Дворцовый мост Санкт-Петербурга

Apr 23, 2016 22:55




Дворцовый разводной мост через Неву - один из главных символов Санкт - Петербурга.




Длина моста - 250 м (по другим данным, 255 м), ширина - 27,7 м. Состоит из пяти пролетов.

Необходимость моста через Неву, соединяющего Адмиралтейский остров с Васильевским у Зимнего дворца, обсуждалось в правительстве ещё в конце 20-х годов XIX в.

В 1853 году Николай I дал указание переместить Исаакиевский плашкоутный мост к Зимнему дворцу для прямой и постоянной связи с Биржей и другими учреждениями Торгового порта. В состав нового моста вошли 3 плашкоута из старого Исаакиевского. Перемещение Исаакиевского моста было завершено 10 декабря 1856 года. В периоды ледохода и ледостава мост разводился.




В 1896 году наплавной Дворцовый мост был перенесён вниз по течению на 53,25 м в то место, где позже был возведён постоянный мост. Перенос был связан с решением создать озелененную площадку перед западным фасадом Зимнего дворца.

Своё название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной.







В апреле 1901 года объявлен конкурс на возведение сразу двух постоянных мостов, Дворцового и Большеохтинского.

На конкурс поступило 28 эскизных проектов Дворцового моста, но ни один проект не был принят комиссией. Конкурс продлили до мая 1904 года и к существующим проектам добавилось еще 19. При этом в новых вариантах были учтены замечания экспертов.

Строительству помешала русско-японская война, а затем революция 1905 г.

К весне 1908 г. комиссией экспертов были разработаны новые технические требования. И новый конкурс подарил Петербургу еще 9 проектов.




Был принят вариант Общества Коломенских заводов. При этом было главное условие - все работы должны выполняться из отечественного материала русскими рабочими и русскими инженерами. Архитектурное оформление по распоряжению президента Академии художеств было поручено архитектору Р. Ф. Мельцеру.

Он разработал очень пышное и помпезное оформление (жаль что оно так и не было реализовано)...

"... перила сложного рисунка с «чеканными двухсторонними украшениями из толстого листового железа», декоративные карнизы с «картушами, выполненными из толстого железа», восемь фонарей с выкованным из железа декором. На широких опорах разводного пролета поставить четыре больших фонаря-маяка высотой 14 саженей, включавших в себя подъемные машины для людей и балконы вокруг фонарей. Основание фонарей украсить сложной скульптурой, орнаментами, картушами, императорскими орлами".

Не смотря на утверждение проекта, экспертная комиссия отвергала большие фонари-башни, они якобы были слишком высокими и доминировали бы над зданием Эрмитажа. Сколько прекрасных проектов у нас загублено из-за высотного регламента. В результате был согласован вариант моста и фонарей без скульптурного убранства.




После начала строительства постоянного моста (в 1912 году), наплавной мост был перенесен к Сенатской площади, где находился до 1916 г., пока не сгорел от искры проходившего по Неве буксира.




Строительство моста началось в конце 1911 года. Литые чугунные арки, изготовленные Коломенским заводом, прибывали водным путем и устанавливались на месте.

17 апреля 1914 г. во время наводнения была повреждена одна из строившихся опор. Затем началась первая мировая война и сало не до моста. Строительство велось медленно и к концу 1916 года была готова лишь инженерная конструкция моста.




Лишь через 2 года, в октябре 1916 года Дворцовый мост открыли для прохода и проезда в недостроенном виде, соорудив «временные» деревянные перила и поставив стандартные чугунные столбы для навешивания фонарей и проводов для трамвая.

Трамвай на  мосту.




С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.



Проход Авроры через мост 2015г. Фото (С)

Чугунные перильные решетки появились только в 1939 году.




Эти решетки отлиты скульптором И. В. Крестовским по рисунку архитектора Л. А. Носкова.




По понятным причинам, предполагавшиеся ранее большие украшенные орлами фонарные столбы на опорах моста, советской властью так и не были установлены.




Мост пятипролётный металлический с разводным пролётом посередине. Постоянные пролеты перекрыты двухпролётными металлическими клепанными сквозными фермами балочно-неразрезной системы, с криволинейными поясами. Масса стальных конструкций 7770 т (в том числе 2800 т - противовесы разводной части моста).

Длина моста 250 м (255,05 м), ширина моста между перилами 27,73 м, из них ширина проезжей части - 22,0 м (3 полосы для движения транспорта в каждом направлении) и два тротуара по 2,85 м. Схема разбивки на пролеты: (38,63 + 47,12) + (9,20 + 58,60 + 9,20) + (47,12 + 38,63) м. Судоходный габарит 22,0 × 6,3 (30,00) м




При разводке моста противовесы опускаются в колодцы опор, которые расположены на глубине до 6,0 метров ниже ординара воды в Неве.




Мост прошел капитальный ремонт в 1967 году.




Виды с моста.




Вид на  Благовещенский мост




В 1977 году мост был реконструирован. Реконструкции подверглись фонари, настил, разводная часть. В 1994 году были сняты трамвайные пути, а в 1997 году была произведена реконструкция моста под руководством инженера Ю. Петрова.










Кунсткамера - первый музей С-Петербурга







Для освещения и контактной сети на мосту установлено 16 опор с архитектурным декором и 4 опоры контактной сети на разводном пролете.







Вид на мост со стороны Университетской набережной (фото апреля 2016 года).




14 ноября 1997 г, в Петербурге состоялся праздник под названием «Дворцовый мост зажигает огни». С этого дня мост подсвечивается белым, голубым или синим цветом. Редко красным и зеленым, чаще синим.











  


Пульт управления мостом.




Мост может быть сведён и разведён за три минуты. Вместо выражения "свести мост", специалисты говорят "навести пролёт".




Механизм моста работал надёжно, однако в октябре 2002 года отломился один из зубьев на шестерне, что привело к остановке разводки моста и задержке судов на Неве.

Последний капитальный Дворцового моста был начат 21 октября 2012 года, без возведения временных переправ. 19 октября 2013 года был торжественно открыт после реконструкции.




Фото разведенного моста из под разведенного пролета (С)
meteo




Подробно об устройстве моста тут - как устроен Дворцовый мост в Санкт-Петербурге




Снимал мост во время наводнения. Под мостом даже на лодке проплыть было сложно.




В честь китайского нового года "Огненной обезьяны" в этом году мост месяц был с красной подсветкой.




Мост воспет писателями и кинорежиссерами.

В 2008 с 30 мая на 1 июня на разводных крыльях Дворцового и Троицкого мостов была представлена международная программа короткометражных и анимационных фильмов «Маленькое кино в большом городе».

Летом 2011 года на разведенном пролете показывали произведения искусства и мультфильмы.




В тот год прошел Первый международный арт-форум граффити и стрит-арта. На одну ночь крыло разведенного Дворцового моста стало киноэкраном, на котором демонстрировались анимационные фильмы, выполненные в соответствующей стилистике, и видеограффити.




Позже на Дворцовом мосту были показаны мультфильмы, объединенные общей темой - Любовь.

В ночь с 17 на 18 августа 2012г здесь был самый большой кинотеатр под открытым небом в рамках "graFFFest". Крыло разведенного Дворцового моста со стороны Эрмитажа превратилось в гигантский экран площадью более 400 квадратных метров.




Развод моста ежедневно собирает большое число туристов на набережной и стрелке Васильевского острова.




Некоторые фото (С) интернет, основа инфы - Википедия

Коллекция мостов Санкт-Петербурга. Часть 1. История, самое-самое и мосты центра
Коллекция мостов. Часть 2. Мосты окраин и парков Санкт-Петербурга
Коллекция мостов. Часть 3. Пригороды и окрестности Санкт-Петербурга

мосты, артефакты Питера

Previous post Next post
Up