Залы первого этажа музея артиллерии Санкт-Петербурга

Sep 06, 2022 18:30




Продолжаю осмотр экспозиции "Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи" (ВИМАИВиВС).
Внутренняя экспозиция Артиллерийского музея занимает 13 залов. И здесь можно увидеть не только артиллерийское оружие различных времен. В музее представлена прекрасная коллекция военной одежды и знаков воинского отличия. В ней есть личные вещи Лжедмитрия IПетра I, Екатерины II, Павла I , Александра I , Николая I, Александра III, Николая II. Богата коллекция мирового холодного оружия. В нее попали декоративные, боевые и экспериментальные образцы. Европейские доспехи и даже полный доспех самураев. Но главное это артиллерийские орудия. От первых русских до трофейных западных.






Можно еще и поиграть. То что нужно для детей.




Главный вход.




Сразу же внутри всех встречают два орудия. Справа 122-мм пушка образца 1931/37 года № 551. Из этого орудия 20 апреля 1945 года первыми открыли огонь по Берлину.




Слева 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года №3953. Расчёт этого орудия под командованием младшего сержанта П.Н.Кравчука прошёл боевой путь от Волхова до Берлина. Весь расчёт награждён орденами и медалями, а само орудие имеет 104 повреждения от осколков вражеских бомб и снарядов.

А еще на входе поражает уникальная лестница, но к ней я подробно вернусь в следующих постах.


    


Затем гардероб. Своды то высокие, то низкие, но ощущение простора и свободы внутри. Залы размерами больше дворцовых.




В постоянных походах прошла жизнь одного из первых киевских князей - Святослава Игоревича (945-972), скульптура которого работы Е. Лансере представлена в зале. Рядом можно видеть портрет сына Святослава, киевского князя Владимира Святославича (980-1015), который известен не только как храбрый воин, но и как один из виднейших деятелей Русской Православной церкви, с именем которого связано введение на Руси в качестве государственной религии христианства. Портрет выполнен неизвестным художником в начале XX в.




В экспозиции идет легкое смешение эпох. Не всю тяжелую технику можно затиащить в нужное место.




В конце XII - начале XIII вв. в качестве основного боевого средства при обороне и осаде городов на Руси начали использовать различные метательные и стенобитные машины. В экспозиции представлены модели таких машин - тарана XV в., "веретенища" - механической пращи начала XIII в. и станкового самострела с ползуном XIII-XIV вв. Метательные машины применялись в русском войске вплоть до середины XVI в.







Владимирские "Золотые ворота" и не только...




Здесь можно пролвести весь день, но что бы спокойным шагом все осмотреть нужно около 3 часов.




Бердыши. Дырочки для облегчения конструкции.


     


68-гривенковая 216 мм осадная пищаль "Инрог". Масса 7434,6 кг.  Во время Смоленской войны (1632-1634) она была захвачена польскими войсками и вывезена в Эльбинг, где находилась до взятия города шведами в 1703 г. во время "Северной войны" (1700-1721) В 1703 г. орудие вывезли в Стокгольм, а оттуда ствол, распиленный на три части, был в 1723 г. доставлен в Россию шведским купцом Иоганом (Яганом) Примом. По приказу Петра Великого в 1724 г. мастер С.-Петербургского арсенала Семен Леонтьев искусно спаял ствол, а Иогану Приму по указу государя было выплачено по 7 рублей серебром за каждый пуд веса орудия.




В Артиллерийский музей пищаль поступила в 1876 г. из Царскосельского арсенала. Почетная роль выпала на ее долю в 1889 г.: во время празднования 500-летия русской артиллерии, проходившего в Артиллерийском музее, эта пищаль "играла роль" первой русской пушки.




Осада Казани войсками Ивана Грозного. Артиллерия там играла важнейшую решающую роль. Под Казанью было сосредоточено свыше 150 артиллерийских орудий.




Как ни странно женщин в музее больше чем мужчин )) и куда только не пойдет женщина в поиске брутального...




Рыцарский зал находится после большого первого зала.





      





Коронавирус им был не страшен... когда отлетает голова, ему негде закрепиться.




Почти хоккейная маска.










Романтичный был век.




Можно даже подержать в руках меч или надеть шлем. Из уникального - личный доспех Лжедмитрия I, самозванца Григория Отрепьева, выдававшего себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия.







Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи обладает одним из крупнейших в России собраний оружия стран Западной Европы XV-XVII веков, что послужило толчком к созданию нового раздела в экспозиции музея, посвященного истории военного дела в эпоху Средневековья и Возрождения.




Веселые экспонаты...





    


Один из главных и самый первый экспонат музея - "Мортира Самозванца" ( Лжедмитрия I,1605 г.). Есть даже картина как Андрей Чохов её отлвает. Но отлил её Проня Федоров под руководством Андрея Чохова в 1605 г.




Мортира является одним из первых образцов артиллерийских орудий, сохраненных по указу Петра I "для памяти на вечную славу", о чем свидетельствует надпись на стволе: "Великий Государь по имянному своему указу сего мортира переливать не указал. 7212 (1703) году".




Но есть и более старые мортиры, например мортира "Егуп". Её Чохов отлил в 1587 году и это самая большая мортира в русской истории. Калибр 534 мм. "Слита бысть сия пушка при державе государя царя Федора Ивановича всея великий России лета 7095. Делал Ондрей Чохов". Ниже чеканная надпись: "Можжпра весом 77 пуд. 18 фунтов. В ней ядро весом 6 пуд. 25 фунтов".




Мортиру называли "Огненной пищалью". Снаряды для мортиры изготовляли, заворачивая железные ядра в несколько слоев плотной бумаги и ткани, возможно, пропитанных горючим составом (смолой и серой), оплетая затем прочными льняными ужищами. Так что при выстреле ядро трассировало, а попадая в цель, вызывало пожары. Впервые подобный способ артиллерийской стрельбы использовали московские войска, которые отражали в 1606 г. наступление на Москву Ивана Болотникова.

Увы, единственное орудие учителя Чохова сильно пострадало во время пожара... В музее хранится семь пушек, отлитых Чоховым во второй половине XVI века в начале XVII века.




Немецкая пушка. Сначала его захватил Наполеон. Увидев её он воскликнул: "Она моя!"  Одно время пушка стояла в еще одном прекрасном военном Музее армии в доме инвалидов в Париже.




Но теперь она в Питере. пушка трофейная (вывезли в Россию как ценный артиллерийский экспонат после Второй мировой войны).




Эти памятники доложны стоять не в музее, а в городе на площадях или в скверах! Почему мы прячем их в коридорах музея напротив кафе?


   


А рядом с Багратионом стоит М.И. Кутузов. Он-то чем не угодил?




44-ствольная 3-фунтовая мортирная батарея системы А.К. Нартова. Музей артиллерии хранит самое крупное в России собрание железных пищалей, защищавших старинные русские крепости. Здесь можно увидеть первое в мире орудие с клиновым затвором.

105-ствольная скорострельная батарейка. Изготовлена в России в конце XVII в.




Полевая секретная гаубица обр 1753 г. системы П.И. Шувалова. Ствол бронзовый. Калибр 95х207 мм. Масса 491 кг, Дальность стрельбы - 532 м.




Эта пушка изготовлена в Москве. После успешных испытаний Сенат так и не принял на вооружение орудие, приказав "хранить в арсенгале за печатью, дабы имеющиеся в ней инвенция (изобретение) никому открыта быть не могла".




Гаубица имела элептическую форму канала ствола и предназначалась для стрельбы картечью.







"Северная война" (1700-1721)




Форма Семеновского и Преображенского полков.




В начале Северной войны на вооружение русской артиллерии принимается ряд новых орудий. В 1706 г. талантливый русский артиллерист Василий Данилович Корчмин разработал 3-фунтовую (фунт.) - по размеру ядра - полковую пушку с двумя 6-фунт. мортирками на оси лафета. В 1707 г. Я. В. Брюс и В. Д. Корчмин создали новую «длинную» полупудовую гаубицу для вооружения конной артиллерии.




Под Полтавой огонь русских орудий свел на нет наступательный порыв шведов. За Полтавскую баталию командующий русской артиллерией Яков Вилимович Брюс (1670-1735), ставший с 1711 г. генерал-фельдцейхмейстером (главный начальник артиллерии), был награжден высшим и в то время единственным орденом России - Св. Апостола Андрея Первозванного.







Макет Полтавского сражения.




Как разбили шведов под Полтавой!




Полковой штандарт.




А.В. Суворов




Форма русских солдат.




Парадная литавренная колесница для перевозки артиллерийского знамени, 1760 год.




Знамя  1-го Артиллерийского полка, пожалованного в 1745 г. императрицей Елизаветой Петровной, стало последним в истории русской императорской артиллерии - с 1763 по 1917 г. артиллерия знамен не имела. Со времен императора Николая I знамя 1-го Артиллерийского полка получило статус знамени всей русской артиллерии и в качестве такового использовалось на похоронах генерал-фельдцейхмейстеров и во время празднования 500-летия этого рода войск.




Колесница была изготовлена в 1760 г. в двухмесячный срок по распоряжению П. И. Шувалова русскими мастерами под руководством "живописного мастера" петербургской артиллерийской лаборатории Ф. Л. Задубского и под "смотрением" майора П. И. Мелиссино.

Её создали в ознаменование бюоевых заслуг русской артиллерии в "Семилетней войне" (1756-1763) в том числе и при взятии Берлина. В ночь на 28 сентября 1760 года все прусские войска внезапно оставили город, который тотчас капитулировал на милость победителя, поднеся ключи от городских ворот. Как это было я писал под этой ссылкой




В настоящее время парадная колесница является ценнейшим памятником отечественной истории и культуры, замечательным образцом декоративно-прикладного искусства середины XVIII века.




Кузов исполнен в форме большой раковины и украшен глубокой резьбой с орнаментом из пальмовых и акантовых листьев, завитков рокайль, воинской арматуры, состоящей из знамен, артиллерийских стволов, ядер и гранат. Впереди колесницы, над воинской арматурой, возвышается фигура двуглавого орла с распростертыми крыльями. Сзади - скульптура летящей богини Минервы с копьем в одной руке и щитом - в другой. Минерва представлена в данном случае не только как богиня-воительница, но и как богиня мудрости и справедливости. Она олицетворяет расцвет науки, искусства и ремесла в Российском государстве в елизаветинское время.




Колесница вывозилась шестеркой одномастных лошадей. Ритуал вывоза знамени на литавренной коляске существовал во многих европейских армиях, однако аналога, подобного колеснице из коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, в других музейных собраниях нет.

Колесница (косвенным образом) сыграла огромную роль в истории России, а возможно и всей Европы.

Мелкое преступление 1799 года, изменившее Россию, Европу и мир...

Из-за кражи труб и срезанных шитых золотом завесов к литаврам и галунов с кистями император Павел I выгнал со службы Аркачеева. Позже Аракчеев много раз говорил, что если бы не отставка, он не допустил бы убийства императора!




За время своего существования колесница выезжала всего несколько раз, но была серьезно повреждена во время маневров в Красном Селе. Ныне отреставрировала и занимает почетное место в музее.




Император Павел I хорошо подготовил Россию к мировой войне. он заставил армию готовиться к войне, а не заниматься увесилением знати и танцами на балах.




Он сыграл и огромную роль в реформировании артиллерии. Произошла унификация лафетов, орудийных повозок и т.п.В Устав введены определенные команды "Пли!", "Заряжай!" и прочие. Ранее команды подавались матом, кто во что горазд. Разобрались с калибрами. С вооружения сняли тяжелые (которые тормозили продвижение артиллерии" и совсем мелкие как мало эффективные. Орудийная прислуга получила номера и разделение обязанностей, были введены временные нормативы. Например на развертывание единорога из походного положения в боевое давалось 10 секунд.




В музее есть и форма и огнестрельное оружие. Но главное подвиги солдат и офицеров о которых можнго прочитать, посмотреть личные вещи и военные артефакты.




Впереди была война с Наполеоном... сначала к Москве, а затем... еще немного и Прованс...




7-лин. (17,5 мм) паровая пушка конструкции инженер-полковника Карелина, изготовленная в 1826-1829 гг. Заливалась вода, на огне нагревалась в котле при пушки и из-за давления пара орудие стреляло.




Стрельба велась обыкновенными ружейными пулями, вылетавшими из канала ствола под давлением водяного пара. Орудие имело небывалую по тем временам скорострельность - до 50 выстрелов в минуту, но прошедшие в 1829 г. испытания показали сложность и громоздкость системы. Сразу же после испытаний орудие было сдано в С.-Петербургский арсенал и вскоре поступило в Артиллерийский музей. А идея прекрасна, ведь порох не нужен и скорострельность хороша.




Большое внимание уделено Отечественной войне1812 года. М.И. Кутузов И без повязки. Повязку он и не носил и имел два ранения в голову, а не одно. Под ссылкой выше его биография.




На третьем этаже музея есть несколько помещений посвященных отдельно графу Кутузову.




В 1991 г. ВИМАИВиВС принял экспонаты мемориального Дома-музея М.И. Кутузова из польского города Болеславца (Бунцлау). Они получили вторую жизнь в Кутузовском зале.




Центральным звеном экспозиции является реконструированная комната, где провел свои последние дни великий русский полководец. Это его письменный стол.




Великий русский полководец.




Bataille de Friedland - сражение между французской армией под командованием Наполеона и русской армией под командованием генерала Л. Л. Беннигсена, происшедшее 2 (14) июня 1807 года под Фридландом (ныне город Правдинск Калининградской области), примерно в 43 км к юго-востоку от Кёнигсберга Калининграда .




Наполеон и его подчиненные командиры армий и соединений ...




Забью заряд я в пушку туго. Русская артиллерия ведет бой.







Единорог - основное неприхотливое орудие - русская пушка-гаубица. Универсальное орудие, которым можно было стрелять и ядрами и бомбами и картечью.




В 2019 г. в музее был открыт новый экспозиционный зал, посвященный истории кадетского образования в России XVIII-XIX вв.




Сам был кадетом.. почему-то нет в музее погона Уссурийского СВУ. Я его  заканчивал.




Экспериментальные орудия, стрелявшие дисками. Увеличивало дальность полета почти в два раза.




Береговые орудия времен Крымской войны 1853 - 1856 гг. .




С 1854 г. главным театром военных действий становится Крым. 8 апреля 1854 г. англо-французская эскадра в составе 28 кораблей, надеясь выманить из Севастопольской бухты. Черноморский флот, подошла к Одессе.

10 апреля, в Страстную субботу, корабли союзников начали обстрел города, продолжавшийся 12 часов. С моря город прикрывали 6 наскоро сооруженных береговых батарей. Труднее всего пришлось левофланговой батарее № 6 под командованием прапорщика 14-й батареи резервной бригады 5-й артиллерийской дивизии Александра Петровича Щеголева (1832-1914). Его батарея, расположенная на Военном молу Одесского рейда, далеко выдавалась в море, и именно на ней сосредоточили свой огонь неприятельские корабли. На вооружении батареи имелись только четыре 24-фунт. чугунные пушки, отлитые еще в эпоху Петра Великого. Причем Щеголеву пришлось выкапывать эти орудия из земли и очищать от ржавчины, ибо раньше они были врыты в землю и служили столбами, к которым привязывали лодки. Укрепления батареи состояли из набитых землей деревянных срубов.




В распоряжении Щеголева (на фото) было 8 артиллеристов, 22 пехотинца и 5 волонтеров - добровольцев из местных жителей. Более семи часов вела батарея неравный бой с девятью кораблями противника. Против четырех щеголевских пушек было сосредоточено свыше 360 англо-французских орудий. Их задачей было высадить десант.

В ходе боя 3 из 4 орудий были подбиты, но и щеголевцам удалось серьезно повредить три неприятельских корабля. Батарея (точнее, последнее оставшееся орудие) сражалась до последнего снаряда. С охваченной огнем батареи щеголевцы уходили в колонне по два, под барабанный бой, на виду и под огнем неприятеля. 14 апреля, простояв на Одесском рейде в бездействии несколько дней, эскадра союзников ушла к Севастополю. Одесса была спасена. Позже разрушенная 6-я береговая батарея по повелению Николая I была вновь восстановлена и навсегда переименована в Щеголевскую.

В этот день два устаревших орудия русской батареи спасли Одессу




9-дюймовая 229 мм береговая пушка обр. 1867 г. Дальность стрельбы 6400 м. Масса бомбы 122 кг.  Скорострельность 1 выстрел в 3 минуты. Начальная скорость снаряда 4-8,4 м/с.




Это самое мощное береговое орудие в мире в то время. Дальность стрельбы 6400 м.







Папа впечатлен... он как артиллерист и настоящий полковник все с большим интересом осматривал.




И ракеты использовались уже в те времена.







Полковой сервиз.







Личное оружие и погоны Великого князя Михаила Александровича.


    


Первая мировая война 1914 года




76-мм полевая скорострельная пушка образца 1902 года и 3-дюймовая полевая скорострельная пушка, образца 1902 года - русское лёгкое полевое скорострельное артиллерийское орудие калибра 76,2 миллиметров. Рабочие лошадки 1 мировой отлично себя зарекомендовавшие.




Увы, Росиийская империя была единственной страной воевавшей в то время не пожелавшей переводить экономику на военные рельсы и поплатилась за это развалом. в армии был серьезный снарядный голод. На каждый наш снаряд немцы выпускали 10.




Погон императора Николая II Вместо креста, как окалось на короне советская звезда горит)))




Увы, залы первого этажа с ракетным вооружением были закрыты на реконструкцию.

Частично инфа и фото (С) интернет. Основа: Википедия и оф сайт музея https://www.artillery-museum.ru/ru/




Кусочек экспозиции третьего этажа...




Продолжение следует... идем на третий и затем на второй этаж (так уж устроен осмотр, мы же в России!).

"Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи" ● Все этажи музея

Санкт-Петербург, музеи, история, семья

Previous post Next post
Up