Художник Леонардо да Винчи написал картину "Мадонна Бенуа", или "Мадонна с младенцем", когда ему было всего 26 лет - в 1478 году.
В Россию произведение искусства попало совершенно случайно: крупный рыбопромышленник Сапожников выкупил ее у бродячих итальянских музыкантов в Архангельске. Тогда было еще не известно, что холст принадлежит кисти великого мастера - это выяснилось много лет спустя: уже в XX столетии исследователи нашли в Британском музее черновики Леонардо, на которых была изображена точно такая же Мадонна.
Леонардо да Винчи. Мадонна с кошкой. Между 1478 и 1481. Бумага, перо, бистр. Британский музей, Лондон.
Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем. Между 1478 и 1480. Бумага, перо, чернила. Британский музей, Лондон.
До настоящего времени нет точных сведений о ранней судьбе картины. Считается, что именно о ней говорил М.Ф. Бокки в своей книге «Достопримечательности города Флоренции», выпущенной в 1591 году:
«Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена Мадонна в высшей степени искусно и старательно. Фигура Христа, представленного младенцем, прекрасна и удивительна, его поднятое лицо единственное в своём роде и поразительно по сложности замысла и тому, как этот замысел удачно разрешён»
Рыбопромышленник передал картину своей дочери, Марии Сапожниковой-Бенуа - по ее фамилии картина и получила свое название. Историки установили, что при написании этого шедевра да Винчи впервые в эпоху Возрождения использовал масляные краски. После этого его примеру стали следовать и другие художники.
Картина написана маслом на дереве между 1475 и 1478 годами (Milano: Rizzoli, 1967).
В 1912 году Бенуа решили продать "Мадонну с цветком" и вывезли её для проведения экспертизы в Европу, где лондонский антиквар Джозеф Дювин оценил её в 500 тыс. франков. Атрибуцию произведения Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени - американский историк искусства итальянского Возрождения Бернард Беренсон:
«В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать „Мадонну Бенуа“. На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей! Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи…»
В 1914 году была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Так шедевр остался в России.
"Мадонну Бенуа" можно увидеть в
Эрмитаже в Зале Леонардо да Винчи.
Раньше здесь был еще двор с аистами в стиле Эрмитажа )) но фото Радикала пропали. Увы. Пришлось удалить.
Эрмитаж. Обзорный пост музея и главные артефакты