"Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи" в Санкт-Петербурге

Sep 05, 2022 18:30




Музей артиллерии в Санкт-Петербурге - один из крупнейших в России и в мире военных музеев.
Днем создания Артиллерийского музея считается 29 августа 1703 года. Именно тогда открыл свои двери цейхгауз, предназначенный для хранения исторических и трофейных артиллерийских орудий. Его построили по указу самого Петра I. Сбор уникальных пушек, мортир и военных знаков вели по всей стране и окрестностям. Если считать днём рождения дату объявления собрания музеем, то старше Кунсткамера, а если момент начала сбора музейной коллекции - однозначно старше ВИМАИВиВС и в этом случае он первый музей появившийся в России.




Считается, что первые экспонаты осматривал сам, тогда еще царь Петр Великий. В Цейхгауз отправлялись только самые ценные из них, которые могли стать для потомков достопамятными. Их не использовали даже тогда, когда в 1700 году русская армия потерпела поражение под Нарвой и остро нуждалась в хорошем вооружении и в металле.




Первым Заведующим Цейхгаузом быдл назначен майор артиллерии С. Л. Бухвостов - "первый российский солдат" "потешных" войск юного Петра, зачисленный в 1683 г. в Преображенский полк. Так что музей ровесник города.




На территории контакт с экспонатами исключен, а вот до касс, снаружи ограждения это сделать можно, так что дайте деткам всласть полазить и все потрогать руками. Это орудие финны и немцы назвали "Кувалда Сталина". И в Финские войны она уничтожала любые бетонные укрепления и в Великую Отечественную войну (1941-1945). Перевод в боевое положение расчет из 12 человек осуществлял за 45 минут. При перемещении на большое расстояние ствол снимался.




С 1808 открывается свободный вход для всех желающих осмотреть "достопамятности" в Кронверкском Арсенале. Арсенал и сам по себе редкий памятник военной архитектуры XIX в. Первоначально здание использовалось по прямому назначению, более того, в период   Крымской войны 1853 - 1856 гг. Кронверк наряду с Петропавловской крепостью был вооружён: установлены пушки, на нижнем этаже Арсенала подготовлены помещения для войск... Даже в самом плане здания отразился военный характер сооружения - это соединённые воедино бастион и два полубастиона.




Внешний фасад, обращённый к северу - в сторону возможного противника - представляет собой сплошную крепостную стену, прорезанную небольшими окнами-амбразурами, узкими бойницами и специальными отверстиями для выхода дыма от выстрелов.




Военно-историческому музею артиллерии, инженерных войск и войск связи принадлежит одна из трёх мировых универсальных военно-технических исторических оружейных коллекций, не уступающая по объёму двум другим - Палате (хранилищу) образцов (Pattern Room) министерства обороны Великобритания (открытого доступа посетителей нет) в Лидсе и Военно-технической учебной коллекции федерального управления военной техники и снабжения бундесвера в Кобленце (Германия).




И это положение сохраняется, несмотря на то что после Великой Отечественной войны (1941-1945) Артиллерийский исторический музей поделился своими коллекциями с  музеями Украины, Молдавии, Прибалтики, а также с Государственным Эрмитажем, с мемориальным музеем А. В. Суворова в Ленинграде, Государственным историческим музеем (Москва), Государственным историко-культурным музеем-заповедником "Московский Кремль" и др.




Здесь сосредоточены ценнейшие коллекции не только стрелкового и холодного оружия, но и артиллерийского вооружения и боеприпасов, военно-инженерной техники, средств военной связи, боевых знамён, военной формы одежды, произведений батальной живописи и графики, наград и знаков, а также архивных документов начиная с первой четверти XVIII в.




Музей большой и удержаться и не сделать много фоток не смог. Поэтому разделю на несколько частей.




Этот пост будет обзорным всего музея со ссылками в конце поста. Но в основном он о "Внешней экспозиции", общая площадь которой составляет около двух гектаров.




Здесь можно увидеть: артиллерийскую военную технику; образцы ракетного вооружения; собрание инженерной техники; образцы связисткой техники.




Коллекция музея непрерывно пополнялась, в ней появлялись не только отечественные, но и зарубежные экспонаты. Некоторые уличные экспонаты уникальны. Начну с самой "старой" артиллерии.  40-гривенковая 183 мм осадная пищаль "Лев" со львом на боку.




Бронза, масса 5634 кг, мастер Андрей Чохов, 1590г. Тот самый что отлил Царь-пушку которая стоит в Москве.







И это работа Чохова. 24-гривенковая (152-мм) осадная пищаль "Скоропея". Пушка находилась на вооружении города Пскова и применялась в боях под Нарвой в 1700 году, где была захвачена шведами, но потом все же возвращена на родину в 1778 году.




Ствол бронзовый, масса 3669 кг, отлит Чоховым в 1590 году.




Какая замечательная зверюшка на створе. Я так понимаю голова на хвосте являлась мушкой... удовольствие отлить такое оружие было дорогим. Не знаю наши расценки, но история сохранила стоимость подобной в Германии. Во Франкфурте-на-Майне была отлита бомбарда калибром 500 мм, и стоила она столько же, сколько стадо из 442 коров, а один ее выстрел оценивали в 9 коров, если продолжать считать в «живом весе»!




Почти на каждом стволе украшения и надписи, выполненные красивым шрифтом. Содержали имя создателя не всегда, а вот их название обычно указывалось. Возможно Иван Грозный изображен на пищали "Ревельский лев", созданной мастером Карстеном Миддельдорпом из Любека в 1559 году для Ливонии, которая в то время воевала с Россией в ходе "Ливонской войны" (1558-1583) . Эта пищаль стала военным трофеем.

"Меня назвали «Красным львом». Железным ядром бью врага". Другая надпись: "Меня назвали «Горькая смерть», поэтому я разъезжаю по всем странам, не щажу ни бедного, ни богатого, в кого попадаю - мне все равно".




Об этой голове историки спорят до сих пор.  Головной убор характерен для русских и похож на "Шапку Мономаха". Это изображение есть в учебнике Леонида Кацвы "История России" (2005), книгах "Иоанн IV Грозный" Глеба Благовещенского (2010), "Царь Иван Грозный" Леонтия Ланника (2008), "Взятие Казани и другие войны Ивана Грозного" Валерия Шамбарова (2014), "Очерки истории Ливонской войны" Виталия Пенского (2017) и других, в некоторых случаях под знаком вопроса, иногда без. Пенской, например, пишет: "Вероятный прижизненный портрет Ивана Грозного".




Знаменитый отечественный антрополог Михаил Герасимов в результате многолетних трудов создал уникальный метод реконструкции внешнего облика по костным останкам, которая с успехом применяется по всему миру. На основании анализа черепа Ивана Грозного Герасимовым была предложена версия внешнего облика царя, которая сильно отличалась и от исторических портретов, а также словесных описаний современников.




Большое сходство, согласитесь! Но историки не склонны считать что это наш царь и предполагают что это мастер изготовивший орудие. Но никогда ранее мастеров так не ставили. А на шею этой скульптуры накидывался толстый канат. Орудие поднимали, переносили, перевозили. Так что изображение врага подходило для этой, совсем не почетной миссии.

Вот казенная часть орудия... сделано просто на уровне облаков. Видно что женщина реальная с чертами лица, а не собирательный образ. Интересно кто это. Пушка находится в Музее армии в доме инвалидов в Париже.


    


Когда пушкарь целился он держал ее за голову ))




Еще одна красотка Чохъова - пищаль "Царь Ахиллес". В 1633-1634 гг. она входила в состав артиллерии русских войск, осаждавших Смоленск, и стала трофеем польских войск. До 1703 г. находилась в г. Эльбинге, где ее захватили шведы. Пищаль выкупили у шведов русские купцы Ф. Аникеев и П. Барсуков (Борсуков) и доставили в Петербург. По указу Петра I купцам было уплачено за нее 1540 рублей серебром. Кроме того, Аникееву был отлит памятник, а Барсукова Петр I пожаловал золотой табакеркой с надписью "За неоднократные услуги".




В Тридцатилетнюю войну" (1618-1648) кардинал Ришелье приказал отливать на стволах пушек слова Ultima ratio regum (лат.: «Последний довод королей»). Это и украшение, и запоминающийся слоган, и маркировка в одно и то же время - с такой надписью пушка если и пропадет, то отыскать ее будет несложно!




Вот где могучий ствол. Самоходная миномётная установка 2Б1 "Ока" калибром 420 мм. Снаряд весом в 670 кг летел на дальность 50 км. Производилась ограниченной серией и предназначалась для стрельбы в том числе ядерными зарядами.




Его называли "орудием Апокалипсиса". Такая же красавица на параде на Красной площади. Специальные выстрелы для пушки СМ-54 получили наименование «Конденсатор-АР», «Конденсатор-Д»; к миномету - «Трансформатор-Д», «Трансформатор-АР».  Гусеничное шасси, разработанное на базе узлов и агрегатов танка Т-10 и получившее индекс "Объект 273", для миномета «Ока» создавал Кировский завод.




В конце XVIII века коллекции насчитывали около 6 000 предметов. Среди них было уже не только оружие, но и латы, кольчуги, другие памятные вещи, связанные с воинской службой. В состав Артиллерийского вошло несколько других музеев, значительно пополнив его фонд и сделав одним из крупнейших в мире.




Это первая часть о технике находящейся на улице. На улице выставлено 175 экспонатов.

Что можно осмотреть в музее:

Русская артиллерия XIV - XIX вв.
Петр Великий и Северная война (1700-1721 гг.)
Войны России второй половины XVIII века
Генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов и Отечественная война 1812 г.
История развития русской артиллерии (вторая половина XIX - начало XX в.)
Русская армия в Первой мировой войне
Советская артиллерия в годы Великой Отечественной войны
История развития отечественного ракетного вооружения
Калашников - человек, оружие, легенда
Оружие Западной Европы XV-XVII вв. (Рыцарский зал)




305-мм гаубица обр. 1915 г. Выпускалась на Обуховском заводе в Петрограде до 1917 года. Масса орудия - 64 тонны. Гаубицы участвовали в Великой Отечественной и оставались на вооружении до конца 1950-х годов.







И танки присутствуют и инженерная техника. Танк Т-80.




300-мм реактивная система залпового огня "Смерч".




Ряд орудий наших и Европы времен  Первой мировой войны 1914 года







Американский танк времен 2 мировой Шерман.




Памятник Калашникову.




Послевоенная буксируемая и самоходная техника.




152 мм "Акация" 2С3. Командовал батареей таких самоходок в Германия и в Мулино Нижегородской области )) она и ядерным боеприпасом стреляла. Ядерные заряды малого калибра для обычных орудий начали разрабатывать в 1964 году. Были ядерные 240-мм мины 3БВ4 для 240-мм миномета «Тюльпан», 203-мм снаряды 3БВ2 для 203­мм гаубицы Б-4М и 152-мм снаряды 3БВ3 для 152-мм гаубицы «Акация».




А еще и на 2С1 служил на 122 мм "Гвоздике" в Вильнюсе...




203 мм самоходная пушка 2С7 "Пион".




Артиллерия у России всегда была одной из самых сильных в Европе.




152 мм орудия образца 1937 года.  Крайняя справа № 5900. Командир орудия и наводчик были братьями-близнецами, прошли с этим орудием всю войну.




Братья-близнецы Дмитрий и Яков Луканины - артиллеристы 8-й батареи 197-го гвардейского артиллерийского полка 92-й гвардейской стрелковой дивизии. На фронте с 1942 года. Воевали в составе одного расчета, где Дмитрий был командиром орудия, а Яков - наводчиком. Сражались в Сталинграде, где были ранены одним снарядом. Участвовали в битве на Курской дуге, где 9 июля 1943 года уничтожили 4 танка. Отличились при освобождении Украины. 15 октября 1943 уничтожили 4 немецких танка, ведя огонь с расстояния 200 метров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии младшему сержанту Луканину Дмитрию Ефимовичу и Луканину Якову Ефимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Закончили войну братья Луканины в Вене. Надо сказать, что в отношении уничтожения немецких танков, братья Луканины являются самыми результативными артиллеристами Красной Армии. Их расчет и их бессменная пушка-гаубица  уничтожили 37 немецких танков и 1 штурмовое орудие.




Эту десантную танкетку десантники подарили директору музея. Он решил на дачу её не брать, отдал в музей.




Пора заходить внутрь. Кстати, все допускают одну большую ошибку. Почти все первым делом осматривают технику на улице, до посещения музея внутри. Зря. Когда из музея вас выгонят (если он будет закрываться) у вас будет примерно час обойти все во дворе. Этого вполне достаточно.

В принципе, войти во внутренний двор Кронверка можно бесплатно, мимо касс, но только в часы работы музея через сквер Декабристов. Внутри здания билеты спрашивают снова.




Есть еще экспозиция техники и орудий сзади Кронверка. Часть её можно увидеть из окон Рыцарского зала и Зала войск связи на третьем этаже. В будущем её тоже откроют для посетителей.




Частично инфа и фото (С) интернет.  Продолжение следует... идем внутрь.

Киевская Русь, рождение артиллерии, войны до XX века  ●  Залы первого этажа

Самые главные экспонаты - доспехи Лжедмитрия I, мортира Лдежмитрия, пушка подаренная Петру I отцом Алексеем Михайловичем.


Доспехи Лжедмитрия I




Очень интересен "Рыцарский зал".




Один из главных и самый первый экспонат музея - "Мортира Самозванца".




68-гривенковая 216 мм осадная пищаль "Инрог".




Петровская Россия, Северная война ● Залы второго этажа






Советская экспозиция и оружие Калашникова ● Залы третьего этажа


Интересен броневик. С такого же выступпал Ленин. Есть памятник Сталину.




Орудия советской эпохи - революции и Великой Отечественной войны (1941-1945)













Интересны залы посвященные Калашникову и его знаменитому автомату.




Гордость коллекции - именное оружие, переданное прямо из мастерских, включая подписные автоматы Калашникова.




Музей открыт с 11.00 до 18.00 (касса закрывается на час раньше) вход посетителей на территорию музея прекращается в 17.00. Выходные дни - понедельник, вторник, последний четверг месяца.

Все экскурсии проводятся по предварительным заявкам и по согласованию с диспетчером научно-просветительского отдела (тел. 232-02-96). Информация по расценкам - в разделе "Экскурсионное обслуживание".




Как дополнение, для тех кто очень любит артиллерию. Уникальные сверхтяжелые орудия есть еще в нашем Главном железнодорожном музее России




Там же и уникальный ракетный комплекс "Молодец", сохранившийся в единственном экземпляре.




Интересны для осмотра и Форты Кронштадта, маяки и Петровский фарватер ● Обзорный пост

И конечно  Форт "Красная Горка" (Алексеевский форт). Там можно увидеть сверхтяжёлую железнодорожную артиллерийскую систему с орудиями затонувшего линкора "Императрица Мария". Были выпущены 3 экземпляра, объединённые в 9-й отдельный артиллерийский железнодорожный дивизион.




#делобылоосенью  О русской артиллерии и не только...

МУЗЕИ   С-ПЕТЕРБУРГА

Эрмитаж. Коротко об истории музея и не только
Прогулка по пустому Эрмитажу
Реставрационно-хранительский центр Эрмитажа

Михайловский замок. История строительства и трагическая судьба
Легенды и мистика Михайловского замка
Последний день императора Павла I и смерть русского Гамлета XIX века
Внутреннее интерьеры Михайловского замка. Первый этаж
Внутренние интерьеры Михайловского замка. Второй этаж

Репортаж из Русского музея. Часть 1
Бродилка по Русскому музею. Часть 2

Кунсткамера. Первый музей в России...

О домике Петра - самом старом здании в С-Петербурге

"Большой тронный зал" Екатерининского дворца и нюансы его восстановления

Главный железнодорожный музей России

Строгановский дворец Петербурга
Магазин "Музей шоколада" у Строгановского дворца

Государственный музей политической истории России в доме Кшесинской

Артмуза - музей современного искусства

Музей петербургского метрополитена

10 малоизвестных оригинальных музеев Петербурга

Инфа и частично фото (С) интернет. Основа: Оф. сайт музея, Википедия, https://naukatehnika.com/ https://architectureguru.ru/

#делобылоосенью, календурь, Санкт-Петербург, музеи

Previous post Next post
Up