Стрелка Васильевского острова, это один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города.
К сожалению (на мой взгляд) ее испохабили мостами - Дворцовым и Биржевым, но что делать, городу нужны магистрали...
Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена.
План усадьбы А. Д. Меншикова на Стрелке Васильевского острова. 1714 год. Фиксационный чертёж.
В 1716 году был утверждён проект архитектора Доменико Трезини, согласно которому здесь должна была появиться замкнутая трапециевидная площадь, окружённая по периметру жилыми домами. Однако вскоре Пётр I решил сделать стрелку культурным и деловым центром города.
В 1730-е сюда был переведён порт и в этих зданиях разместились биржа, таможня, склады товаров. Между академическим и торговыми комплексами располагалась обширная неблагоустроенная территория.
Дата создания: кон. XVIII в. Фрагмент рисунка "Игрища на замёрзшей Неве".
В 1750-е посередине площади по проекту И. Я. Шумахера был поставлен специальный павильон для Готторпского глобуса. Согласно плану 1767 года, утверждённому Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, пустующую территорию следовало оформить в подковообразную площадь. За шесть лет с 1783 по 1789 годы по проекту Джакомо Кваренги на берегу Большой Невы было построено главное здание Академии наук, а также вогнутую часть северного пакгауза (1795-1797).
Ческий И., Вид Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге с Невы. 1816 год. Копия с картины М. Шотошникова.
В 1805-1810 годах архитектор Тома-де-Томон построил на пустой площади между этими районами здание новой Биржи, отвечающее потребностям растущей экономики России. Величественное здание выполнено в стиле античных храмов. Перед зданием архитектор установил две Ростральные колонны с аллегорическими фигурами у подножия, олицетворяющими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Ансамбль завершают расходящиеся крыльями от Биржи здания южного и северного пакгаузов и таможни, построенные в 1826-1832 годах архитектором И. Ф. Лукини.
Стрелка была продлена за счет насыпки грунта на 150 м, образовавшуюся площадь назвали Биржевой.
Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей. Их открытие состоялось в 1815 г.
Скульптуры у Ростральных колонн выполнены скульпторами Ж. Камберленом и Ж. Тибом. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Ж. Тибо.
Изначально они были маяками, а в XIX веке колонны выполняли функцию фонарей порта северной столицы. Запутаться было уже сложно )))
Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, в котором к колоннам подвели электричество.
В 1957 году к маякам из соображений экономии подвели газ и теперь в наши дни зажигают только по особым торжественным случаям.
У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые согласно распространенной гипотезе аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны - Волга и Днепр, у южной - Нева и Волхов.
Однако эта гипотеза не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».
Здание Биржи.
В 1926 году главный архитектор города Лев Александрович Ильин предложил разбить на Биржевой площади сквер. Решение было удачным, сквер гармонично вписался в архитектурный ансамбль.
Через несколько лет, когда страна готовилась торжественно отметить 100-летие со дня гибели Пушкина, было решено одну из площадей Ленинграда назвать в честь поэта. Выбор пал на Биржевую.
В центре площади предполагалось установить памятник Пушкину. Годовщина гибели поэта отмечалась с размахом, ленинградцы грустно шутили: "Какая жизнь, такие и праздники!"
Но жизнь, к счастью, изменилась. Для памятника Пушкину нашлось более удачное место, а 1989 году Биржевой площади возвращено прежнее название.
А рядом
Кунсткамера - первый музей С-Петербурга
Стрелка один из центров Петербурга. И не только городской центр, но и футбольной жизни )) именно отсюда берут старт марши зенитовских фанатов )))
Репортаж под ссылкой, а ЗЕНИТ - ЧЕМПИОН!
Некоторые фото и инфа (С) интернет