Благовещенский мост, он же Невский мост, он же Николаевский мост, он же мост лейтенанта Шмидта через
реку Неву...
Это один из самых знаменитых мостов
Санкт-Петербурга - когда-то это был самый длинный (постоянный) мост Европы, а возможно и мира! Это первый постоянный мост через Большую Неву. Он соединяет
Васильевский остров с центральной частью города (2-й Адмиралтейский остров).
Мост расположен между площадью Трезини на Университетской набережной на правом берегу и площадью Труда на Английской набережной. Именно на этом мосту заканчивается
река Нева и начинается Финский залив - Невская губа.
Изначально он должен был называться "Невский мост". Но открытый 12 ноября 1850 года мост был назван "Благовещенским" по находившейся на левом берегу Благовещенской площади и Благовещенской церкви (снесённой в 1929 г.).
До строительства постоянного моста с 1727 года существовал наплавной Исаакиевский мост, который был расположен выше по течению в створе современной Сенатской площади.
П.А. Александров. Исаакиевский мост и новая церковь. Литография. 1825 г. Такое впечатление, что Александров Исаакий рисовал по памяти или его башенки сильно болели и в реале значительно усохли, но на самом деле он написал проект
Исаакиевского собора, который так и не был реализован.
Проект однопролетного, деревянного моста через
Неву предлагал и механик Кулибин. Но увы, его идею и проект отвергли.
Василий Садовников. Вид Благовещенского моста с набережной Васильевского острова.
Строительство моста началось в 1843 году под руководством С.В. Кербедза. В сооружении моста принимал участие американский инженер Дж. Уистлер.
Численность занятых рабочих приближалась к полутора тысячам. Чугунные конструкции пролетного строения моста были изготовлены на заводе Берда. Сборка арок велась на передвижных деревянных фермах Гау. Петербургская газета "Северная пчела" писала 16 сентября 1844 года:
"Самая постройка моста - дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте".
О том как за гениальное изобретение выговор можно получить
Массивные и одновременно ажурные перила, спроектированные архитектором А.П. Брюлловым, изображают символы водной стихии: трезубец Нептуна, раковина и два гиппокампа.
В процессе строительства моста возник замысел украсить его устои аллегорическими скульптурами. В 1846 году П. Клодту и Н. Пименову поручается составить проект украшения моста. Клодт предложил поставить на мосту фигуру всадника на вздыбленном коне, с кинжалом защищающегося от напавшего на него тигра.
Скульптор Н. С. Пименов в течение 4 лет создал 7 проектов аллегорических скульптур: «Торжество над водой», «Торжество христианства или ниспровержение идолов», «Александр Невский вкладывает меч в ножны, благодаря Бога за победу», «Аллегория Москвы, устоявшей от трех нашествий: татар, поляков и французов», «Аллегория Санкт-Петербурга как приемника европейского просвещения в России» (из четырех фигур), «Аллегория Казани», «Аллегория Сибири» (из четырех фигур).
Судя по надписям на чертежах, статуи, символизирующие «Торжество над водой», «С.-Петербург» и «Москву», предполагалось установить на первом правобережном быке; другим аллегорическим скульптурным группам и статуям отводились места на береговых устоях. Однако деньги на изготовление этих скульптур для постановки на мосту Министерство финансов не отпустило.
В 70-х годах XIX века скульптор Антокольский предложил установить на мосту 4 конные статуи деятелей Русского государства: Владимира Святославича - просветителя, Ярослава Мудрого - законодателя,
Иван III - собирателя и
Петра I -преобразователя России. Но и в этот раз из-за финансовых трудностей скульптуры не были установлены на мосту.
Мост был восьмипролётным, пролёт у правого берега был разводным; впервые в России была использована поворотная система разводного пролёта.
По легенде
Николай I ● Незабвенный или Палкин обещал Кербедзу повышать звание за каждый пролёт, отчего якобы инженер быстро пересмотрел проект в сторону увеличения числа пролётов. Кербедз действительно получил генеральский чин после завершения строительства моста, однако начиная строить мост, инженер уже получил звание подполковника.
На фото император
Николай I и С. В. Кербедз.
На быке у разводного пролёта по проекту А. И. Штакеншнейдера была возведена часовня, освящённая 9 (21) мая 1854 года в честь св. Николая Чудотворца. Ниже на фото 1013 года она хорошо видна.
Старый мост с часовней и поворотным механизмом развода можно увидеть в фильме Эйзенштейна "Октябрь". В честь постройки моста была выпущена серебряная памятная медаль.
На аверсе изображена Афина Паллада переводящая Геракла через водный поток по положенной поперек его дубинке, вверху написано "БЫСТЪ", на реверсе изображен внешний вид моста с летящим над ним двуглавым орлом.
После кончины императора в 1855 году мост стал называться "Николаевским".
17 ноября 1918 года мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в память П. П. Шмидта - руководителя восстания на крейсере "Очаков" в 1905 г.
Вид на
Английскую набережную.
Именно у этого моста и стоял крейсер
Аврора во время штурма
Зимнего дворца (Эрмитажа).
Обычно в кинжках
Аврору рисуют стрелющей у
Дворцового моста, - что миф, но наверное так красивее и символичнее.
О судьбоносной роли революционного крейсера в событиях октября 1917 года всерьез говорить не стоит. Обстрелять
Зимний дворец из орудий крейсер не мог. Он стоял в ожидании ремонта и весь боезапас с него был выгружен. Видимо для эффекта большевики нашли пару снарядов и совсем не холостых. Но тогда по
Зимнему дворцу вели огонь все суда стоящие на рейде
Невы и
Петропавловская крепость.
"Аврора" стала символом революции, потому что была единственным боевым крейсером стоящим на рейде в то время.
Суда у моста. Выше ледокол "Санкт-Петербург", ниже круизный лайнер. На этом месте стояла и
"Аврора" во время своего памятного, якобы холостого выстрела в сторону Зимнего дворца.
По иронии судьбы, в двух минутах пешком от этого места стоит дом Гауша 74/2 на
Английской набережной. В этом доме квартиру снимал прадед
Владимира Ильича Ленина - Израиль Мойшевич. Израиль Мойшевич был евреем, крещеным в православие. Его сыновья - Абель и Израиль в крещении получили имена Дмитрия и Александра. Последний и стал отцом матери
Ильича - Марии Бланк. Есть версия что его брат Александр был сыном цесаревича Александра Александровича (Бланк была фрейлиной при дворе), но это уже другая история прочитать которую можно
тут.
В 1938 году мост перестал выполнять свою функцию и не мог пропускать суда, поэтому его разобрали и построили заново на старых опорах, переместив разводную часть в центр моста, в связи с изменениями условий и требований судоходства.
Реконструкция моста проведена по проекту инженеров Г. П. Передерия и В. И. Крыжановского.
Чугунные арки старого моста разобрали и отправили на склад. Их блоки оказались в прекрасном состоянии и было решено использовать эти конструкции вновь. Всю войну и блокаду блоки пролежали в
Ленинграде. И только после войны чугунные арки Благовещенского моста применили для перекрытия пролетов нового моста через Волгу в
Твери.
Мост был построен в 1953-1956 годах. Предполагалось дать ему имя М.И.Калинина, но это так и не было воплощено в жизнь, хотя на быках даже были укреплены картуши с вензелем "МК".
В народе мост прозвали "Новым", так он неофициально и называется до сих пор.
В истории мостостроения это уникальный случай "переезда" металлического моста с одной реки на другую.
Фонари и перила Благовещенского моста тоже обрели вторую жизнь. Фонари перенесли в центр
"Марсово поля", а перила, созданные по проекту А.П.Брюллова, установили на реконструированном мосту.
Новый стальной мост Лейтенанта Шмидта был построен в 1936-1938 годах по проекту инженера Г.П.Передерия при участии архитектора К.М.Дмитриева. Со временем и новый мост стал тесен для потоков транспорта, которые пошли по нему на рубеже XX и XXI веков и в 2005-2007 была осуществлена новая реконструкция моста по проекту института "Стройпроект". После реконструкции мост получил свое прежнее историческое название-Благовещенский и фрагменты перил, созданных А.П.Брюлловым.
Таким образом, с момента открытия моста в 1850 году его длина увеличилась от 300 м. до 331 м., а ширина от 24 м. до 37м.
В XXI веке мост опять подвергся реконструкции. В 2006 году начата реконструкция моста. Генеральным проектировщиком выступил Институт "Стройпроект". Для этого с сентября 2005 рядом с мостом Лейтенанта Шмидта начато возведение временного моста, который был введён в эксплуатацию 9 мая 2006.
Народ его сразу окрестил "Сын лейтенанта Шмидта".
В период реконструкции по этому временному мосту осуществлялось движение транспорта и пешеходов. Жалко что его не оставили... Одновременно с этим движение по мосту Лейтенанта Шмидта было перекрыто, и начался демонтаж пролётов, а затем и опор моста.
Мосту вернули облик арочного Николаевского (Благовещенского) моста, изменённый в ходе реконструкции 1938 года. На мосту снято трамвайное движение, установлены барьеры, разделяющие встречные полосы.
14 августа 2007 года мосту было возвращено название Благовещенский. На берегах
реки Нева у моста стоит одно из самых древних достопримечательностей в мире, находящееся под открытым небом. Нашим сфинксам более 3500 лет!
Про этих львов с человеческами головами из египетских Фив я уже писал -
Сфинксы из Фив и С-Петербурга. Они видели 10 казней Египетских, помнят Моисея и Неффертити, которая просто обязана была видеть их и возможно даже дотрагивалась, так как явно была у входа в гробницу отца своего мужа Аменхотепа IV, чей вход они охраняли. Лица сфинксов имеют портретное сходство с фараоном Аменхотепом III.
Разводка Благовещенского моста С-Петербурга
Проход
Авроры через разведенный Благовещенский мост 16 июля 2016 года. Видите дым из трубы? Никаких котлов у
Авроры, конечно давно уже нет. Это просто бросили дывовую шашку в трубу для антуража. Получилось красиво!
Мост зимой. Фото февраля 2016 года.
Современные фото мои, старые (С) разные места интернета. Основа инфы (С) "Мосты Петербурга", "Легенды Питера", Википедия и др. инет
Коллекция мостов Санкт-Петербурга. Часть 1. История, самое-самое и мосты центра Коллекция мостов. Часть 2. Мосты окраин и парков Санкт-Петербурга Коллекция мостов. Часть 3. Пригороды и окрестности Санкт-Петербурга