Знаменитый форт "Красная Горка" надежно охранял морские ворота в
Санкт-Петербург и
Кронштадт .
Форт также известен под именем "Алексеевский", в честь наследника престола царевича Алексея. Его начали строить в 1909 году, одновременно с фортом Ино, для обороны входа в Финский залив и защиты дальних подступов к
Кронштадту. Орудия здесь стояли мощные и дальнобойные.
Форт находится у деревни Красная Горка. Название не имеет отношения к красным морякам, оно связано с высокими берегами красноватого песка...
В этом месте самое узкое место Финского залива, а фарватер проходит достаточно близко от берега. Орудийные позиции форта были соединены друг с другом крытыми ходами - патернами и окружены подземными погребами, галереями, командными пунктами и укрытиями для орудийной обслуги. Во время 1 мировой войны это был один из самых современных фортов в мире.
Датой постройки форта считается 1909 год. Строили капитально и на века - по последним достижениям военной науки. Готовились к войне всерьез.
Фото кликабельны... Между прочим командует орудием лично император Николай II. Редкое фото.
Первоначальный состав вооружения форта: 6-дм., 10-дм. и 11-дм. пушки, а с 1910 года - 12-дм. орудия в башнях и на открытых установках. В 8 км к западу от форта на берегу Финского залива стоял большой бетонный КП и батареи 6-дюймовых (дм) орудий "Кане" и 120-мм орудий, получивших общее название форт "Серая лошадь". Они прикрывали подходы к форту "Красная горка".
Этот же объект на фото с воздуха.
Форт не участвовал в боевых действиях 1 Мировой войны, немцы к Петербургу не сунулись - знали чем это грозит. Зато большевики воспользовались тем, что почти три года в фортах и на судах ВМФ для охраны столицы без дела мариновалось немерено матросов. Все они рвались в бой и были патриотами, но вынуждены были сидеть и ждать. Императору предлагали проводить ротацию или направить корабли и морскую пехоту на фронт - ударить немеца в бок с моря. Но он решил, что безопасность Петербурга важнее всего. В результате большевики умело агитировали в кубриках... а от безделья, любой начнет мозгами бродить...
Вот матросики опьянённые агитацией, водкой и коксом и выпотрошили Петербург, вместо германских городов. Стреляли и вешали русских офицеров.
1 июня 1919 года произошел уже антибольшевистский мятеж в "Красной горке". К мятежу присоединился форт "Серая лошадь" и форт "Обручев". 12-дм. орудия форта вели огонь по Кронштадту (главным образом по рейду). Линкоры "Петропавловск" и "Андрей первозванный" и крейсер "Олег" в свою очередь начали обстрел форта. "Красная Горка" отвечала, причём корабли получили повреждения, а вот форту хоть бы хны. 16 июня восстание было подавлено большевиками. Белые на этот момент находились всего в десятке километров от форта.
В 1921 г. форт состоялась артиллерийская дуэль, теперь уже с мятежным Кронштадтом, который решил что большевики предали идеи революции. После восстания красные жестко зачистили город. К расстрелу были приговорены 2103 человека и к различным срокам наказания 6459 человек. С весны 1922 началось массовое выселение жителей Кронштадта с острова. Зато имя главного палача - Дыбенко до сих пор есть на картах города.
Несмываемый позор коммунистов - Кронштадтское восстание
Помните про могилы английских моряков у маяка
Стирсудден? В 1919 г. англичане, для поддержки Юденича прислали монитор «Эребус». Судно было водоизмещением 8128 тонн, со скоростью хода в 13-14 узлов, с артиллерией: два орудия 15-дюймовых, восемь орудий 4-дюймовых и два орудия 76-миллиметровых (зенитные). Корабли этого типа, «Эребус» и «Террор» (толковое название), были наиболее мощными британскими мониторами.
27 октября «Эребус», подойдя к Устинской пристани (Копорский залив) начал интенсивный обстрел наших фортов из всех орудий. Огонь корректировался с аэроплана.
30 октября Реввоенсовет Балтийского флота послал от имени моряков-балтийцев радиограмму-воззвание, адресованную «матросам английского флота».
«К вам, английские матросы, обращаемся мы, красные балтийские моряки, два года уже сражающиеся за право трудового народа, с вопросом: кто и зачем вас послал сюда, в воды Красной Балтики?
И прежде чем подойти к пушкам, повернутым дулами к нашим берегам, прежде чем принять бой со своими же братьями-матросами и всеми трудящимися русской Советской Республики, потребуйте ответа на наш вопрос у ваших адмиралов и офицеров. Пусть они посмеют сказать вам всю позорную правду вашего похода. Ибо только во имя интересов капиталистов и империалистов, во имя власти золотого мешка банкиров, биржевиков, купцов и прочих угнетателей рабочего класса, пригнало вас правительство Ллойд-Джорджа и короля Георга в наши воды.
Но мы твердо уверены в том, что близок час, когда вы перестанете быть слугами мирового капитала и так же, как ваши братья, на многих английских и французских кораблях поднимете красное знамя восстания.
Мы уверены в этом потому, что знаем две Англии: Англию кучки лордов, купцов и фабрикантов, залитую потом трудящихся масс, и Англию миллионов пролетариев, дорога которых с нами и только с нами. Вот почему мы зовем вас к нам на соединение с красными судами Балтийского флота.
Требуйте же ответа от ваших командиров, поднимайте на мачтах ваших судов красные флаги, оборачивайте судовую артиллерию против капиталистов всего мира. Знайте, что наш небольшой Красный Балтийский флот умеет биться до конца. И если все же вас заставят пойти против нас, мы скорее погибнем все до одного, нежели подчинимся проклятому произволу и насилию...
Не теряйте же времени, товарищи матросы английского флота. Отказывайтесь от боев с нами, присоединяйтесь к нам.
Смерть капиталистам всех стран! Да здравствует власть трудящихся во всем мире!»
Похоже английские моряки не вдохновились, потому что продолжили обстрел вместе с двумя подошедшими им на помощь эсминцами из Эстонии. Форт Краснофлотский был предметом особого внимания противника и особенно часто подвергался воздушным налетам английских самолетов. Со 2 октября по 30 октября включительно было совершено 11 налетов и сброшено 176 бомб различного калибра, но существенного урона они не принесли. Английские эсминцы и крейсера обстреливали из-за мыса Долгий Нос район деревни Тентелево.
Не смотря на неполные орудийные расчеты, форты не дрогнули и открывали ответный огонь. Зенитчики сбили английский самолет, который упал в воду со всем экипажем. "Красная Горка" стала единственным кронштадтским фортом, вступавшем в противоборство с иностранным флотом. Англичане получив достойный ответ, сразу же ушли, но все равно подорвались на мине. Части Юденича пытались взять форты, пошли в атаку, но красные сумели их отстоять. На Красногорском участке фронта действовал двухтысячный отряд моряков (3-й экспедиционный), который принимал активное участие в боях с частями Юденича. Возьми Юденич Петроград, возможно история пошла по другому руслу, но они не смогли. Им помешали именно матросы, которых так берег святой Николай II для защиты Петрограда. Знал бы он от кого они будут его защищать.
Ниже интересное фото. Как артиллерист отмечу - никогда ранее такого не видел. Это кран, который видимо использовался еще и как подвижный артиллерийский Командно-наблюдательный пункт (КНП) на железнодорожной платформе, замаскированный под холм.
Как вы думаете, что это? Ответ рядом, выделите мышкой текст справа от тире - Это морской дальномер.
В 1918 г. когда немцы приблизились к Петрограду, военный совет Балтфлота распорядился заминировать все батареи и сооружения форта. 20 августа 1918 г. внезапно взорвались пороховые погреба двух батарей. Причину взрыва не выяснили до сих пор.
В годы Великой Отечественной войны форт "Красная Горка" сыграл ключевую роль в обороне легендарного Ораниенбаумского плацдарма.
Дальность стрельбы орудий форта значительно влияла на рубежи немецкой обороны. По железнодорожным путям форта каруселили два бронепоезда - "Балтиец" и "За Родину" и курсировали железнодорожные транспортёры с 180- и 356-мм орудиями. Форт вел успешную контрбатарейную борьбу с немецкими дальнобойными батареями, обстреливавшими Ленинград.
Сейчас вокруг много заброшенных военных объектов. Некоторые совсем старые, а некоторые на вид еще крепкие - застекли окна и живи.
Железнодорожные ворота. Раньше здесь проходили пути и в этом месте видимо разгружали вагоны с боеприпасами. А теперь в здесь проходит дорога. Железнодорожная ветка соединяла форт с посёлком Лебяжее.
(C) сайт
http://nataturka.ru/muzey-usadba/fort-krasnaya-gorka.html- 1. Батарея 6х 152 мм
- 2. Батарея 8х 254 мм (часть батареи утрачена)
- 3. Батарея 4х 130 мм (бывшая 8х 279 мм)
- 4. Батарея 4х 305 мм
- 5. Батарея 4х 305 мм (башенная)
- 6. Групповой командный пункт
- 7. Павильон дальномера
- 8. Минно-прожекторная станция
- 9. Банно-прачечный комплекс
- 10. Сухопутная оборона форта
- 11. Музей
- 12. Площадка техники:
- - Артиллерийский транспортер ТМ-3-12
- - Артиллерийский транспортер ТМ-1-180
- - Корабельная артиллерийская установка Б-13
- - Противокорабельный комплекс С-2 «Сопка»
- 13. Служебное здание (снесено)
- 14. Клуб (снесен)
- 15. Камбуз (снесен)
- 16. Кают-компания (снесена)
- 17. Мемориал
- 125. Позиция 180 мм железнодорожный артустановок
- 211. Батарея 4х 130 мм
- 313. Батарея 4х 120 мм
Вот и музей... у орудий находиться интереснее всего.
180 мм железнодорожная установка ТМ-1-180.
Башня вращается... эти подпорки нужны, чтобы орудие и платформа не перевернулись при стрельбе.
Звездочки на стволе - количество уничтоженных немецких объектов.
Это же орудие на старом фото.
Ниже есть информация про это орудие.
Деревья уже встали перед орудиями, раньше их не было и фарватер был как на ладони.
Форт использовался как военный объект до начала 1960-х, после чего превратился в законсервированный объект, в 1975 г. в форту создали мемориал, а затем он стал музеем.
Здесь все еще периодически находят и мины и неразорвавшиеся снаряды.
Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система с орудиями затонувшего линкора «Императрица Мария». Были выпущены 3 экземпляра, объединённые в 9-й отдельный артиллерийский железнодорожный дивизион. В составе дивизиона орудия принимали участие в Советско-финской войне, после которой были перебазированы на военно-морскую базу Ханко.
С началом Великой Отечественной войны орудия участвовали в обороне базы Ханко, где были подорваны советскими войсками и достались в качестве трофеев финской армии. Финны их восстановили с использованием однотипных орудий от линкора «Император Александр III». После войны орудия были возвращены в Советский Союз, где из них сформировали отдельную железнодорожную батарею № 294, которая находилась на боевом дежурстве в Балтийске и стояли на вооружении до 1961 года. Затем были законсервированы и находились на хранении в форте Красная Горка. Теперь одно орудие выставлено в качестве музейного экспоната под открытым небом. Еще одно стоит под крышей в железнодорожном музее в Питере у метро Балтийская. Если не были там, обязательно сходите.
Серьезное орудие...
Кому интересно почитайте подробнее ))
В отличие от форта Ино, в Красной Горке почти все подземные сооружения сохранились. К сожалению, во время святых 90-х железо, бронеколпаки, металлические перекрытия были вырезаны и увезены в неизвестном направлении.
Потихоньку здесь все приводят в порядок - это радует. Если верить военным, реставрируется батарея 6 дюймов Канэ. Открыт командный пункт, восстановлены траверсы 4-го дворика.
Краеведческий музей открыт с 11 до 19 по выходным.
Пора двигаться дальше... Официальный партнер: автомобили
GEELY, компания
KROWN,
Сясьстройский ЦБК, бренды "Kleo"/
Мягкий знак,
Авторадио (в Санкт-Петербурге - 88,4 FM). Благодарю организаторов проекта - газету
«Комсомольская правда» и
spbblog.
Основа инфы:
http://www.nortfort.ru/kgorka/ https://cyberpedia.su/11xd57.html https://peterburg2.ru/ Десять крепостей в Петербурге и окрестностях + форты