Сегодня "День Эрмитажа", можно сказать его День рождения. Ныне это музей №1 в России.
Да что там в России - в
Санкт-Петербурге! Кроме того это второй музей в мире. Он начал свою историю с коллекций, которые приобретала в частном порядке императрица
Екатерина II. Первоначально музей размещался в Малом Эрмитаже, откуда и закрепилось общее название будущего музея.
Как гласит легенда, сначала императрица приняла некоторые картины у немецкого торговца, который отдал полотна, чтобы погасить свою задолженность. Картины очаровали
Екатерину, и она создала свою коллекцию, которая постепенно становилась все больше и больше. Первая покупка в 1764 году включала в себя около 225 полотен западноевропейских художников у немецкого искусствоведа и коллекционера Иоганна Эрнста Гоцковского.
Эти картины положили начало музейной коллекции, которая сегодня насчитывает более трёх миллионов экспонатов, охватывающих периоды от древнегреческой цивилизации до современной эпохи. Именно благодаря
Екатерине Великой в собрании Эрмитажа много уникальных картин и шедевров. Императрица специально нанимала людей, которые ездили в Европу, чтобы приобрести новые полотна. При
Екатерине в залы и картинную галерею пускали лишь избранных. Увы, многие шедевры позже продали большевики после прихода к власти.
Бриллиантовая комната Зимнего дворца и исторический анекдот Эрмитаж обладает богатейшим собранием не только картин и скульптур, но и монет и эстампов. При
Екатерине II коллекцией заведовал унтер-библиотекарь, коллежский асессор Алексей Иванович Лужков. Императрица очень ценила Лужкова и доверяла унтер-библиотекарю настолько, что часто посылала ему на хранение драгоценные вещи без какой-либо записи... есть занятная история по этому поводу -
Про Екатерину II, Лужкова и зал монет Эрмитажа
Зал монет Эрмитажа.
После
Екатерины Великой которая положила начало коллекции произведений искусства, она стала активно пополняться, в том числе и за счет подарков российским самодержцам от иностранных правителей.
Одновременно с этим каждый российский император пополнял коллекцию Эрмитажа. Так, увлеченный военным делом
Николай I оставил после себя 600 картин с изображением батальных сцен. В годы его правления, в 1826 году, была создана знаменитая Военная галерея 1812 года.
17 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг
Александровской колонны. Усмотреть за каждой мелочью из всех вещей сложенных на
Дворцовой площади было невозможно. Здесь лежала дорогая мебель, фарфор, столовое серебро. И несмотря на отсутствие адекватной охраны, пропали лишь серебряный кофейник и позолоченный браслет.
Эрмитаж горел... страшный пожар в "Зимнем дворце"
Впервые для публики музей был открыт в 1852 году - именно
Николаем I.
Пушкин, например, посмотрел картины только благодаря поручившемуся за него Жуковскому.
При
Николае I состоялось открытие Нового Эрмитажа - одного из пяти связанных друг с другом зданий на
Дворцовой набережной, построенных по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце (1784-1864). То самое здание которое держат на каменных плечах атланты. К нему еще вернемся.
К тому времени в Эрмитаже уже имелись богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, Азии, русской культуры VIII-XIX веков. К началу XIX века в музее хранились уже тысячи полотен.
Ныне музейный фонд Государственного Эрмитажа насчитывает более трех миллионов экспонатов. Среди жемчужин его коллекции - "Диптих" Робера Кампена, "Мадонна Бенуа" Леонардо да Винчи, "Юдифь" Джорджоне, "Женский портрет" Корреджо, "Даная" и "Св. Себастьян" Тициана, "Лютнист" Караваджо, "Возвращение блудного сына" Рембрандта, «"Дама в голубом" Гейнсборо.
Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной
реки Невы в самом центре
Санкт-Петербурга, подробнее о них ниже.
Зимний дворец стал местом покушения на жизнь имератора
Александра II. Взорвать царя планировал террорист Степан Николаевич Халтурин, когда тот будет завтракать в Жёлтой гостиной. Взрывное устройство было приведено в действие 5 февраля 1880 года, в 20 минут седьмого часа утра. Царская семья задержалась, к моменту взрыва даже не успела дойти до Жёлтой гостиной. А вот находившиеся в кардегардии лейб-гвардейцы Финляндского полка пострадали. Погибли 11 человек, 47 было ранено.
Подробно об этом покушении и о судьбе террориста под ссылкой -
Пятое покушение на императора Александра II
О всех покушениях на императора Александра II После гибели
Александра II императорская резиденция становится лишь местом для официальных приёмов, тогда как цари чаще живут в других местах, в пригородах Петербурга.
Александр III сделал своей официальной резиденцией в
Санкт-Петербурге Аничков дворец.
На рождество 1884-1885 года в залах Зимнего дворца было опробовано электрическое освещение, с 1888 года газовое освещение постепенно заменялось на электрическое. Для этого во втором зале Эрмитажа построили электростанцию, 15 лет являвшуюся крупнейшей в Европе.
Николай II жил в Зимнем дворце до 1904 года. С этого времени местом его постоянного жительства стал Царскосельский
Александровский дворец. Зимний дворец же стал местом для торжественных приёмов, парадных обедов, и местом пребывания царя во время коротких визитов в город.
С началом
Первой мировой войны 1914 года здание было отдано под лазарет. В Зимнем дворце открыли операционную, терапевтическую, смотровую и другие службы. Гербовый зал стал палатой для раненых. За ними ухаживали императрица Александра Фёдоровна, старшие дочери царя, придворные дамы.
Летом 1917 года Зимний дворец стал местом заседания Временного правительства, которое до того размещалось в Мариинском дворце. В июле председателем Временного правительства стал Александр Фёдорович Керенский. Он разместился в покоях
Александра III - в северо-западной части дворца, на третьем этаже, с окнами на Адмиралтейство и Неву. Временное правительство разместилось в покоях Николая II и его супруги - на втором этаже, под апартаментами
Александра III. Залом заседаний стала Малахитовая гостиная.
Дворец не всегда имел современный цвет стен снаружи. Перед первой мировой войной Зимний дворец перекрасили в красно-кирпичный цвет. Именно на таком фоне и происходили революционные события на
Дворцовой площади в 1917 году.
Про исторический цвет стен Эрмитажа...
Утром 25 октября Керенский уехал из Зимнего дворца к находящимся вне Петрограда войскам. В ночь с 25 на 26 октября отряд матросов и красноармейцев проник в здание через подъезд Её Императорского Величества. 26 октября 1917 года в 1 час 50 минут ночи в Зимнем дворце были арестованы министры Временного правительства. Впоследствии, этот вход во дворец, как и лестницу за ним, назвали Октябрьскими.
Интересности Эрмитажа или история дух лестниц
Парадная Иорданская лестница.
Еще немного истории уже советского периода.
После Октябрьской революции Эрмитаж наряду с Зимним дворцом стал государственным музеем, но переехавшее в 1918 году в
Москву советское правительство перевезло с собой часть музейных ценностей, которые затем оказались в Оружейной палате Кремля.
"Греческий зал", "Рыцарский зал", которые воспел Райкин и многое-многое другое... Современный "Эрмитаж", как музей представляет собой комплекс, в состав которого входит 5 зданий, построенных в разные годы.
Главный корпус в Зимнем дворце
Зимний дворец. - бывшая Главная резиденция императоров России в котором насчитывается 1084 комнаты.
Первый этаж
Перемещаться между этажами можно по парадной Иорданской лестнице, либо на лифтах. Первый этаж Зимнего дворца состоит из следующих залов: Зал Юпитера, Римский дворик, Зал Диониса, Овальный зал, где экспонируется искусство Древней Греции, Зал Эллинизма, Бриллиантовая кладовая, Зал палеолита, Залы неолита и ранней бронзы, Золотая кладовая, Залы, отведенные под искусство Древней Азии и Древнего Египта, Оружейная Палата.
Второй этаж
Второй этаж отдан под залы отдельных авторов. Здесь залы Леонардо Да Винчи, Тициана, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта. Здесь есть зал искусства Италии эпохи Возрождения, зал искусства Венеции, Итальянский кабинет, Испанский просвет, Рыцарский зал (Оружейная палата), зал фламандской и голландской живописи, несколько залов отдано под французское искусство, также открыто несколько залов русской культуры и портретная галерея дома Романовых; имеются образцы русской иконописи и предметов культуры и быта Древней Руси. Ещё одной "изюминкой" второй этажа Зимнего дворца являются его аутентичные и воссозданные интерьеры. Там находится Белый зал, Золотая гостиная, Малиновая гостиная, Будуар, Синяя спальня, Малахитовая гостиная, Малая столовая, Арапская столовая, Концертный зал, Фельдмаршальский зал, Гербовый зал, Георгиевский зал, Аполлонов зал.
Третий этаж
Третий этаж отдан под работы Караваджо и его последователей, произведения авторов Западной Европы XVIII-XX веков, а также здесь представлено обширное собрание работ авторов Востока. На третьем этаже Эрмитажа открыты отдельные залы под искусство Японии, Китая, Туркестана, Индии, Тибета, Монголии, Ближнего Востока, Ирана. Работает и Нумизматический зал.
Большая и малая церковь. Для Большой церкви была создана звонница, сейчас этот зал отреставрирован. Малая церковь на сегодняшний день играет роль выставочного зала;
Иорданская галерея. Такое название получила, потому что в день Крещения здесь проходили с крестным ходом.
Малый Эрмитаж был построен чуть позже Зимнего дворца. Его архитекторы: Ю. М. Фельтен и Ж. Б. Валлен-Деламот. Был так назван потому, что Екатерина 2 проводила здесь увеселительные вечера, которые называли малыми эрмитажами. Здание включает в себя 2 павильона - Северный, в котором располагался зимний сад, и Южный.
Ещё одна составляющая Малого Эрмитажа - висячий сад с живописными композициями. Раньше между павильонами находились конюшни и манеж. Здесь же есть остеклённый переход, который соединяет здания.
Большой Эрмитаж (или Старый Эрмитаж). Он был построен после Малого Эрмитажа по набережной
Невы. Так как это здание превосходило Малый Эрмитаж по размерам, то и получил название "Большой". Здание выполнено в более строгих формах, без излишеств и статуй на крыше (кстати, примерно такой цвет имел Зимний дворец изначально). Интерьеры отделаны дорогими породами дерева, позолотой и лепниной. Архитектор - Юрий Фельтен.
На втором этаже Большого Эрмитажа располагаются залы итальянской живописи, где можно увидеть работы выдающихся художников: Леонардо да Винчи, Тициана или Рафаэля. Копии фресок последнего художника украшают так называемые лоджии Рафаэля - галерею, находящуюся в Большом Эрмитаже. За этим зданием позже построили Новый Эрмитаж.
Новый Эрмитаж Главный фасад этого здания знаменит своим крыльцом, воспетым Городницким. Этот портик, на котором расположены гранитные статуи атлантов, держащих балкон, ранее служил входом в Новый Эрмитаж. Работа над ними заняла целых 2 года.
Счастливые пальцы атлантаСкульптуры поражают тонкой работой и изящностью выполнения, придают зданию возвышенный и благородный вид. Само здание построено в стиле неогрек.
Эрмитажный театр построил Дж. Кваренги, стиль - классицизм. Театр находится в Старом Эрмитаже и соединяется с остальными зданиями комплекса аркой-переходом, где была открыта галерея. Это старейший театр России. Многие талантливые артисты выступали на этой сцене, здесь часто проводились балы. Нужно заметить, что театр сыграл большую роль в развитии культурной жизни.
Джакомо Кваренги, специально внедрил особую структуру зрительного зала - в форме амфитеатра. При ней зрители могут получать дополнительное удовольствие видеть всех посетителей. Джакомо Кваренги, специально внедрил особую структуру зрительного зала - в форме амфитеатра. При ней зрители могут получать дополнительное удовольствие видеть всех посетителей. В двух местах сделаны коробовые своды из ели: под оркестром и над авансценой. Эта технология позволяет зрителям наслаждаться ясным и ярким звучанием голоса и музыки. В фойе сохранились перекрытия с 18 века. Вдохновением для театрального зала стал итальянский театр Олимпико.
Теперь ко всем этим зданиям прибавился и
Эрмитаж... "Главный штаб"
В Главном штабе расположено 4 этажа. Наибольший интерес представляет именно четвертый этаж, где экспонируются работы художников XIX-XX веков. Здесь находятся залы следующих авторов: Анри Матисс, Пабло Пикассо, Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Огюст Роден и некоторых других художников.
В Эрмитажный комплекс входит ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
ПЕТРА I, где доступны к осмотру интерьеры сооружения, а именно погреба, сени, парадный двор, столовая, Зал гравюр, Зал портретов, галереи и некоторые другие залы.
ДВОРЕЦ МЕНШИКОВА, где открыты внутренние помещения здания. Меншиковский дворец находится на Университетской набережной, в стороне от Главного корпуса и Главного штаба.
Меншиковский дворец Санкт-Петербурга. Обзорный пост
Но вернемся в Главное здание Эрмитажа. Его нужно осмотреть в первую очередь (чаще всего на нем осмотр Эрмитажа у туристов и завершается). И не удивительно. Чтобы осмотреть все, что находится в Эрмитаже, вы потратите около 10 лет!
Виды пустых залов петербургского Эрмитажа
Главный зал Эрмитажа - для меня это Рыцарский.
Знамениты часы павлин. Подробно о нем
ЗДЕСЬ.
Очень интересен Египетский зал.
Мумия жреца Па-де-иста которой около 10 000 лет и которая иногда шевелится.
Самая знаменитая мумия России
Среди главных шедевров - "Камея Гонзага". Парный портрет, по наиболее популярной версии изображающий царскую чету эллинистического Египта - супругов, являвшихся одновременно братом и сестрой - Птолемея II Филадельфа (на переднем плане) и Арсинои II (на заднем плане). Выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской. Два профильных бюста вырезаны из трехслойного агата, который древние называли арабским сардониксом. Виртуозное мастерство талантливого резчика, сумевшего победить инертность трудного и капризного материала, выявить его пластическое и живописное богатство, делают камею Гонзага одним из совершеннейших произведений искусства, когда-либо выходивших из рук человека. Ей придавали мистические свойства. Камея выставлена в Галерее камей на первом этаже здания "Нового Эрмитажа".
"Камея Гонзага" и её история
Один из шедевров Эрмитажа... возможно это "Гробница Гомера"
Не пропустите двух Мадонн Леонардо да Винчи которых перенесли с досок на холст. Один из главных шедевров живописи в Зале Леонардо да Винчи - Мадонна Литта.
Мадонна с цветком. Леонардо да Винчи планировал написать её с младенцем, цветком и котиком, который вырывается на волю. Эскиз под ссылкой ниже. Картикну приобрели в России как картину неизвесстного автора и лишь позже грянула сенсация.
Мадонна Бенуа - один из шедевров Эрмитажа с загадкой
Многострадальная Даная... на которую покушались и которую восстанавливали советские рестравраторыю
В этом образе Рембрандт написал свою молодую жену - Саскию. Эта девушка стала для художника музой на долгие годы. Рембрантд создал "Данаю" в 1636 г., через 2 года после свадьбы с Саскией. Но семейное счастье было очень кратковременным. Заглядывает к Данае сам Рембрандт.
Данай в Эрмитаже много. Даная Тициана тоже не измождена диетой. Вообще тема Данай неисчерпаема. Ели художник хотел показать свою любовницу или жену голой, он смело брался за Данаю.
Ну а cамая ценная картина в Эрмитаже по мнению многих экспертов - "Возвращение блудного сына" Рембранта. Не возвращение сына Рембранта, а картина художника Рембранта. Видно что парень настрадался, словно заблудился в лесу и как минимум неделю плутал (может так и было). А другие смотрят и в глазах читается досада... нашелся гад...
Есть еще Юдифь Джорджоне. Картина поступила из парижского собрания Луи Антуана Кроза, барона Тьера, в 1772 году. Некоторые искусствоведы считают, что в старину картина была обрезана, наверное не помещалась у кого между комодом и кроватью. Обрезки до сих пор гуляют где-то по блошиным рынкам. Так что будьте внимательны покупая шедервры Рембрандта или Леонардо на блошином рынке. Могут впарить и обрезки Юдифь.
Не пропустите знаменитые Лоджии Рафаэля, которые украшены копиями фресок великого итальянского художника Рафаэля Санти из
Ватикана.
В Эрмитаже находится самая большая ваза в мире - Колыванская. Её изготовили из цельного куска зелено-волнистой яшмы. Ваза получилась высотой - 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м и вес - 19 тонн. Установили её в зале Нового Эрмитажа до того, как там возвели стены.
Самая большая ваза в мире - Колыванская ваза Эрмитажа
Не счесть все шедевры мирового искусства, которые не успели обменять большевики на трактора...
Знаменитые часы которые были привезены по заказу Потемкина. Павлин поет и танцует в среду в 19.00.
Эрмитаж стал единственным российским музеем, который попал в рейтинг лучших туристических достопримечательностей мира. Эрмитаж - второй по величине музей в мире и это говорит о многом...
Здесь есть комы... старшие мяучные сотрудники и охранники по совсемстительству. Традиция держать во дворце котов берет начало еще с
Петра I, который привез из
Голландии кота, прозванного Василием, и поселил хвостатого любимца в Зимнем дворце, который тогда еще был деревянным.
Петр даже издал особый указ "иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения". Котиков в те времена стали делить на два класса - надворных и комнатных. Им было присвоено официальное звание "охранников картинных галерей".
Коты петербургского Эрмитажа
Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа в Старой деревне
В память об основательнице музея ежегодно 7 декабря, в день Святой Екатерины, отмечается день рождения Эрмитажа.
Другие посты об Эрмитаже:
Про Эрмитаж и Апполона в труселях
Прогулка по пустому Эрмитажу Анекдот про девочку, хер и Эрмитаж...
ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА ПО ВСЕМ ЗАЛАМ ЭРМИТАЖА 10 малоизвестных оригинальных музеев Петербурга Инфа и некоторые фото, картинки и акварели (С) интернет