Форты Кронштадта, маяки и Петровский фарватер ● Обзорный пост

Jul 20, 2021 19:30




Форты Кронштадта - это оборонительная цепь фортов вокруг острова Котлин, на котором стоит крепость Кронштадт.
В ходе "Северной войны" 1700- 1721 гг (подробный пост) России нужно было закрепиться в прорубленном окне в Европу, которое шведы все время пытались захлопнуть, т.к. им оттуда дуло. Поэтому еще император Петр I начал строительство земляных крепостей для дополнительных батарей, дабы укрепить оборону Кронштадтской крепости.
Кронштадт - город славы русских моряков ● Обзорный пост







Впереди у Кронштадта большие перемены! В рамках проекта "Кронштадт. Остров фортов" будут возведены: самый большой в мире музей военно-морского флота, океанариум, дайвинг-центр, гостиницы, марины для яхт и катеров, появятся научные и образовательные площадки. Особое внимание будет уделено знаменитым кронштадтским фортам.




Экскурсия началась от форта "Константин". Про него расскажу в самом конце.




Кораблик небольшой, но уютный. За эти деньги можно было и на скоростном катере, но мы никуда не спешили. 2500 руб с человека.




Кораблик толковый. И где спрятаться от солнца место есть и на носу скамеечки хороши. А если будет прохладно есть помещение со смотровыми окнами внутри. Там и термос с чаем есть и вода. Напитки бесплатно.


        


В ходе экскурсии  высадка на два форта. Форт "Граф Милютин" с осмотром казематов.





      


C 1704 года до начала XX века вокруг Кронштадта с северной и юной стороны была построена цепочка крепостей, состоящая из 21-го укрепления, 17 из которых расположены в Финском заливе.




Жара на воде переносится прекрасно )) вид на остров Котлин.




Строительство фортификационных сооружений началось с южной стороны острова Котлин, поскольку Финский залив здесь глубже и угроза прохождения в этом месте вражеских кораблей была выше. Из семи южных укреплений самым первым был возведен Кроншлот.




Про  Форт Кронштадта "Александр I" или "Чумной форт" я уже писал отдельный пост.







Форт "Цитадель" , а позже " Петр I".




Он был создан еще при Петре для защиты от обстрелов с моря Купеческой гавани.




Сначала укрепляют батарею святого Яна, а затем, понимая недостаточность этой меры, строят новую батарею - "Цитадель". Строительством руководит капитан Лейн, и оно ведётся силами солдат и офицеров Семёновского и Преображенского полков.




Форт строился на ряжах и имел, подобно Кроншлоту, внутреннюю гавань. Это позволяло войти кораблям и вести оконо без морской качки под частичной защитой корпуса от вражеских ядер.




По окончании строительства в 1724 году в батарее было 106 орудий и пороховые погреба на сваях. В дальнейшем из соображений безопасности порох был перемещён в брустверы.




До наводнения 1824 года форт только незначительно ремонтировался. А после наводнения было решено перестроить его в камне. В 1827 году принят проект Карбоньера, а реализовал его майор Фуллон.




По сравнению со старой крепостью были добавлены новые сваи и бетонное основание, что значительно укрепило форт. Кладка башен выполнена из бутовой плиты и облицована гранитом со стороны залива. Заделаны швы, толщина стен доведена до 2 м.

После перестройки оборона форта осуществлялась по круговому принципу. Главная башня соединялась по флангам с двумя полубашнями. Горжевая часть с двумя проходами во внутреннюю гавань форта была вооружена 16 полупудовыми единорогами, а сами проходы перекрывались чугунными раздвижными мостами. На форте располагалось 422 человека гарнизона, вооружённого 97 орудиями. По окончании строительства 7 сентября 1834 указом Николая I форт получает имя Петр I.




Во время преобразования форта " Александр" (Чумного) в противочумную лабораторию, именно форт " Петр" принял всё его вооружение.




Такой огонь позволяли вести батареи (понятное дело во времена применения ядер).




Это уже форт  "Первый защитник". Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Петр I назвал Кроншлот - "Коронный замок". Форт был построен в 1704 году по личному указанию Петра I.




О нем я уже писал подробно "Кроншлот" - первый форт Петербурга и главный защитник



Форт имеет десятигранную форму и служил серьезной преградой от шведов во времена "Северной войны" 1700- 1721 гг (подробный пост). Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов.




Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.




В гавань могли войти корабли и своими орудиями без морской качки вести огонь по неприятелю.
Фарватер до Петербурга - один из самых сложных в мире.




Вид сверху с разных ракурсов. Сейчас есть идея восстановить башню и форт.  До того как артиллерия стала вести огонь на дальние дистанции, главным защитником морского  фарватера в Петербург был именно Кроншлот.




Батарея Князь Меншиков была построена в 1843-1850 годах у входа в Купеческую гавань. Ее оригинальное положение и узкий сектор обстрела с основной директрисой, направленной на северо-запад, определяется назначением - фронтальным огнем подавлять попытки кораблей противника прорваться по фарватеру на Малый Кронштадтский рейд.




Сначала форт был земляной с деревянными укреплениями. В 1841 году на этом месте было решено построить четырёхъярусную казематированную батарею (три закрытых и один открытый ярус). Проект был составлен за три недели инженер-капитаном И.А. Заржецким. Батарея была названа именем адмирала князя А. С. Меншикова, управляющего Морским Министерством.




До начала Великой Отечественной войны она использовалась для хранения боевых припасов и военного имущества.




В 1942 году на территории батареи были установлены два 100-мм орудия. Новая батарея получила № 668. В послевоенные годы два верхних закрытых яруса батареи полностью разобрали.




Стоят корабли. Готовы к скорому параду.




В связи с угрозой, исходившей от английского флота во время Крымской войны, между фортами " Александр" и " Петр I", а чуть позже - фортами "Кроншлот" и " Петр I" в 1854 году было установлено первое в мире минное подводное заграждение. Протяжённость минной позиции, оснащённой минами Якоби, составила 555 метров. И оно прекрасно себя показало, затопив пару английских кораблей.







Орудия и сейчас смотрятся устрашающе...







Каменюки прикрыли маскировочнгыми сетями. Это проще, чем выкорчевать прибитые волной бревна.




Виднеется золотой купол Кронштадтского Морского собора святителя Николая Чудотворца
















Трибуна готова к встрече с парадом ))





     





Разворачиваемся к форту Милютин.







Форт Крошлот вблизи...










Идут гражданские суда.




Один из створных маяков... маяки одинаковы по высоте и рулевой ориентирует корабль так, чтобы маяки максимально совмещались друг с другом, и по ним идёт по фарватеру.




Вдали виднеется Чумной форт.




Форт " Павел I". Этому прекрасному форту, некогда похожему на Чумной. Который больше и мощнее не повезло больше всех. Форт был построен в 1801 году (строил И.Герард) и располагался на два километра западнее Кроншлота. Завершено строительство в 1801 году, на батарее с фронтом обороны 408 м разместилось 66 пушек и мортир.




Первое название форта - "батарея Рисбанк". Возможно первое рекламное название в честь банка в России ))) В 1808 году была построена ещё одна батарея в тылу Рисбанка, вооружённая 19 орудиями.




Наводнение размыло форт и его перестроили, сделали значительно выше, надстроили второй ярус на высоте 7 м от ординара. В 1834 добавлено ещё 3 куртины на ряжах и 2 казармы, а также пороховые склады, после чего количество пушек увеличилось до 122, а обслуживающих их солдат - до 610.




В 1854 году форт получил имя императора - « Павел I». Между фортами « Павел I» и « Александр I» впервые в мире было установлено минное заграждение, которое не позволило англичанам атаковать город в 1854 году. Англичане вынуждены были ограничиться обстрелами издали после того как на минах подорвались 2 их корабля.




Строительство форта продолжилось и после окончания войны в 1856 году - и в результате в 1859 году здесь было более 200 орудий и 1000 человек. Затем его использовали как склад мин.

20 июля 1923 года матросы с "Парижской коммуны" высадились на форте, выпили и решили проверить взрываются ли мины. Метод проверки был рабоче-крестьянским, ибо все гениальное - просто. Матросы бросили мину в костер.




В результате взрыва некоторых убило, но парочка выжила и сумела даже эвакуироваться, когда началася пожар. Пожар тушить было некому. И чтобы не рванул боезапас и не снес половину Кронштадта, было решено расстрелять форт из орудий - сбить огонь и похоронить под обломками форта склады с минами.  В результате этот форт до основания разрушил русский корабль ВМФ, стоявший на рейде в Крошнштадте.




Пара матросов, что гуляли в форте, выжило и их даже судили революционным судом, который потребовал - "на сегодня хватит дуэлей пить". Моряки согласились и их отпустили, как говорится... с революционном приветом. Так закончил свое существование славный форт, который могбы принести еще много пользы России.




Вокруг Кронштадта 17 фортов находящихся на искусственных островах... и каждый со своей уникальной историей.




Приближаемся к форту Милютин. Изначально форт назывался "Южная батарея №3". Он был построен в период 1865-1871 годы, позже получил имя "Башенная".




В  1882 году по указу Александра III был переименован в "граф Милютин" в честь военного министра и генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина. Милютин совместно с расположенным напротив береговым фортом Константин должны были перекрывать огнем Кронштадтский корабельный фарватер. Во время Великой Отечественной войны отсюда велся огонь по противнику, занявшему Петергоф и Стрельну и по немецким самолетам.




О нем напишу подробно отдельным постом. Ведь на нем будет подробная высадка с осмотром снаружи и внутри.




Во время Великой Отечественной войны Кронштадтские форты сыграли важную роль в обороне блокадного Ленинграда и защите Ораниенбаумского плацдарма.




Кронштадтский форт "Милютин" или "Южная батарея № 3"




Кронштадтский форт "Константин"




После окончания Русско-японской войны было принято решение о переносе границ приморской обороны дальше на запад. Форты Кронштадта к тому времени технически устарели. В это время были построены форты «Ино» («Николаевский»), «Красная Горка» («Алексеевский»), «Серая Лошадь», «Риф» и другие.

Помимо южных фортов, защищающих Кронштадт с юга и южный фарватер, существуют северные форты, которые защищают остров со стороны северного фарватера:

Форт «Тотлебен» («A», «Первомайский»), построен в 1897-1913 годах (инженер Шишкин А.А.).

Форт «Обручев» («B», «Красноармейский»), построен в 1896-1913 годах (инженер Шишкин А.А.). Строительство фортов «А» и «В», защищающих Северный фарватер и оснащенных 106 орудиями, стало самой трудоемкой и дорогостоящей работой в истории Кронштадта.




1-й Северный форт (Батарея северная №1). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.). Перестроен в 1861 - 1869 годах (инженер Зверев К.Я.). Был соединён дамбой с островом Котлин. До 2002 года использовался как склад патронов, в настоящее время заброшен.

2-й Северный форт (Батарея северная №2). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1862-1867 годах (инженер Зверев К.Я.).

3-й Северный форт (Батарея северная №3). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.), 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Практически полностью уничтожен при строительстве дамбы.




4-й Северный форт («Зверев»). Построен в 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.) в дополнение к уже существовавшим фортам №№ 1, 2, 3, 5 и 7. Позволял вести не только фронтальный, но и фланговый огонь. Имел более мощное вооружение, чем на других северных фортах. Соединен с фортом №6 подводной каменной грядой.

5-й Северный форт (Батарея северная №5), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.).

6-й Северный форт (Батарея северная №6), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.). В 1960-е годы здесь были построены сооружения из силикатного кирпича военного назначения, полностью исказившие облик форта середины XIX века. Соединен с фортом №4 подводной каменной грядой.




7-й Северный форт (Батарея северная №7), построен в 1854-1856 годах (инженер-генерал-майор Дзичканец И.Г.). Поврежден наводнением в ночь с 26 на 27 ноября 1857 года. Перестроен и усилен в 1860-е годы и позднее. В настоящее время соединен с дамбой КАД.




Форт "Красная Горка" (Алексеевский форт). История со старыми фотками и как до него добраться




А еще у нас много интересных маяков.

Маяк у форта "Красная горка"




Маяк Стирсудден и его судьба




Шепелевский маяк Ленинградской области (подробный пост о маяке снаружи и внутри)




Крепости России и ближнего зарубежья ● Обзор со ссылками

Частично инфа и фото (картинки) (С) интернет. Основа: Википедия и www.spb-guide.ru

крепости, иные города, Санкт-Петербург, флот, житиЕ моЕ, семья

Previous post Next post
Up