев, его трон находился бы в постоянной опасности и он не смог бы долго оставаться императором”. Мао на момент этого разговора было 24 года. Наверное, Макиавелли понравился бы Мао - но он был чужд европейских премудростей. В институте он поверхностно познакомился с идеями социализма и иногда называл себя социалистом. Но если он и был социалистом, то очень уж “национал”.
В 1918 году по рекомендации своего профессора Яна Чанцзи, читавшего тогда лекции в Пекинском университете, Мао поехал в Пекин и устроился помощником заведующего библиотекой Пекинского университета, товарища Ли Дачжао, “марксиста”. Вот тут и начала восходить звезда...
Поработав в Пекине, Мао возвращается в Хунань, где становится редактором “прогрессивного издания”. Ничего марксистского в его статьях нет - “единство китайской нации” и прочие французские идеи. Его куратор, профессор Ян умирает. Мао женится на его дочери, снова едет в Пекин и становится там директором школы.
Что такое для провинциала стать директором школы в Пекине? Это не просто круто. Это запредельно круто - и это прекрасный доход. На дворе 1920 год, Мао - 27 лет. Неплохо, в 27 лет стать директором школы (не имея надлежащих научных степеней, но, впрочем, имея и организационный талант - и достаточную китайскую образованность).
В июле 1921 года в Шанхае состоялся Первый съезд Компартии Китая. Отмечу меланхолично, что одним из главных деятелей Компартии был проживавший в Париже Чжоу Энлай, будущий соратник Мао, которого тот постепенно оттеснил не то что бы на второй план - но немного в тенёк. Париж, Париж! (Не будем здесь вспоминать выращенного в Париже Пол Пота - он был намного позже... Впрочем - весьма дружил с маоистами. И идею “народ - это чистый лист” Пол Пот взял именно у Мао, а потом, как говорил Горби - “углубил”).
Ох уж этот 1921 год! Сколько компартий расцвело тогда в Азии! Именно в 1921 Советская Россия признала независимость от Китая Внешней Монголии и Тувы (Урянхайского края), где также были созданы соответствующие партии (именовавшиеся, однако, не коммунистическими - а народно-революционными, такой лейбл клеили тем партиям, где было много буддистких монахов и дворян).
Был ли Мао комми? Ну вот никак этого в нем не видно. Он был обычным националистом (настоящим, а не как японский шпион Сунь Ятсен).
До 1923 года Мао, вступивший в КПК и тусовавшийся с ее лидерами, никак себя не проявлял. В 1923 году было принято решение, что лидировать в деле китайской революции должен Гоминьдан - и вот тут Мао вышел на оперативный простор. Он начал занимать все более высокие должности в Гоминьдане - и одновременно в КПК. В КПК его критиковали за слишком тесную связь с Гоминьданом. Я могу предположить, что Мао начал процесс сближения Гоминьдана с Америкой и Францией - и удаление его от британских позиций. Пусть читатель не обижается на бездоказательность моих утверждений. Это просто гипотеза.
Вообще, очень странная штука: в КПК и Гоминьдане работали одни и те же люди...
Идеологически: Мао говорил сегодня одно, завтра другое. Презиравший крестьян - он взял на себя гоминьдановскую работу с крестьянами. А потом, выступая на III съезде КПК, Мао утверждал, что в Китае нельзя создать ни национальную, ни коммунистическую большую партию, и что настоящую революцию в может привести с собой лишь “русская армия с севера”. Мао было 30 лет...
А через полгода он заявляет: в Китае только торговцы могут быть движущей силой революции.
Ему было всё равно, о чём и как заявлять. Человек получил градус - и начал двигаться вверх.
А какую карьеру мог он получить вместо надежного места директора одной из пекинских школ?
Карьеру варлорда. Такого Пригожина, под началом у которого могут быть миллионы человек. Берешь себе провинцию - и правишь, и живешь прекрасно. Чем не карьера? Вопрос был лишь в том - от кого брать деньги? От японцев, от США, от Ленина? Мао считался чисто гоминьдановским человеком. Но он не был человеком японского офицера Чан Кайши (который сына к Ленину отправил пожить). Вопрос решился, когда “Ленин” дал деньги и на японского Чан Кайши, и на простецкого китайского Мао Цзедуна.
Кто и зачем совершил такой кульбит - мне лень думать. Ну, а кому были нужны десятки китайских варлордов?
И вот Мао становится одним из них. Начинающим, малобюджетным. В распоряжении у него - лишь изгнанные из Триады за недисциплинированность бандиты. “Когда я был с ними, они были пламенными коммунистами, но когда я отлучался - они снова принимались за бандитство” - примерно так вспоминал позже Мао.
Китайскому Наполеону приходилось работать с бандитами - за неимением солдат...
А что вообще совместно делали все эти партии и варлорды?
Подставляли свою некогда великую страну под легкое завоевание “островными карликами”.
Я написал выше, что Мао стал одним из варлордов. Извините, я сильно преувеличил. Он стал всего лишь полевым командиром с одной тысячей бандитов под ружьем. При этом его позиции в КПК не просто пошатнулись, еще ранее его фактически сняли со всех постов и заклеймили как правого уклониста. Но - Чан Кайши разорвав союз с комми начал их уничтожать. КПК фактически развалилась. Вооруженная борьба была коммунистами проиграна - и около 10 тыс бойцов прибилось к отряду Мао. К пуговице пришили шинель - Мао быстро перехватил управление. Теперь у него были те самые винтовки, которые рождают власть. Мао уходит из Хунани, где его позиции были слабее, чем у гоминьдановских конкурентов - и армия Мао перемещается из родной провинции на запад провинции Цзянси, где по рекомендации Коминтерна создает Китайскую Советскую Республику с населением в несколько миллионов человек. Мао сначала как бы не главный, но потом он просто убивает своих соправителей - и становится, наконец-то, настоящим варлордом. По масштабам - ну, грубо говоря, “правитель Чехии”. Неплохо. У многих “наполеонов” и такого нет...
В СССР в это время укрепляется Сталин, происходит “год великого перелома”. Мао получает поддержку Сталина, а у Чан Кайши с Советами начинаются некоторые проблемы.
Чан Кайши невзлюбил новоявленного варлорда - и началась тяжелая для Мао война, по итогам которой в 1934 году его “республика” была уничтожена, а ему со 100 тыс бойцов пришлось уходить на север, в Яньнань.
Чем Мао отличался от обычного для Китая варлорда? Он не был привязан к конкретному региону. Он был варлордом кочующим. В ряды его армии вливались люди со всех краев Поднебесной, благодаря общекитайской сетке КПК и Гоминьдана. Ну и немаловажно - он никогда и никак не был связан с Японией. Необычный варлорд.
Скромное изображение молодого Мао.
(Выше я писал, что образование Мао было традиционно-китайским. Он прекрасно владел китайским образовательным каноном (а больше ничем, собственно, и не владел). Но его отношение к традиционной культуре было специфическим. Нельзя сказать, что он эту культуру отвергал. Он прекрасно умел её использовать. - но весьма утилитарно и цинично. Как пример - уже будучи главой КНР, он приказал разрушить участок Великой китайской стены и из её камней построить свинарники).
Дальше нам придется поговорить о творчестве Ибсена. Пьеса "Кукольный дом" стала в свое время манифестом нарождавшегося феминизма... Не, не будем про Ибсена. Поговорим немного о самой прославленной исполнительнице роли Норы, главной ибсеновской героини, на китайской сцене. Эта милая девушка имеет самое непосредственное отношение к нашему повествованию о китайских Тигрокрысах. Она повесилась в больничном душе - но пусть вас не смущает столь печальный конец актрисы. "Зато вошла в историю".
Прекрасная Цзян Цин родилась в 1914 году в “неблагополучной семье”. Отец был плотником, мать вместе с дочерью ушла от него, чтобы сделать карьеру проститутки. В 16 лет Цзян Цин (тогда ее звали по-другому) убежала от матери вместе с бродячим театром.
Видимо таланты у нее действительно были, потому что скоро она уже играла в шанхайских театрах. Дальше - бурная актерская жизнь, достойная эпического сериала. Несколько браков и разводов, самоубийства супругов и прочая сантабарбара. “Увлеклась марксизмом”. В 1934 году несколько месяцев отсидела за связи с комми, но вышла вполне живой и стала звездой китайского синематографа. В 1937 году японцы захватили Шанхай, китайский кинематограф был фактически уничтожен. Богемная Цзян Цин бежит в Яньнань. Там она приходит на проводившийся Мао семинар, садится на переднюю парту - и становится его любовницей. У Мао была жена, преданная ветеранша Великого Похода. Мао отправляет жену на лечение в Москву и просит Сталина положить ее в психушку пожизненно. Сталин выполнил просьбу китайского партайогеноссе, там жена Мао и упокоилась. А Мао женился на Цзян Цин, но с условием: в течение 20 лет она не должна заниматься политикой.
Когда Мао в 1949 году стал Председателем КНР он отправил Цзян Цин на лечение в СССР, где первая леди коммунистического Китая провела... следующие ВОСЕМЬ ЛЕТ. лечилась до 1957 года. Иногда встречалась со Сталиным и прочими вождями, иногда ходила в ГУМ. Но вообще-то бОльшую часть из этих восьми лет она провела в пригороде Ялты, на спецдаче.
Видимо она надоела Мао, и когда советские потребовали от него заложника - он и отдал надоевшую жену.
Но после наступления хрущевской оттепели заложницу отпустили (к неудовольствию Мао, как я полагаю). В СССР бывшая актриса очень внимательно изучала американский кинематограф, буквально всё, выходившее на американские экраны. И после возвращения в Китай она скромно сказала Мао:
- Двадцать лет уже прошло. Можно мне хотя бы микродолжность? Руководитель комитета кинематографа, всего лишь...
Мао согласился.
Цзян Цин в роли кинозвезды.
Цзян Цин в роли чиновницы. Только в 1962 году китайский народ узнал, что у Великого Кормчего есть любимая жена - Цзянь Цин. И - началась веселуха.
(В скобках меланхолично отмечу, что Дэн Сяопин и Чжоу Энлай учились в Париже и были членами ФРАНЦУЗСКОЙ Коммунистической партии).
О чем мечтала Цзян Цин? Понятно о чем: стать Президентом Китая. Вы рассмеетесь: ну с чего это ей Президентом быть? Ну, а вы гляньте на ее круг общения, на коминтерновских жён. Вот, например, возьмем бывшую провинцию Танну-Урянхай, отделившуюся от гоминьдановского Китая и ставшую Тувинской Народной Республикой. Первый секретарь Народно-революционной партии - диктатор "Салчак" "Тока" (настоящее имя неизвестно). А свою жену Хертек Амырбыт кызы Анчымаа-Тока он сделал первой в мире Президентшей! "Почему Анчымаа может быть Президентом, а я - нет?! "
Могла ли Цзян Цин завидовать своей тувинской подруге, которая в Москве записывала грампластинки. пела для тувинского народа, и о которой Википедия теперь говорит: первая, самая первая, самая, самая... "Хертек Анчимаа родилась зимой 1912 года в местечке Коп-Соок (сейчас входит в состав села Кызыл-Даг). В 1918 году эпидемия оспы унесла жизни её отца и сестры. В школе училась на монгольском языке, в 1930 году появилась тувинская письменность, и она одной из первых в стране её освоила (в возрасте 18 лет). Будучи членом Революционного Союза Молодёжи Тувинской Народной Республики, на следующий год она вступила в Тувинскую народно-революционную партию].
Окончила Коммунистический университет трудящихся Востока имени И. В. Сталина в Москве (1935). В годы учёбы занималась искусством, участвовала в записи первой граммофонной пластинки с тувинским народным пением. После возвращения в Туву работала в ЦК Революционного Союза Молодёжи Тувинской Народной Республики. С 1938 года заведующая отделом по работе среди женщин ЦК правящей (и единственной в республике) Тувинской народно-революционной партии.
В 1940 году Хертек Анчимаа стала Председателем Малого Хурала (парламента) Тувинской Народной Республики, тем самым став первой в мире женщиной - главой парламента и юридически государства. Являлась одной из самых долгоживущих руководителей глав государств и правительств в мире. - Самый долгоживущий глава правительства и государства в мире среди женщин. - Самый долгоживущий глава правительства и государства умерший в России, Российской империи и СССР. - Первая женщина в мире (не монарх), возглавившая (юридически) государство. - До 1981 года была самой молодой руководительницей (среди не коронованных особ) государства в мире (среди женщин).
После упразднения независимой Тувы и преобразования её в октябре 1944 года в Тувинскую автономную область в составе РСФСР Хертек Анчимаа-Тока вплоть до 1961 года работала заместителем Председателя Тувинского облисполкома, c 1961 по 1972 - заместителем Председателя Совета Министров Тувинской АССР.
C 1972 года на пенсии. Умерла в возрасте 96 лет."
Вот этими бравыми феминистками руководила в Туве молодая Анчымаа, а скоро - стала Президентом республики (прекрасная певица Анчымаа - впереди, в черном пальто). Матрица готова, почему же брэндовая актриса Цзян Цин не может пойти по тому же пути? Почему ей муж не дает по этому пути идти, зачем держит в СССР?
Я не пишу биографию Мао или его женщин, я лишь показываю некотрые выпуклые или странные моменты. Как мне кажется, до 1945 Мао был просто одним из варлордов, отличавшимся от других лишь отсутсвием связей с Японией - и своими талантами пиарщика, организатора. “Если бы Франция была чьей-то полуколонией - то Наполеон был бы таким же”. Забавно, что Мао предлагал Сталину объединить СССР и Китай. - А кто будет править? - спросил Сталин. - Сейчас - Вы. А я буду Вашим преемником, - якобы ответил Мао.
Хрущев предложил Цзян Цин пройти бесплатное обучение на актерских курсах - чем очень оскорбил её, знаменитую некогда актрису. Может поэтому СССР и КНР поругались? Шучу. Но в каждой шутке...
Цзян Цин после возвращения из СССР занялась китайской культурой. Она уничтожила всех, кто в 1930-е годы не ценил её актерский талант или критиковал её по другим поводам. Затем она стала менеджером Культурной революции и её иконой. В театрах ставились только её пьесы (она была плодовитой авторшей). Вошла в ЦК, приобрела должности, стала рулить, вошла во вкус..
После смерти Мао попыталась взять власть (а за ней была молодежь, феменистки, хунвейбины и прочий трэш). В итоге ее арестовали и долгие годы изощренно пытали. В 1991 году отпустили и разрешили повеситься в больничном душе.
(Мало женщин в 20 веке смогло прожить этот век столь ярко...)
Японские агенты типа Сунь Ятсена подготовили почву. Конфуциански образованный бандит Мао и его богемная безумноватая жена Цзян Цин устроили Китаю полную зачистку культуры - буквально ничего не осталось, даже Лао Шэ. Остался чистый лист, на котором дальше можно было начертать любые иероглифы. “Записки о Кошачьем Городе”, да.