Самая большая в мире ваза находится в Новом
Эрмитаже.
Колыванскую вазу изготовили из цельного куска зелено-волнистой яшмы. Ваза получилась высотой почти три метра и весом 19 тонн. Установили её в зале Нового Эрмитажа до того, как там возвели стены.
Новый Эрмитаж.
Несколько сот миллионов лет назад значительная часть нынешней суши была покрыта морем. Вулканические острова возвышались над морской гладью, а вокруг вулканов формировались пласты осадочных и вулканогенных пород, часто переполненных фрагментами кремнистых скелетов обитавших в древних морях организмов - губок и радиолярий. Со временем, в результате сложнейших геологических, тектонических и химических процессов, из этих вулканических и осадочных пород возникли богатейшие залежи яшм.
Яшма - скрытокристаллическая горная порода, сложенная в основном из кварца, халцедона и пигментированных примесей других минералов. Этот поделочный полудрагоценный камень имеет яркий и насыщенный цвет с неповторимыми вкраплениями в виде полос или пятен. Оттенки варьируются от тёмно-зелёного до бледно-оливкового, а также красного.
Самой качественной в мире считалась уральская яшма. По словам Александра Ферсмана, «среди всех алтайских яшм наибольшей славой пользуется ревнёвский камень по красоте рисунка, грандиозности своих монолитов и по высоким техническим свойствам». В 1815 году унтер-шихтмейстер Иван Колычев обнаружил в стенке так называемого яшмового шпиля Ревнёвской каменоломни глыбу зелёно-волнистой яшмы длиной около 11 метров. Рабочим удалось отколоть восьмиметровый монолит с трещиной, разделившей камень на две части. Пригодными в работу были только 5,6 метров.
Когда
Александру I сообщили о такой находке, он повелел вырезать из камня эллипсовидную вазу.
Место создания вазы - Императорская Колыванская шлифовальная фабрика. Сначала ее обрабатывали около 100 человек, затем почти 600 - тащили из каменоломни в Колывань. Здесь камень обтесали, нанесли орнамент и отполировали.
После изготовления возник вопрос о транспортировке изделия. В начале 1843 года чашу повезли в Петербург. Сначала ее доставляли на особых санях поездом из 180 лошадей, потом разобрали, погрузили на баржи и отправили по рекам. Спустя полгода чашу выгрузили на набережной Невы рядом с Эрмитажем. Однако ваза была настолько огромной, что в Эрмитаже не нашлось подходящего места. Поэтому приняли решение построить особый зал с укреплённым фундаментом в проезде между зданиями. С тех пор ваза не покидала своего помещения.
Более полутора столетий Колыванскую вазу называют лучшим произведением алтайских умельцев, выдающимся достижением камнерезного искусства XIX века. Память о мастерах, трудившихся над изготовлением этого уникального произведения, продолжает жить в Колыванском музее истории камнерезного дела на Алтае.
Сейчас вместе с Колыванской вазой в зале хранятся древнеримские скульптурные портреты.
Эрмитаж. Обзорный пост музея и главные артефакты