Торжок. Борисоглебский мужской монастырь. Вознесенская деревянная церковь

Jan 19, 2014 19:45


Из рассказа «Мы помним чудные мгновенья. Тверь и Торжок»
Начало прогулки по Торжку здесь

…Борисоглебский собор стоит на краю высокого земляного вала. Отсюда открывается почти птичья панорама Торжка. Здесь очень хорошо видны изгибы Тверцы - невероятно плавные очертания, просто совершенные в пропорциях. И такое понятие, вычитанное в путеводителе, как «видовые панорамы города» наполняется смыслом. Сам город щедро освещён ярким солнцем и поэтому смотрится объёмно и разноцветно, а морозный воздух, кажется, наводит резкость на город, как бинокль.



…Всё в монастыре превратилось почти в руины. Не надо думать, что это время его так разрушило. Время - понятие относительное. Здесь люди постарались. Одни могли помочь и спасти, но закрывали глаза и отворачивались, или били бутылки об стены и блевали в кельях (здесь был ЛТП). Другие - сейчас пытаются восстановить (в 1994г. здесь возродилось монашеское служение).
… Вознесенская церковь стоит на гладком, высоком, открытом берегу Тверцы. Но как-то нам здесь было не очень уютно. Не знаю отчего. А церковь красивая.



…Теперь едем в Борисоглебский мужской монастырь. По дороге проезжаем две потрясающие постройки - Спасо-Преображенский собор и Входоиерусалимскую церковь…
Соборы закрыты, (с 1931), территория тоже закрыта и огорожена.

Это место (где построены храмы) - историческое, знаковое, очень древнее. Здесь располагалась в предавние времена - Вечевая площадь. Вспомним, что вече - это был не «пережиток», а, наоборот, достижение родового строя, сложный институт народовластия. Вечевое правление и княжеская власть всегда противоборствовали. То, что здесь, в Торжке собиралось Вече - это влияние и признак близости свободолюбивого соседа Вольного Новгорода. После христианизации Руси вечевые порядки, родовой строй и древняя вера стали насильственно искореняться.
*Кстати, кто запустил в массовое сознание клишевое выражение «из тьмы веков»? То есть понимать так - сейчас свет, а была тьма. А может ведь, наоборот «из света веков» до нас доходит народная мудрость? ?

Вечевая площадь, понятное место, располагается не сама по себе и не на пустом месте. Здесь был Новоторжский Кремль (крепость). Тот самый, который с трудом взял и сжёг Батый. Монгольский хан стоял у стен этой крепости и ждал добровольной сдачи. Такое происходило часто и такие русские города получали у них название «гобалык» - «добрый город», и их практически не трогали. Но маленький Торжок ждал помощи от большого Новгорода и выпускать белый флаг не торопился. А у монголов был закон «первой стрелы» - если выпущена первая стрела, то всё, любые переговоры прекращаются и начинается осада. Тем не менее, эта маленькая крепость сопротивлялась две недели! Потом, конечно, город был сожжён дотла, но Батый устал и не пошёл на Новгород, от которого, кстати, долгожданная подмога так и не пришла.

Батыево нашествие, как ни странно, было не столь обидным и, главное, даже не столь разрушительным, как «Михайлово нашествие». Героя и любимца Твери - князя Михаила Ярославича Тверского, здесь в Торжке вспоминают лихом. Город был им и сожжен, и подчистую разграблен. А в первом каменном соборе («Всемилостивого Спаса») сгорели укрывшиеся в нём горожане. А князь на раздутых парусах, с богатой добычею и невольниками, оставив за собой пепелище, поспешил по Тверце в Тверь.

Налево от этих двух красавцев-соборов (если стоять к ним лицом и спиной к реке), начинается очень длинная набережная (Новгородская), ведущая к Борисоглебскому монастырю, которая включает в себя несколько разноимённых участков: Новгородская набережная = Воскресенская + Вознесенская + Монастырская. Надо отметить, что сама набережная и монастырь находятся на разных высотных уровнях. Русская церковная, монастырская архитектура всегда хорошо смотрится, если она вознесена на холм, или на высокий берег реки. Но, тем не менее, мы не уверены, можно ли или удобно ли будет подняться вверх, если идти до него этим путём. Мы едем на машине. По улице Кузнечной.

УЛИЦА КУЗНЕЧНАЯ
На ней, как вы догадались, жили кузнецы (здесь располагалось >30 кузниц) в 19в., а после Великого Октября - размещалась артель «Красный металлист». Мы проезжаем мимо Михаило-Архангельской церкви, которая стоит на высоченном холме, и по дороге размышляем, как нам туда взобраться (собираемся заехать после осмотра монастыря).

Наконец-то подъезжаем к монастырским воротам, у которых стоят продавцы сувениров. Интересно, что кроме разных магнитов и бересты, один из них предлагает посмотреть на «антиквариат» и показывает стаканчик, наполненный потемневшими от времени и окислившимися монетками, колечками интересной формы, пуговицами. На вопрос - «откуда это?» - он отвечает, что наловили, на дне Тверцы, мол, много всякого такого барахла валяется/находим. Не князь ли Михаил Тверской оборонил?...



БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Мы заходим в Борисоглебский монастырь.
Честно? Мы никогда раньше не видели подобных.
Это - опять грандиозный размах, дворянская величественность, блеск, стать, огромные белые колонны, ротонды-бельведеры, шпили, ступени, портики, декоративная лепнина.
Сегодняшнее его состояние - представьте себе Большой театр после бомбёжки.



Самое обидное, что на фотографиях 1910 года, монастырь выглядит более чем достойно, богато, впечатляюще. И 100 лет не прошло, как …всё превратилось почти в руины. Не надо думать, что это время его так разрушило. Время - понятие относительное. Здесь люди постарались. Одни могли помочь и спасти, но закрывали глаза и отворачивались, или били бутылки об стены и блевали в кельях (здесь был ЛТП). Другие - сейчас пытаются восстановить (в 1994г. здесь возродилось монашеское служение).

Честно говоря, монастырь настолько красив, что глаза через всю эту дикую и наглую обветшалость и разрушенность видят совсем другое.

Слева - высоченная (нежно-зелёная) Церковь во имя Спаса Нерукотворного (этот праздник отмечается 29 августа и называется в народе Ореховый или Хлебный Спас) с Колокольней. Все сооружение - 3х ярусное.



1й ярус - 2х этажный. Первый этаж - парадный арочный вход в монастырь (сейчас здесь, видимо, бесплатный туалет и ещё один «парадный» вход - через разрушенное окно). Второй этаж - непосредственно сам храм.
2й ярус - колокольня. Как обычно водится, нет такого мужского монастыря, к которому бы не приплели «подземный ход» в женский (или наоборот). Так и здесь местные острословы насочиняли: «И вот в вечерний синий час малиновой волною плыл нежный звон: «Ждём вас! Ждём вас!» над сонною Тверцою. С другого берега реки густым и мягким басом летело в ночь: «Вас помним мы, встречайте тем же часом». Надо полагать это про «дружбу» Воскресенского «девичьего» и Борисоглебского «мужского» монастырей. Очень смешно. Очень.
3й ярус (под шпилем) - круглая смотровая площадочка с белыми колоннами.



Прямо, но чуть правее - монументальный торжественный Борисоглебский собор (нежно-жёлтый). Хочется написать - дворец. Сегодняшнее состояние - Не действует.
Чуть дальше - Введенская церковь (нежно-розовая). Сегодняшнее состояние - Действует. Действует? Действует!!! С 1998 г. Внутри работает монастырская лавка.






Мы залезли, постояли между колоннами Собора. Под ногами валяются бутылки из-под портвейна. Заглянули внутрь через окно - лучше бы не смотрели.



Собор стоит на краю высокого земляного вала или горы (не знаю как правильно). Вниз под гору к реке уходит, спускается каменная ограда с башенками.



Мы стоим у самой большой - Свечной или Библиотечной (оранжевой) башни.



Отсюда открывается почти птичья панорама Торжка. Здесь очень хорошо видны изгибы Тверцы - невероятно плавные очертания, просто совершенные в пропорциях. И такое понятие, вычитанное в путеводителе, как «видовые панорамы города» наполняется смыслом. Сам город щедро освещён ярким солнцем и поэтому смотрится объёмно и разноцветно, а морозный воздух, кажется, наводит резкость на город, как бинокль.









Место - замечательное. Известно ведь, что основатели всех монастырей были люди со вкусом. Все монастыри располагались в очаровательных уголках земли - благолепных, нужно ведь, чтобы верующим захотелось сюда прийти, а придя - умилиться, а уйдя - вспоминать, рассказывать и прославлять.

Мы обошли кругом Собора и зашли в Введенскую церковь. Внутри очень просторно, очень необычно, много дерева. Поставили свечки перед образами святого Ефрема Новоторжского и его ученика святого Аркадия Новоторжского. Эта церковь, каменная сейчас, была возведена на месте старенькой, деревянной - Ефремовской. Где сейчас живут монахи, мы не видели. Территория монастыря большая. Их несколько человек, и они обитают в небольшом одноэтажном бараке на краю монастыря, около которого возделывают небольшой огородик.

Борисоглебский монастырь основал в 1038г. - святой Ефрем Новоторожский.
А построил заново на месте старого в 1782-1796гг. - архитектор Николай Львов.

Я читала легенду об основании монастыря, историю о жизни преподобного Ефрема, но много для себя не поняла. В летописях (сохранившихся) о нём очень мало сведений - по сути, нет сведений ни о годе его рождения, ни его мирском имени, ни времени и месте его пострижения, ни дня его ухода, и даже дата основания монастыря взята из поздних источников 19в.
Вот выдержки из предания: «Болярин» Ефрем родом из угорской земли (ныне Венгрия) служил вместе с братьями Георгием и Моисеем у князя Бориса*. К Борису пришла весть о захвате в Киеве престола сводным братом Святополком**. Борис не предпринял никаких действий и вскоре его подлый брат, подослав наемных злодеев, убил сначала Бориса, а потом Глеба***. Погиб при этом и брат Ефрема - Георгий. Брат Моисей бежал в Польшу. А Ефрем, в виде странника, пришёл к Торжку, поселился здесь и основал церковь во имя Бориса и Глеба (1038), а потом и сам монастырь».
Вот историческая справка*.**.***: Как известно, у князя Владимира Красное Солнышко было много сыновей (13). Среди них два сына Борис и Глеб (от болгарки) и сын Святополк (от жены брата Ярополка гречанки). Борис княжил в Ростове, а Глеб в Муроме.

Братья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Христианство ведь пришло на Русь из Византии со своими святыми. Христос, Дева Мария, Иоанн Креститель, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, апостолы, пророки, много святых. Но на Руси они стали коренными русскими, потому что православие, чуть перефразируя слова святого Ефрема Новоторжского «это очень чистая», почти детская вера. Спас. Божия Матушка. Никола Угодник. Егорий Храбрый. К тому же в народном сознании многие христианские святые наложились на русских древних богов. А со временем стали появляться канонизированные свои, домашние русские святые - Борис и Глеб, Сергий Радонежский, Василий Блаженный, Кирилл Белозерский, Александр Невский, Серафим Саровский. Самыми первыми были канонизированы эти два юноши, сыновья князя Владимира Борис и Глеб, коварно убитые по мотивам междоусобицы. Их изображают всегда вместе, то едущими на лошадках, то стоящими в рост, но всегда с мечами и в горностаевых шапочках.

*в перспективе виден Борисоглебский монастырь в Торжке на берегу Тверцы



Вот вопросы: Почему считается, что Святополк «захватил» киевский престол, когда он был старшим сыном Владимира (а возможно - и его родного брата Ярополка), которому по законному праву переходит власть? Почему венгр Ефрем пришёл именно сюда в Торжок? Почему воздвиг церковь в честь братьев, когда их канонизации ещё не было (причислены к лику святых через почти сорок лет после основания здесь церкви).

Как бы то ни было, основатель Борисоглебского монастыря - святой Ефрем Новоторжский. Его мощи были обретены спустя почти пятьсот лет и обретены совершенно нетленными и издающими благоухание. Они находились здесь внутри собора, а мощи его ученика Аркадия - в маленькой часовне, пристроенной к внешней стене Собора в Ю-В углу. (Подумать только, это там, где мы только что еле пролезли через заиндевевший коляной сухостой, сугробы и гололёд. От часовни уже давно нет и следа).

Николай Львов (1753 - 1803). Талантливейший человек. Яркий. Неординарный. Древний дворянский род. Феноменальная работоспособность. Провинциальный дворянин из деревни Черенчицы близ Торжка. Остроумный. Красавец. Безукоризненный вкус. Поцелован, как говорят, Богом во все места. Он и архитектор (90 архитектурных проектов), и паркостроитель, и изобретатель - первым в мире создал бумагоделательную машину с паровым приводом; первым в России - изобрёл способ получения кокса из каменного угля (необходимого для выплавки железа), изобрёл толь и особый корабельный дёготь; первым в России собрал коллекцию 200 народных песен и положил их на ноты: первым в России перевёл Петрарку и Сафо и многое-многое другое.

Почему-то многое, из того, что изобрёл Львов, было приписано другим.
Он был в особой милости у трех (!) самодержцев: 16 лет у Екатерины II, 5 лет у Павла I, почти 3 года у императора Александра I. У него был особый и редкий талант - угадывать художественные вкусы влиятельных лиц. Ведь обычно дело обстоит так - коронованная особа ручкой помашет и все бегают, пытаются разгадать, чтобы это значило. Поэтому его и ценили, поэтому же ему и дико завидовали.
Одни говорили так: «Ойй, провинциал, нахал, наглец, фаворит, растратчик казённых денег».
Другие так: «Этот человек был исполнен ума и знаний, любил науки и художества и отличался тонким и возвышенным чувством, по кото¬рому никакой недостаток и никакое превосходство в художественном или словесном произведении укрыться от него не могли…».
Да - ему очень помогли в жизни бессменный секретарь императрицы Екатерины II - Безбородко и земляк, дипломат Бакунин. Любому человеку в жизни не помешает поддержка. Тем более, что его просто представили, а остальное - заслуги его личности и таланта. Львов, пользуясь расположением к нему императрицы, убедил её возродить Борисоглебский монастырь в Торжке, и она даже закладывала первый кирпич в его основание.
Львов был счастливо женат. Он отец 5х детей. Жена - Мария Дьякова, воспитанница Смольного института благородных девиц. Благодаря ней, он даже написал свою собственную краткую биографию: «Родился, Влюбился, Женился и жил пока любил», и ещё признавался: «Счастье мое со мною! Всех вас, всех счастливей я: Машенька со мной моя», и ещё!: «Не были ль бы и здесь так дни мои спокойны, когда бы не был я на Счастии женат?».

Д.Г. Левицкий «М.А. Дьякова», Д.Г. Левицкий «Н.А. Львов»



ВОЗНЕСЕНСКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВЬ
Теперь наша цель - это деревянная церковь Вознесения или Вознесенская. Её, кстати, неплохо видно с территории монастыря, а это значит, что она не очень далеко. Мы спешим, время не резиновое, а зимние путешествия имеют существенный минус - их ограничивает стремительно падающий вечер.
Едем по улице Старицкой, которая направлена в маленький город - Старицу или «Любим-город» - родовой вотчине прямых родственников Грозного князей Старицких. В этой части Торжка планировали построить пять с/х заводов и жилой район, но экологи предупредили, что розой ветров отсюда на город будет постоянно нести «бурю в пустыне», т.е. грязный воздух. Поэтому, организаторы, почесав в затылке, построили только один завод и микрорайон, который официально называется «Южный», а в народной интерпретации - «Поле дураков».
Воскресенских храма, оказывается, два. Один каменный, вернее, его обломки, мы видим рядом с дорогой, а к деревянному надо свернуть налево и проехать по узкой улочке, у которой с левой стороны тянутся частные домики, а с другой - лес с очень выразительными мощными берёзами, елями и соснами.






Вознесенская деревянная церковь (престольный праздник отмечает в четверг 6й недели по Пасхе (или сороковой день) и в деревнях к этой дате пекли большие длинные пироги с зелёным луком, а корочку украшали лесенкой из теста - символом ступенек на небо). Дат постройки целых три - 1625,1653,1717 - т.е. начало 17-18вв.






Мы читали, что попасть в неё практически нереально, потому что она почти всё время закрыта, и надо идти стучаться по домам, чтобы найти хозяев. Но на крылечке стояла женщина, которая пригласила нас войти внутрь. После Кижей и Кондопоги нас уже, конечно, трудно пронять. Но отличие некоторое между ними есть - «небо» или купол располагается очень высоко над головой и расписан совсем по-другому - более ярко и просто. Говорят, что крепкие сосновые брёвна церкви специально вымачивались в чесночном растворе, и поэтому гниль и плесень им не страшна.



Церковь совсем небольшая, и в первой деревянной комнатке на стенах развешаны детские рисунки-картины. Они продаются. Мы немного поболтали с женщиной, она подвела нас к небольшому прилавку, показала книги про Львова, краеведческие, стихи местной поэтессы, наборы открыток. Предложила купить «самое дешевое в Торжке» золотное шитьё, и показала несколько пар совершенно чудных кожаных женских перчаток с золотой вышивкой (~1,5т.р.). Всё показанное радовало глаз. Их вышивают мастерицы-надомницы, надо полагать это совместный труд местного кожевенного заводика и вышивальщиц. Наконец-то - нормальные, модные, оригинальные, очень красивые, носибельные вещи.

Я знаю, что многие могут сейчас поморщиться, типа «фи», как же так - церковь и коммерция. А что делать и что здесь такого? Обычно, такие комментаторы, сами одновременно жуют бутерброд с колбасой, но считают, что церковь должна добывать себе пропитание из воздуха. А где ещё и как деньги добывать?
Вознесенская церковь стоит на гладком, высоком, открытом берегу Тверцы. Но как-то нам здесь было не очень уютно. Не знаю отчего. А церковь красивая.



Весь Торжок такой - город контрастов… Мороз -20



Рассказ «Мы помним чудные мгновенья. Тверь и Торжок»

Посты по Твери и Торжку:
Начало прогулки: Путеводитель по Торжку
Новоторжское золотное шитьё
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Зимние прогулки по Твери
Дом-музей В.Серова в Домотканово

Посты по русским городам:
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке
Ярославский «Кремль» и «Слово о полку Игореве»
Зарайский рай. Компактный путеводитель по городу
Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Глобус Боровска
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Кострома. Ипатьевский монастырь
Муром. Окский сад или древнее Городище
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»

Тверь и Торжок, РОССИЯ

Previous post Next post
Up